Как развивать и поощрять творческие инициативы в сфере научно-технических инноваций

25.08.2021 221

Круглый стол «Перспективы включения молодежи в технологическое развитие регионов» прошел 24 августа в Саранске в рамках двухдневного форума Общественной палаты РФ «Сообщество»

На круглом столе были представлены последние инновации в области технологического развития региона, обсуждались вопросы участия в этом развитии молодежи и проблема оттока молодежи из региона.

Елена Родионова, член Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности, отметила, что в Республике Мордовия серьезно развита сфера поддержки молодых талантов, в том числе через систему дополнительного образования — это значит, что у региона большое будущее. Общественница предложила выступающим не только делиться опытом работы, но и высказывать свои предложения, которые лягут в основу рекомендаций по итогам круглого стола.

Фото - oprf.ru

Социально-экономическое развитие любого региона невозможно сегодня без развития научно-технических инноваций. Именно поэтому в Республике Мордовия действуют механизмы поддержки фундаментальной и прикладной науки, имеется опыт реализации крупных проектов в сфере исследований и разработок, создаются благоприятные условия для воспроизводства кадров в сфере исследований и разработок, подчеркнула Ольга Уткина, директор Республиканского Центра дополнительного образования детей. В регионе реализуется комплекс мероприятий, направленных на развитие и поощрение творческой инициативы в сфере научно-технических инноваций — это выплата именных стипендий главы республики студентам вузов; проведение ежегодного республиканского конкурса научных работ и инновационных идей, ежегодного республиканского конкурса «Инженер года Республики Мордовия», конкурса «Школьный патент — шаг в будущее!», рассказала она. 

В то же время, по словам Ольги Уткиной, имеется ряд проблем, сдерживающих развитие научно-технических инноваций в регионе. Это недостаточное финансирование программных мероприятий, несоответствие ряда научно-технических разработок учреждений запросам реального сектора экономики, сравнительно низкий уровень изобретательской активности, возрастающий разрыв между образовательными программами высших, средних, специальных учебных заведений и потребностями реального сектора экономики и др.

Ольга Уткина убеждена, что детям и молодым исследователям необходима не только финансовая, но и информационная поддержка, которая поможет им продвигать свои инициативы за пределы республики, в том числе на мировой уровень.

Возможными механизмами привлечения молодежи в сектор научных, инновационных разработок с мордовскими коллегами поделились гости форума. Заместитель директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности, Минобрнауки России Александр Ведехин рассказал о возможностях нового федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». По его словам, основная задача этой инициативы — трансформировать университетскую среду в место запуска новых стартапов. Инициатива направлена на увеличение числа студенческих предпринимательских технологических проектов и состоит из четырех направлений: массовое вовлечение студентов в технологическое предпринимательство и приобретение ими необходимых компетенций, создание инфраструктуры для апробации идеи и запуска стартапов, формирование инструментов грантовой поддержки студентов, создание долгосрочных стимулов для перехода инвесторов с поздних стадий инвестирования в самые ранние стадии. Реализовываться этот большой амбициозный проект начнется с января 2022 года.

Руководитель проекта центра молодежных инициатив Агентства стратегических инициатив Василий Балашов рассказал, что помочь молодым людям найти перспективные направления в бизнесе и повысить финансовую грамотность можно с помощью цифровой платформы «Конструкториум», где есть все для поддержки молодого предпринимателя, запускающего стартап. 

Директор института развития образования Академии социального управления Московской области Игорь Барсуков предложил формировать региональные и муниципальные общественно-деловые советы с участием представителей работодателей, бизнес-сообществ, наделив их полномочиями корректировки региональных программ, направленных на развитие инженерно-технологического творчества среди молодежи. 

Заведующий отделом Центра стратегии развития образования МГУ имени М.В. Ломоносова Константин Зискин считает, что удержать людей может только привлекательность самого региона, улучшение качества жизни молодежи. эксперт поделился практикой создания региональных научно-образовательных консорциумов «Вернадский» в МГУ — подключиться к проекту может любой региональный вуз: «Соглашение заключается на уровне губернатора и ректора вуза, после этого любой вуз региона имеет возможность напрямую связаться с Центром стратегического развития образования МГУ. Это может помочь молодежи активнее участвовать в технологическом развитии региона». 

О ключевых проектах кружкового движения, важных для развития экосистемы подготовки технологических лидеров в регионах, рассказал научный руководитель Инфраструктурного центра Кружкового движения НТИ Андрей Андрюшков. Прежде всего, это флагманский проект Олимпиада Кружкового движения НТИ (с этого года — Национальная технологическая олимпиада) — идеальная модель для выявления и поддержки талантливых детей; «Практика будущего» — образовательные интенсивы, выездные смены, работающие под задачи развития регионов; цифровая платформа «Талант», позволяющая выстроить траекторию профессионального погружения ребенка по направлениям технического развития; проект «Академия наставников», работающий под задачи региональных вузов, подготавливающий педагогов новых формаций и другие.

Андрей Андрюшков обратил внимание, что сегодня практически не решается задача большего охвата школьников кружковым движением — от седьмого до десятого класса количество школьников в кружках сокращается в пять раз: «В прошлом году мы запустили карту технических кружков России, где каждый кружок может заявить о себе и обозначить сферу своей деятельности. Его задача — сделать так, чтобы кружки стали популярны, чтобы стали видны лучшие практики. Ключевая задача кружкового движения — вводить стандарт современного НТК, который может быть создан на базе каждой школы».  

О том, что развитию научно-технических инноваций, молодежной науки, популяризации технологического образования среди детей и молодежи, вовлечения молодежи в технологический бизнес в республике уделяется большое внимание свидетельствует серьезная инновационная инфраструктура, включающая в себя сеть профильных площадок для реализации инновационных проектов, программ технологической направленности, отметили эксперты. 

Это Технопарк-Мордовия, объединивший научные организации, высшие учебные заведения и производственные предприятия. Технопарк изначально задумывался как один из инструментов создания условий и для привлечения молодежи, и для сдерживания оттока молодых людей из региона. Одно из направлений его дальнейшего возможного развития озвучил директор по развитию Технопарка-Мордовия Андрей Зизин

«Перспективно создание базовых кафедр — это когда кафедра университета выносится на промышленное предприятие, в нашем случае — в технопарк. Т.е. теоретические занятия проходят в вузе, а практические в технопарке. Так мы улучшаем привлекательность учебного процесса, создаем возможность получения новых кадров для бизнеса и развития карьеры — для выпускников», — пояснил он. 

Больше взаимодействовать с представителями реального сектора экономики и бизнеса, чаще реализовывать совместные проекты призывает и заместитель директора Республиканского Центра дополнительного образования детей Александр Чудаев. Такое взаимодействие реализуется в рамках работы сети детских технопарков «Кванториум», которые выступают как площадки государственно-частного партнерства в системе дополнительного образования. По словам эксперта, именно здесь происходит формирование профиля будущей специальности подростка, планирование и формирование кадрового резерва региона, апробация идей школьников и студентов, наконец, вовлечение подрастающего поколения в инновационную и исследовательскую деятельность. 

Эксперты назвали и другие ключевые институты развития инновационной деятельности в Республике Мордовия — это Агентство инновационного развития Республики Мордовия, Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева и Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева — на базе этих вузов идет не только подготовка высококвалифицированных кадров, но и выполняется широкий спектр прикладных, поисковых, фундаментальных исследований. 

«Тематика возможности для развития и самореализации талантов действительно очень важна. Вопросы системы подготовки талантов в РФ и критериях их оценки мы обсудим в рамках следующего круглого стола “Реализация системы по поиску и развитию талантов”», — сказала Елена Родионова, завершая встречу.

 

Источник: Пресс-служба ОП РФ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*