Кто починит транзит

16.08.2021 171

Система образования в России уже долгие годы является программообразующим вектором избирательных кампаний. Именно накануне выборов в Государственную Думу начинаются различного рода спекуляции с мнением избирателей, обещающие отменить ЕГЭ; эксперимент по проведению единого государственного экзамена начался в 2001 году, а повсеместное внедрение единый экзамен получил в 2009 году. С тех пор идет уже третья избирательная кампания, а воз ЕГЭ и ныне там, обеспечивает равные условия оценки и повышает объективность оценки знаний выпускников.

В этом году диапазон дискуссии избирательной кампании расширился из-за пандемии и вопросов вакцинации. Включился сюда еще один и не самый очевидный вектор системы образования – СПО, благодаря профессионалитету, глобальному внедрению стандартов WorldSkills (и росту аппаратного веса Роберта Уразова, пока очевидного лишь элитам), высокому росту числа абитуриентов.

Коллеги из НИУ ВШЭ, в рамках программы фундаментальных исследований университета, изучили некоторые факторы, влияющие на выбор выпускников прошлых лет между обучением в высшей школе или в СПО, где основным триггером растущего спроса на программы СПО выступает сжатие реальных доходов домохозяйств. Долгое время формировалась позиция об образовательном маневре, который совершают выпускники, чтобы обойти ЕГЭ: транзит «колледж – вуз», где для поступления в высшую школу достаточно сдать внутренние вступительные экзамены. Но статистика, которую приводят коллеги, показывает, что доля транзитных выпускников колледжей, поступающих в вуз после получения диплома среднего профессионального образования подготовки специалистов среднего звена, с 2013 по 2020 увеличилась всего лишь на 3%, сама же доля выпускников ППССЗ, поступивших в вуз в год выпуска из суза, снизилась за это время почти на 5 процентов и составляет 21,1%.

Растущая популярность трека СПО — следствие усиливающих друг друга факторов со стороны системы образования, негативной экономической динамики и состояния рынка труда, считают исследователи. Но кроме экономических причин, на наш взгляд, нужно искать причины и в индивидуально-психологических особенностях поколения Z: изучение ценностных установок (https://www.isras.ru/analytical_report_Youth.html) Института социологии РАН показало, что молодые люди не осознают зависимость потенциальных достижений от качества образования. Характеризует поколение и отношение к знанию, ценность которого деформируется в скорость поиска информации. Поэтому система СПО, которая прямо сейчас находится в трансформации образовательных программ под профессионалитет и получает поддержку со стороны государства, все больше соответствует не только экономическому положению семей, но и ментальным приоритетам поколения.

Через месяц стихнет гул голосов, прикрывающих авангардом образования свою несостоятельность, профессионалитет откроет новые программы и у системы останется всего два года, чтобы найти механизмы для дальнейшего встраивания выпускника СПО в концепцию Life-long learning. Пора бы перестать искать повод для выбрасывания перчаток и перезапустить транзит «колледж – вуз», создав эффективно функционирующую образовательную модель для работающих выпускников колледжей, у которых в профессиональной деятельности должна появиться карьерная мотивация к получению высшего образования. Подключиться в эту структуру сможет и ДПО (которое давно пора переназвать, убрав архаизм «дополнительное») , реализуя для специалистов оптимизированные профессионалитетом программы, необходимые для обучения в высшей школе. Здесь также подходит формула 2+2+2 – СПО+ДПО+ВО, которая станет и карьерным двигателем, и теплым одеялом для патерналистского поколения Z. Осталось только починить транзит.

 

Источник: Телеграм-канал "Научно-образовательная политика"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*