5 октября во всем мире отмечают День учителя. Не так давно Президент России Владимир Путин особенно подчеркнул важность школьного образования и роль учителя в этом процессе, а также предложил объявить 2023 год Годом педагога. В преддверии праздника и в рамках исполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 4 октября в Общественной палате Российской Федерации прошел круглый стол на тему «Роль учительства и учителя в России».
Открывая работу круглого стола, Елена Родионова, член Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности, директор АНО АСТИК, поздравила всех с наступающим праздником.
Фото - oprf.ru
«Так сложилось, что учителя — это те люди, которые есть в жизни каждого человека. Эта профессия сегодня включает в себя многое: наши педагоги являются и психологами, и управленцами, и руководителями проектов, и теми, кто проводит первоклассные ивенты, что, конечно, говорит о том, что сейчас проходит новый этап в развитии и преобразовании профессии как таковой, но и в подготовке педагогических кадров. И на сегодняшней встрече мы, конечно, уделим этому особое внимание. Мы верим, что у нашей педагогической общественности большое будущее, в котором только прекрасные люди!» — отметила она.
Говорить об образовании, не привлекая к разговору непосредственно практиков, учителей, которые сейчас работают в школе, было бы бессмысленно. Ведь именно они помогают изнутри увидеть проблемы и тяготы, которые беспокоят педагогическое сообщество, а также поделиться конкретными наработками, проектами, которые проводят в своих образовательных учреждениях.
Проблему кадровой нехватки в школах, а в особенности кадровой нехватки специалистов эстетического блока, затронула учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 18 имени А.Р. Лысенко Екатерина Берзегова. Александр Малахов, социальный педагог ГБОУ «Школа № 2065», обратил внимание на юридическую незащищенность педагогов, примеры негативного образа учителя, который периодически транслируется в СМИ.
Говорили и о положительных сторонах — успешную практику сотрудничества педагогического и ветеранского сообществ представил учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ с. Нижнетроицкий» МР «Туймазинский район» Республики Башкортостан Ольга Каптелинина.
Невозможно вести разговор о роли учителя, не зная базиса. А базис — это, конечно, история. О том, как работали педагоги в годы Великой Отечественной войны, рассказал профессор кафедры истории России МПГУ Андрей Минаков. В связи с его докладом у участников круглого стола возникло предложение ввести в педагогические вузы для студентов особый курс, посвященный истории учительства в России.
У любого специалиста есть имидж. Мария Левина, президент Женского премиум-клуба и школы MyQueen, сделала акцент на необходимости целенаправленного формирования имиджа учителя, отметила, что учитель — это не просто передатчик знаний, это личность, которая должна быть гармоничной как внутри, так и снаружи.
Важный и очень трудный аспект в работе учителя — работа с родителями.
«Союз семьи и школы — залог успеха. Надо обратить внимание на то, что в педагогических вузах не учат работать с родителями. А ведь это один из ключевых моментов профессии. Необходимо ввести специальный курс по работе с родителями, ведь существует множество практик и специалистов, чей опыт будет так полезен педагогам», — сказал ответственный секретарь координационного совета НРА Алексей Гусев.
Доктор педагогических наук Александр Прутченков в своем выступлении дал практические советы «Как учителю не стать стандартным в условиях образовательного стандарта».
Об особой российской традиции в образе и личности педагога рассказала Елена Малышева, заместитель начальника департамента Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам: «Учитель — это не просто источник знаний, это нечто большее, что предполагает совершенно другой уровень восприятия. Для ученика он на протяжении всей истории нашей страны был калькой: с него брали пример, на него равнялись».
Она также отметила, что в российской традиции учитель — это ретранслятор государственной политики. И сочетание двух начал — государственного и личностно-коммуникативного — составляет смысловую нагрузку российского учителя. Она также присоединилась к словам Марии Левиной о важности имиджа учителя и продемонстрировала на примере архивных записей, что образ учителя на протяжении веков фиксировался в сознании учеников.
Арслан Хасавов, главный редактор «Учительской газеты», член Общественного совета при Министерстве просвещения Российской Федерации отметил: «Роль учителя в современном обществе сложно переоценить. Процессы цифровизации, несмотря на определенные опасения, лишь подчеркивают высокий статус педагогического труда, важность личного контакта учителя с классом. В настоящий момент в рамках реализации национального проекта “Образование” ведется грандиозная работа по модернизации отечественной системы образования, в том числе обновления материально-технической базы образовательных организаций всех уровней. Особое внимание уделяется и подготовке педагогических кадров, привлечению и удержанию в профессии молодых специалистов. Очевидно, что эти и другие меры, предпринимаемые в последние годы, дадут свои плоды, и прежде всего в качестве подготовки наших учащихся».
Предложения участников по итогам круглого стола буду обобщены и направлены в адрес профильных органов государственной власти и заинтересованных организаций.
Источник: Пресс-служба ОП РФ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.