Учить студентов сегодня надо так, чтобы завтра было не страшно летать в самолетах и ложиться на операцию
Общественная палата собирает идеи, по каким критериям оценивать качество высшего образования. В числе предложений — динамика знаний студентов, квалификация педагогов и трудоустройство по специальности.
Пересмотреть существующие критерии потребовалось из-за новых правил аккредитации вузов, которые начнут действовать с 1 марта 2022 года. Сбор идей продлится до 1 ноября. А принять новые стандарты обещают в январе. «Парламентская газета» выслушала мнения экспертов.
Доверяй, но проверяй
С 1 марта 2022 года вузы смогут получать свидетельство о государственной аккредитации раз и навсегда. Ранее подтверждать качество работы нужно было раз в шесть лет. Жизнь им облегчила реформа контрольно-надзорной деятельности: закон, сокращающий количество различных проверок в 1,6 раза, приняли в прошлом году. А позднее внесли соответствующие поправки и в Закон «Об образовании».
Как отметил ранее ректор Российского нового университета Владимир Зернов, прежде подготовка к госаккредитации занимала до года и доставляла немало хлопот руководителям вузов.
«Необходимо было подготовить большое количество документов и доказать, что качество образования соответствует государственным образовательным стандартам», — рассказал он «Парламентской газете».
Регулярная аттестация прибавляла волнений не только деканам и ректорам, но и студентам: не получит вуз аккредитацию — не будет дипломов государственного образца. Порой случалось, что за пять лет, пока ребята учились, вуз лишали аккредитации и права выдавать документы об образовании, признанные государством.
Теперь от этой трудоемкой процедуры вузы освободят. Но это не значит, что институты и университеты останутся совсем без контроля, заявил на «Профессорском форуме — 2021» глава Рособрнадзора Анзор Музаев: «Аккредитация стала бессрочной. Но хочу успокоить: мониторинги будут ежегодными, они будут в автоматическом режиме проводиться, они уже существуют».
В планах на осеннюю сессию
Реформа вводит и новые подходы к процедуре аккредитации. Оценивать теперь будут не соответствие вузовских программ федеральным образовательным стандартам, как было раньше, а качество подготовки студентов.
Как именно это делать, обсудили в Общественной палате, где в конце сентября прошло совместное заседание общественных советов при Минобрнауки, Минпросвещения и Рособрнадзоре. «Надо понимать, что законодательство условно делит образование на две корзины. Первая — это условия, и это не показатели для аккредитации, это лицензирование. Вторая корзина — это качество, и здесь у нас — засада. Призываем всех подумать вместе», — сказал председатель Общественного совета при Рособрнадзоре Игорь Реморенко.
Новые критерии надо принять в ближайшее время, чтобы вузы могли подготовиться, отметил эксперт. Ведь до марта, когда и начнут действовать новые правила аккредитации, — осталось не так много.
Ранее министр науки и высшего образования Валерий Фальков в пресс-центре «Парламентской газеты» также отметил, что вопрос аккредитации войдет в план осенней сессии Госдумы
«Мы в первую очередь сосредоточимся на том, что касается статуса молодых учёных, на аккредитации, а также будем корректировать ситуацию, связанную с экспертизой научно-технической деятельности», — сообщил Фальков.
Поэтому в Общественной палате и объявили о начале сбора идей и предложений.
«Мы должны понимать, что те, кого мы сегодня учим, будут завтра обеспечивать нам с вами нормальную жизнь. Это вопрос о том, чтобы нам было не страшно приходить к врачам, не страшно летать в самолетах. Поэтому при формировании таких критериев, прошу вас ответить на эти вопросы сначала самим себе», — призвала экспертов заместитель руководителя Рособрнадзора Светлана Кочетова.
Оценка знаний — это комплексная вещь, сказал «Парламентской газете» председатель Общественного совета при Минпросвещения Виталий Сурвилло. Но для начала следовало бы прислушаться к абитуриентам, считает эксперт:
«Качество образования, мне кажется, это в первую очередь выбор самих студентов, какие вузы они выбирают и где хотят получать знание».
Сурвилло также поделился личным опытом: «Я в своё время следил, диплом какого вуза признает та или иная корпорация, потому что после вуза я какое-то время работал в бизнесе. Поэтому выбор работодателя — это второй критерий. Но он подходит не для всех профессий».
Трудоустройство выпускников как критерий оценки качества вуза — одна из самых обсуждаемых и осуждаемых идей в реформе аккредитации. Так, первый зампред Комитета Госдумы VII созыва по образованию и науке Олег Смолин не согласен, что за трудоустройство молодых специалистов должен отвечать институт или университет. «Трудности с устройством выпускников на работу в большей степени проблема государства, решить её поможет закон о квотировании рабочих мест для молодых специалистов», — сказал ранее «Парламентской газете» депутат.
С ним не согласна член Комитета Госдумы по труду и социальной политике Светлана Бессараб. Она уверена, что оценка качества подготовки по фактической доле трудоустройства выпускников — достаточно распространённый за рубежом и вполне объективный параметр.
«Уже сегодня наши работодатели голосуют трудовыми договорами в отношении лучших российских вузов и неохотным молчанием — в отношении других», — сказала Бессараб «Парламентской газете».
Если и успешные, и малоэффективные вузы выпускают специалистов на бюджетной основе, но результаты подготовки неравнозначны — это повод внести изменения в законодательство, заявила эксперт.
Другая обсуждаемая норма — уровень профессорско-преподавательского состава. Его оценивают по числу «остепененных» преподавателей. Но, как предполагает Олег Смолин, далеко не все аспиранты и докторанты сегодня могут публиковаться в иностранных журналах. А это, напомнил он, необходимое условие для получения ученой степени.
«Пока отечественные публикации не будут поставлены в равные условия с зарубежными, количество докторов и кандидатов будет сокращаться или степень получат люди с большими деньгами», — сказал Смолин.
Наконец, оценивать вузы предлагают по уровню знаний студентов. Их хотят отслеживать в динамике к показателям ЕГЭ, с которыми студент изначально приходит в вуз.
Уход от формализма в проверках приведет к расширению возможностей для университетов, считает зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова.
«Это и переход на индивидуальные образовательные траектории, и создание новых моделей подготовки специалистов, и развитие образовательных инициатив, и их реализация совместно с научно-исследовательскими центрами» — сказала Тутова «Парламентской газете».
Предложения в Общественной палате будут собирать две недели, после чего передадут экспертам. Однако ожидать скорых перемен вряд ли стоит, считает Виталий Сурвилло.
«Думаю, что к окончательным показателям мы придём только через несколько лет», — уточнил эксперт.
Источник: Парламентская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.