НОП не без основания видит одной из своих миссий поддержку и консультации ряда коллег по соответствию их оперативной и стратегической работы линии президента России.
В этой связи хотим поделиться мнением о некоторых сложностях, которые на разных управленческих уровнях являются причинами замедления или даже искажения процессов достижения национальных целей.
Мета-уровень надведомственных элит
«Бодание элит» или спор лидеров элитных групп по укрупненным нацпроектным линиям (финансирование науки, отдельные сферы развития образования, экологическая повестка и т.д.) снижает (а часто сводит на нет) мотивацию подчиненных ФОИВ проводить командную межведомственную работу.
При том, что достижение наццелей предусматривает активное межведомственное взаимодействие и бесшовность ряда управленческих процессов различных ведомств, де-факто различные группы (включая и ФОИВ) зачастую занимают узковедомственную позицию в ущерб общегосударственной.
ФОИВ и их подведомственные организации обходят стороной важные запланированные мероприятия, понимая что их реализация «подставит» первых лиц министерств перед лидерами отдельных элитных групп. Именно этот фактор является причиной низкой динамики работ и освоения бюджетных средств по отдельным федеральным проектам.
В предвыборный период этот тренд особо заметен. При этом высшее руководство страны ожидает не констатацию прохождения контрольных точек, а видимых и ощутимых результатов работы различных правительственных команд.
Уровень министерств и федеральных ведомств
Ключевой проблемой НОП видит массовое сквозное увлечение чиновниками разного уровня количественными параметрами конечных показателей федпроектов в ущерб содержательным результатам.
Усугубляет этот тренд непонимание (а иногда и неприятие) ответственными исполнителями конечных целей и результатов.
Более чем в 50% нацпроектных процессов ответственные исполнители (и контролёры) не имеют практического опыта, а часто теоретических знаний и компетенций в реализуемых мероприятиях. Ситуация усугубляется, когда курирующий руководитель ведомства (как правило, замглавы) также не имеет должного опыта и мотивации достижения надведомственного результата. Проще говоря, некоторые начальники не понимают зачем их предшественники придумали тот или иной федпроект, и подстраивают ход работ под удобства отчётности.
Общей проблемой является ведомственный подход к решению межведомственных задач, слабое вовлечение действительно лучших экспертов («обойдёмся своим ближним кругом»), почти нулевая координация (а часто прямое сопротивление) при необходимости совместной работы с другими ведомствами.
Ситуация усугубляется, когда имеет место конкуренция курирующих вице-премьеров, «подъездов» на Старой площади и иных лидеров укрупнённых элитных групп.
Партийный уровень
НОП фиксирует очень слабое желание (и понимание) эффективных законодательных изменений в научно-образовательной сфере.
Подавляющее число кандидатов в депутаты всех уровней банально ничего не понимает в целях/задачах нашей сферы, а предвыборные лозунги и разделы партийных программ подготовлены PR-специалистами в популистских целях.
Исключение составляет только партия «Единая Россия», по причине наличия соответствующих поручений президента и ряда топ-экспертов (Елена Шмелёва, Александр Мажуга и пр.), а также партия «Новые люди», чей лидер Алексей Нечаев имеет опыт создания факультета в ведущем вузе. При этом четко фиксируется проблема недостатка компетенций сферы научно-образовательной политики даже у кандидатов в депутаты с формальным опытом. К сожалению, это присуще и ряду победителей больших общенациональных конкурсов, включённых в линейку общественных проектов президента. Часть из них выходят на сентябрьские выборы (в т.ч. в Госдуму) с внутренним неверием в свои же слоганы и проекты и с убеждением в приоритет количественных отчётных показателей над реальной удовлетворенностью населением от реализации соответствующих проектов .
Региональный уровень
На этом уровне НОП фиксирует хорошую положительную динамику, связанную с наличием показателей сферы в системе формальной и неформальной оценки работы глав регионов и их команд. При этом у глав регионов хорошо развита ориентация на успехи коллег с более высоким рейтингом и приоритеты, публично обозначаемые президентом России. В этой связи в ряде регионов (Татарстан, Томская, Нижегородская, Самарская, Тюменская области и т.д.) наблюдается массовая опережающая инициатива глав регионов, направленная на внедрение и масштабирование проектов сферы НОП.
Например, НОЦы мирового уровня, консорциумы заявок в «Приоритет 2030», проекты кампусов, карбоновые полигоны и пр.
При этом, в тех регионах, где первое лицо не считает науку и образование приоритетными сферами (или не имеет хорошей команды в местном правительстве, лоббистов и т.д.) почти повсеместно нет заметных успехов и у местных университетов, в т.ч. федерального подчинения.
В этой связи укрепление связок «губернатор-ректор» представляется жизненно-необходимой задачей для развития сферы НОП и технологического прорыва на местах.
Уровень вузов
Большинство университетов сегодня возглавляют ректоры и их команды, вставшие к рулю до появления нацпроектов. В целом ряде случаев у таких команд не хватает не только компетенций и кадровых ресурсов для выполнения требуемых показателей эффективности, но и личной мотивации.
Недавний наглядный пример, характеризующий эту проблему: количество поданных заявок в «Приоритет 2030».
Мало кто знает, что декларировали желание «идти в ПСАЛ» около 300 вузов, а начали готовить заявку примерно 280.
При этом около 100 из них банально переоценили свои возможности и по разным причинам отказались от участия в проекте.
Не менее серьёзной проблемой является управленческий инфантилизм у многих ректоров вузов, которые продолжают работать с минимальной инициативой, ожидая инструкций от Минобрнауки. При этом такие руководители коммуникационно очень закрыты, практически не вовлекают свои вузы в большие национальные проекты по линии РСВ, АСИ и т.д.
Их не видно и не слышно.
Все всякого сомнения, такие ректоры являются потенциальными кандидатами на замену, и этот тренд будет продолжен.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.