Третью неделю 28-летняя учительница отходит от конкурсных событий. График плотный: наверстать программу с учениками гимназии и дополнительные занятия со школьниками в "ФабЛабе" Тюменского госуниверситета, дать интервью, наконец, выспаться, ну хотя бы чуть-чуть… А потом войти в привычное русло, но в непривычной, чрезвычайно ответственной роли, и позволить себе путешествия с радостным возвращением в место силы - родную и любимую Тюмень.
Екатерина, конкурсная суета позади, какой главный урок вы для себя извлекли?
Екатерина Костылева: Скорее всего, это был урок про открытия - особые подходы, приемы, методики в организации обучения и воспитания ребят, которыми делились коллеги, значимость наставников, поддержку региона, родных и друзей. Конкурс - это буквально про все, но главное - он про любовь к детям, про помощь им именно сейчас, чтобы они были счастливыми сначала в роли школьников, а потом - востребованных специалистов.
Вы упомянули про наставников, имея в виду учителей для учителей?
Екатерина Костылева: Да, конечно. Роль опытных коллег, которые могут направить молодежь, вообще не обсуждается - она важна. К счастью, в Тюменской области институт педагогического наставничества есть: начинающие помогают стажистам осваивать цифровые технологии, а стажисты делятся с начинающими профессиональным и житейским опытом. Наставничество должно приобрести всероссийский масштаб. Считаю, педагоги - участники конкурса могут с полным правом транслировать свои знания студентам педвузов и колледжей.
Есть ли у вас такой человек-проводник?
Екатерина Костылева: Мне везет на проводников с детства. Первые учителя, конечно, родители. Учителя в школе и в допобразовании помогли сформировать глубокую любовь к обучению. Наставники были в педагогическом отряде "Неугомонные", в университете. Они есть среди коллег сейчас.
Хотели ли бы опять поехать в Ростов, снова нырнуть в "конкурсную реку"?
Екатерина Костылева: Спустя время, когда что-то переживется и даже забудется, я, возможно, отвечу "да", но именно сейчас честно скажу: надо хорошо подумать… Конкурс много дает, но он и берет, чем-то приходится жертвовать.
Используя опыт конкурса, что бы вы могли поменять в отечественной системе образования?
Екатерина Костылева: Всегда есть что менять. Нет предела совершенству. В этом году не только я, но и все учителя из пятерки победителей получили статус советников. Когда закончится активная послеконкурсная пора и мы войдем в привычный рабочий ритм, думаю, начнем встречаться и искать ответ, в том числе на ваш вопрос. Министр, кстати, обещал прислушиваться. Нынешние финалисты - из удаленных друг от друга городов: Москва, Казань, Ставрополь, Хабаровск, Тюмень. Нам будет о чем поговорить.
Часто слышу от взрослых, что современные дети какие-то не такие…Так какие они?
Екатерина Костылева: Интересные, многогранные, чудесные. Другие. Они знают гораздо больше, чем знали мы в их возрасте. У них другой опыт - такого не было у нас, другие возможности в школьном и дополнительном образовании: форумы, проекты, олимпиады, семинары, сессии. Но и ответственность еще большая, чем была, допустим, у моего поколения. От взрослых зависит качество среды, которая создается для детей. Миссия педагога в этой среде - быть проводником по пути научного познания, а не транслятором информации, как прежде. Сопровождать, поддерживать, объяснять, аргументировать - вот наши задачи.
Как помочь детям не совершать непоправимых ошибок?
Екатерина Костылева: Дети должны делать какие-то ошибки - это нормально, это их опыт. Я имею в виду выбор чего-то, отказ от чего-то. Они же ищут себя! Но от непоправимых ошибок, конечно, следует оберегать. Это комплексная ответственность и семьи, и школы. Родитель должен знать, что происходит с ребенком вне дома, а учитель - вне класса.
Существует ли дружба между учителем и учеником?
Екатерина Костылева: Дружба - очень конструктивная вещь. Она про принятие, поддержку, выручку. Важно понимать, что дружба между начальником и подчиненным, учителем и учеником и даже родителем и ребенком имеет определенные границы, рамки, правила… Я ценю то, что мои ребята считают меня другом, но они точно знают: я в первую очередь наставник, а панибратства не признаю. Стараюсь объяснять им последствия поступков. Они сами должны уметь оценивать степень ответственности и результат.
Как заразить ребенка азартом учиться? Не все хотят ходить в школу, даже в новую, крутую, передовую - это, увы, факт…
Екатерина Костылева: Надо найти в учебном процессе мотивационный элемент, интересный ученику, и через него поддерживать азарт. Возможно, это проект, который ребенок ведет с командой и реализуется в нем. Или сама среда, куда он хочется возвращаться. Прошлый год, когда мы долго учились в дистанционном формате, показал: абсолютно все дети соскучились по живой школе и учителям. Значит, интерес есть - в той или иной степени.
Кто отвечает за интерес? Только учитель?
Екатерина Костылева: В идеале должно быть сотворчество, синхронная работа учителя и родителя. Без участия мам и пап, без культивирования важности обучения внутри семьи учителю не справиться.
Как адекватно оценивать ученика? Несмотря на массу контрольных и тому подобных вещей, учитель все равно субъективен.
Екатерина Костылева: Да, педагог изо дня в день видит ребенка, формирует о нем свое мнение. Но сегодня довольно много способов объективной диагностики, начиная с горизонтального контроля, когда педагоги оценивают чужих учеников, пробные контрольные, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, даже научно-практические конференции и школьные фестивали, хотя последние примеры не про отметки, а вообще про внимание к ребенку, его способностям.
Ваш предмет - совсем не девочковый… Как вкусно рассказать о нем?
Екатерина Костылева: Инженерные специальности давно не связаны лишь с заводами и станками. Сегодня в биоинженерии, нанотехнологиях, новых материалах успешно реализуются именно женщины. В позапрошлом году, например, Кэтрин Боуман (на тот момент ей было 30 лет) разработала алгоритм визуализации сверхмассивной черной дыры в ядре галактики Мессье 87 с помощью телескопа горизонта событий. Современные девочки взаимодействуют со множеством технологий, начиная с беспроводной зарядки для телефона и заканчивая мультиваркой и индукционной плитой. Это же все физика!
Как помочь тем, кто не понимает физику, но при этом старается, пыхтит-зубрит?
Екатерина Костылева: Первым делом необходимо найти способ самореализации для таких ребятишек, например, поработать над проектом на стыке наук. Допустим, спортсмену-лыжнику заняться темой скольжения. Если заинтересовать не удается, нужно выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, приглашать на дополнительные консультации, но без угнетения и давления.
Самое трудное в вашем деле?
Екатерина Костылева: Когда ученик сталкивается с горем, попадает в трагическую, критическую ситуацию… Нужно правильно оценить момент, занять верную позицию и сделать то, что можно сделать.
Не каждый учитель становится отличным педагогом… Когда следует уходить из школы?
Екатерина Костылева: Когда дети начинают раздражать. Когда понимаешь, что не можешь дать им знания и что-то еще. Когда не получаешь удовольствия от общения. Когда не готов сам искать, учиться. Возможно, это не повод бросать профессию, а повод менять стратегию. Если же и дальше регресс, тогда да, надо уходить.
Вам самой хотелось когда-нибудь уйти?
Екатерина Костылева: Когда в шесть утра звонит будильник, очень хочу, чтоб было по-другому. Но это, конечно, шутка.
Вы бы советовали молодежи идти в учителя?
Екатерина Костылева: Я бы советовала заниматься тем делом, которое нравится. Если нравятся дети, коллективные творческие дела, процесс познания, то школа - лучший вариант.
Как физик ответьте: в век цифровых прорывов смогут роботы заменить учителей?
Екатерина Костылева: Это невозможно! Найти индивидуальный подход к ребенку способен только живой человек. В образовании важна коммуникация. И фигура взрослого. Личность! Нельзя заменить компетенции педагога алгоритмами. Сама профессия со временем, конечно, изменится. Но не более того.
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.