От зрелости к индивидуальным траекториям

08.10.2021 277

На Московском международном салоне образования 2021 прошла дискуссия «Цифровая трансформация образования и науки: ИОТ-технологии и новый коммуникационный код»

Андрей Юрченко, врио директора Федерального исследовательского центра информационных и вычислительных технологий:

Цифровая трансформация науки: первое, что мы можем видеть, это движение в сторону создания цифрового профиля ученого, который так или иначе уже реализуется, преимущественно западными наукометрическими площадками. Для этого уже существуют различные информационные системы. Но когда мы говорим о цифровизации науки в целом, мы все равно должны прийти к какому-то новому пониманию. И это не просто новая платформа, база данных или база знаний, это инструментарий, который позволит ученым лавировать, оперировать данными, создавая интероперабельный цифровой продукт, а тем, кто работает с учеными, видеть, куда двигается ученый и использовать то движение, которое у ученого есть, чтобы его уловить и нативным образом применить для решения прикладных задач.

Цифровая наука – это движение науки к цифровому описанию знаний, цифровой модели, своеобразному "знаниеобороту" - свободному движению знаний между наукой и образованием. Преимущество такой модели в полноформатном цифровом следе. У ученых уже есть свой цифровой след, и он в настоящее время больше собирается и анализируется на западе. Все-таки должна быть похожая система и у нас. Нужно обозначить эти приоритеты изучения и использования цифрового следа через создание новых отечественных наукометрических систем. Наука сейчас – работа больших групп и коллективов, важно создать безбарьерную среду взаимодействия для учёных, стремиться к действительной академической мобильности.

Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng:

Если взять всех людей в России, отсортировать по убыванию мотивации к обучению, мы увидим некоторую вырождающуюся экспоненту. И все образование: школьное, вузовское, частное, детей и взрослых - оно умеет работать только около ноля - с мотивированными, а с остальными оно умеет как-то коммуницировать. Опережающий показатель нашей цифровой зрелости - это то, что длинный хвост, который сейчас тратит секунды в месяц на собственное развитие, начал думать, что это реально полезно и мы нашли интерфейсы и способы коммуникации, чтобы пробудить у них интерес к собственному развитию.

Екатерина Любимова, проректор по образованию Университет 20.35:

Цифровая зрелость это про изменение мышления студентов и преподавателей, все это – часть цифровой трансформации. И мы понимаем, что это изменяет и педдизайн, но мы должны понимать, что во главу угла становится работа с данными.

Трендом становится изменение финансовой модели, где студенты будут сами выбирать, куда им потратить деньги на обучение.

Ирина Гордина, заместитель генерального директора IT-компании CUSTIS:

Мы не совсем ИТ-компания, процесс индивидуализации массового образования – это не тренд и не хайп. Это то, что делается, чтобы университеты сохранили свою актуальность. Сейчас главное - индивидуализация, ее университет прежде всего защищает [как стратегию развития]. Сейчас очень важно привести статистику, которую проявил Приоритет – 73 вуза показали свое стратегическое намерение по индивидуализации образования. У нас сейчас уже есть Консорциум, все его участники вошли в программу. Но мы видим, что не все 73 вуза готовы к внедрению индивидуальных образовательных программ.

Искандер Бариев, проректор Университета Иннополис:

Тема коллаборации и общения очень важная. Университет Иннополис является больше бутиковым. И индивидуальные образовательные траектории у нас получается выстраивать. Но при массовой истории получается, что индивидуальные траектории – это дорого, но дает результат. Средняя зарплата наших выпускников составляет 150 тысяч рублей.

Андрей Муханов, проректор МТУСИ:

Мы не сможем обойтись без понятия цифровой зрелости, потому что все в нее упирается. Старшее поколение еще помнит другую трансформацию - перестройку, где был использован современный инструментарий, а многие игроки остались в прошлом. Сейчас мы развиваемся. Цифровизация и ее зрелость, в первую очередь, это осознанность. Мы должны понимать, как мы работаем и с кем.
Современные студенты – поколение Z, называют цифровыми аборигенами. Почему молодые поколения преподавателей воспринимаются такими студентами проще? Потому что он говорит с ними на одном языке.

Меняются традиционные роли преподавателей и студентов. Пандемия нам показала, что сложные времена сильных делают сильнее, а слабых – слабее.

Трендом должна стать унификация ученых степеней, увеличение количества молодых ученых – и это одна из главных наших задач.

Источник: Телеграм-канал "Научно-образовательная политика"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*