О некоторых трендах в научно-образовательной политике

26.08.2021 274

НОП не без основания видит одной из своих миссий поддержку и консультации ряда коллег по соответствию их оперативной и стратегической работы линии президента России.

В этой связи хотим поделиться мнением о некоторых сложностях, которые на разных управленческих уровнях являются причинами замедления или даже искажения процессов достижения национальных целей.

Мета-уровень надведомственных элит

«Бодание элит» или спор лидеров элитных групп по укрупненным нацпроектным линиям (финансирование науки, отдельные сферы развития образования, экологическая повестка и т.д.) снижает (а часто сводит на нет) мотивацию подчиненных ФОИВ проводить командную межведомственную работу.

При том, что достижение наццелей предусматривает активное межведомственное взаимодействие и бесшовность ряда управленческих процессов различных ведомств, де-факто различные группы (включая и ФОИВ) зачастую занимают узковедомственную позицию в ущерб общегосударственной.

ФОИВ и их подведомственные организации обходят стороной важные запланированные мероприятия, понимая что их реализация «подставит» первых лиц министерств перед лидерами отдельных элитных групп. Именно этот фактор является причиной низкой динамики работ и освоения бюджетных средств по отдельным федеральным проектам.

В предвыборный период этот тренд особо заметен. При этом высшее руководство страны ожидает не констатацию прохождения контрольных точек, а видимых и ощутимых результатов работы различных правительственных команд.

Уровень министерств и федеральных ведомств

Ключевой проблемой НОП видит массовое сквозное увлечение чиновниками разного уровня количественными параметрами конечных показателей федпроектов в ущерб содержательным результатам.

Усугубляет этот тренд непонимание (а иногда и неприятие) ответственными исполнителями конечных целей и результатов.

Более чем в 50% нацпроектных процессов ответственные исполнители (и контролёры) не имеют практического опыта, а часто теоретических знаний и компетенций в реализуемых мероприятиях. Ситуация усугубляется, когда курирующий руководитель ведомства (как правило, замглавы) также не имеет должного опыта и мотивации достижения надведомственного результата. Проще говоря, некоторые начальники не понимают зачем их предшественники придумали тот или иной федпроект, и подстраивают ход работ под удобства отчётности.

Общей проблемой является ведомственный подход к решению межведомственных задач, слабое вовлечение действительно лучших экспертов («обойдёмся своим ближним кругом»), почти нулевая координация (а часто прямое сопротивление) при необходимости совместной работы с другими ведомствами.

Ситуация усугубляется, когда имеет место конкуренция курирующих вице-премьеров, «подъездов» на Старой площади и иных лидеров укрупнённых элитных групп.

Партийный уровень

НОП фиксирует очень слабое желание (и понимание) эффективных законодательных изменений в научно-образовательной сфере.

Подавляющее число кандидатов в депутаты всех уровней банально ничего не понимает в целях/задачах нашей сферы, а предвыборные лозунги и разделы партийных программ подготовлены PR-специалистами в популистских целях.

Исключение составляет только партия «Единая Россия», по причине наличия соответствующих поручений президента и ряда топ-экспертов (Елена Шмелёва, Александр Мажуга и пр.), а также партия «Новые люди», чей лидер Алексей Нечаев имеет опыт создания факультета в ведущем вузе. При этом четко фиксируется проблема недостатка компетенций сферы научно-образовательной политики даже у кандидатов в депутаты с формальным опытом. К сожалению, это присуще и ряду победителей больших общенациональных конкурсов, включённых в линейку общественных проектов президента. Часть из них выходят на сентябрьские выборы (в т.ч. в Госдуму) с внутренним неверием в свои же слоганы и проекты и с убеждением в приоритет количественных отчётных показателей над реальной удовлетворенностью населением от реализации соответствующих проектов .

Региональный уровень

На этом уровне НОП фиксирует хорошую положительную динамику, связанную с наличием показателей сферы в системе формальной и неформальной оценки работы глав регионов и их команд. При этом у глав регионов хорошо развита ориентация на успехи коллег с более высоким рейтингом и приоритеты, публично обозначаемые президентом России. В этой связи в ряде регионов (Татарстан, Томская, Нижегородская, Самарская, Тюменская области и т.д.) наблюдается массовая опережающая инициатива глав регионов, направленная на внедрение и масштабирование проектов сферы НОП.

Например, НОЦы мирового уровня, консорциумы заявок в «Приоритет 2030», проекты кампусов, карбоновые полигоны и пр.

При этом, в тех регионах, где первое лицо не считает науку и образование приоритетными сферами (или не имеет хорошей команды в местном правительстве, лоббистов и т.д.) почти повсеместно нет заметных успехов и у местных университетов, в т.ч. федерального подчинения.

В этой связи укрепление связок «губернатор-ректор» представляется жизненно-необходимой задачей для развития сферы НОП и технологического прорыва на местах.

Уровень вузов

Большинство университетов сегодня возглавляют ректоры и их команды, вставшие к рулю до появления нацпроектов. В целом ряде случаев у таких команд не хватает не только компетенций и кадровых ресурсов для выполнения требуемых показателей эффективности, но и личной мотивации.

Недавний наглядный пример, характеризующий эту проблему: количество поданных заявок в «Приоритет 2030».

Мало кто знает, что декларировали желание «идти в ПСАЛ» около 300 вузов, а начали готовить заявку примерно 280.

При этом около 100 из них банально переоценили свои возможности и по разным причинам отказались от участия в проекте.

Не менее серьёзной проблемой является управленческий инфантилизм у многих ректоров вузов, которые продолжают работать с минимальной инициативой, ожидая инструкций от Минобрнауки. При этом такие руководители коммуникационно очень закрыты, практически не вовлекают свои вузы в большие национальные проекты по линии РСВ, АСИ и т.д.

Их не видно и не слышно.

Все всякого сомнения, такие ректоры являются потенциальными кандидатами на замену, и этот тренд будет продолжен.

 

Источник: Телеграм-канал "Научно-образовательная политика"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*