В этот праздничный день хочу выразить вам, уважаемые учителя, глубокую признательность за ваш созидательный, благородный, самоотверженный труд. За то, что вкладываете в него все свои знания, душу, сердце.
В современном мире страна, отставшая в сфере образования, обречена на отставание во всем. Мы не имеем права допустить подобное. Школа, качество и доступность общего образования прочно вошли в число приоритетов политики Российского государства.
И это дает зримые результаты. После ряда непростых лет российская школа на подъеме. Притом не только по отечественным, но и по международным меркам. Так, в группе лидеров отечественная начальная и средняя школа. Мы на высоких позициях по качеству математического и естественно-научного образования. Наши команды не раз становились победителями международных олимпиад по математике, физике, биологии.
Вместе с тем для того, чтобы достичь национальной цели в этой сфере - войти в число десяти государств, занимающих ведущие позиции в области общего образования, - предстоит сделать многое. Одной из ключевых задач является модернизация материальной инфраструктуры общего образования. Работа здесь идет полным ходом. Но главное в школе - это фигура учителя, о чем я не раз говорила. И помнить об этом - важнейшее условие для реализации нашей национальной цели.
Каким бы ни был прогресс технологий, подчеркивает президент России Владимир Путин, они не могут заменить живого общения учителя и ученика, передать всю многогранность передачи знаний. Это действительно их совместное творчество. Роль наставника в образовании и воспитании, считает глава Российского государства, остается на долгие годы, если не навсегда, важнейшей и определяющей.
И наша образовательная политика строится исходя из такого принципа. Конечно, с учетом новых реалий, связанных с развитием информационных технологий, цифровизацией все новых сфер жизни общества. В связи с этим я вижу несколько требований, которые выдвигает современная система образования учителям.
Первое: школьное образование вступило в этап перехода, говоря образно, от образования запоминания к образованию понимания. Переход этот назревал давно. Еще в позапрошлом веке великий русский педагог Константин Ушинский прозорливо писал: "Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета".
Сегодня эта мысль звучит как руководство к действию. Учитель, ограничивающий свою работу доведением до учеников определенного объема информации по тому или иному предмету, - уходящая натура. Сейчас любой школьник в состоянии извлечь из недр интернета массив сведений по интересующему его вопросу, многократно превышающий содержание учебников. И потому на передний план выходит обучение школьников умению анализировать, привитие им навыков логически стройного мышления, поиска нестандартных подходов, творческих решений.
Естественно, изменение акцентов в идеологии общего образования требует внесения изменений в школьные программы, методику преподавания, организацию труда учителя. И, что сейчас особенно важно, - в саму систему подготовки педагогов для общеобразовательной школы. Из стен вуза должен выходить педагог не вчерашнего дня, а сегодняшнего и даже завтрашнего.
И нам уже понятно, каким он должен быть. Хорошим "предметником" - да. Но, как я уже отметила, этого недостаточно. Современный учитель призван не только сообщать факты, другие сведения, предусмотренные государственными стандартами, программами, но и учить понимать их. Образно говоря, педагог должен учить школьников учиться, готовить их к тому, что это предстоит делать непрерывно всю жизнь.
Второе, на что бы я еще обратила внимание. Мы видим, что реальность вокруг нас стремительно меняется. И так будет происходить и дальше. А значит, возрастают требования к современному учителю и как к воспитателю. В этой работе ему предстоит во все большей мере бороться за внимание и доверие детей, подростков, конкурируя со средствами массовой информации, интернетом, социальными сетями, популярными блогерами и даже с шоу-бизнесом. И потому в воспитательной работе все более значимым становится масштаб личности педагога: сила интеллекта, широта и глубина эрудиции, нравственные качества, убежденность в верности целей, идеалов, ценностей, о которых он говорит со школьниками.
И, третье, конечно же, современный учитель обязан обладать основательными компетенциями в сфере информационных технологий. Без этого он не в состоянии полноценно участвовать в проектах, связанных с созданием цифровой среды в школьном образовании, пользоваться ее инструментами, механизмами.
Отдаю себе отчет в том, что российские вузы пока не готовы выпускать из своих стен кадры, в полной мере отвечающие названным выше требованиям. Однако принципиально важно то, что работа по обновлению системы подготовки педагогов для дошкольных образовательных и школьных общеобразовательных организаций началась.
Теперь о том, что, безусловно, важно для всех учителей, да и не только учителей. Это вопрос зарплаты. Низкая оплата труда преподавателей в значительной части регионов серьезно сказывается на престиже учительской профессии, практическом обеспечении качества и доступности образования.
По этой причине молодежь, выпускники педагогических вузов неохотно идут в школы. Что чревато в перспективе старением учительского корпуса. Другое негативное следствие - межрегиональная миграция педагогов, их переток из субъектов Федерации с низкой оплатой труда в субъекты, где она выше. В результате не редкость картина, когда, что называется, с иголочки школа, оснащенная современным учебным оборудованием, испытывает ощутимую нехватку преподавателей.
В Совете Федерации - палате регионов - хорошо знают, насколько остро стоит эта проблема. В прошлом году мы направили обращение к правительству России с рекомендацией ввести единую систему оплаты труда педагогических работников дошкольных и школьных образовательных организаций. Президент поддержал эту инициативу. В настоящее время готовится постановление правительства, которое установит общие требования к оплате труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций. Пилотный проект планируется запустить в шести регионах.
И вот еще что я хотела бы отметить. Все знают, что в рядах работников дошкольного и школьного образования доля женщин не просто большая, а очень большая - свыше восьмидесяти процентов. Так сложилось исторически. Жизнь показала, что женщины успешно справляются с этой работой. В то же время им порой бывает непросто сочетать ее с миссией жен, матерей. Возникают и препятствия в карьерном росте.
Эти и другие темы входят в повестку Третьего Евразийского женского форума, который вскоре начнет свою работу в Санкт-Петербурге. Уже видно, что интерес к нему огромный. Мы готовы поделиться своим опытом, своим видением проблем, встающих перед женщинами-педагогами.
Истчоник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.