Вече Архипелага

10.08.2021 251

Тем временем Дмитрий Гужеля, руководитель департамента оценки и методологии АНО РСВ и Нина Яныкина, ректор Университета 20.35 в рамках образовательного интенсива «Архипелаг 2121» в Великом Новгороде на вечевой лекции «Компетенции будущего: индивидуальные траектории развития» погрузили слушателей в мир компетенций.

Дмитрий Гужеля, руководитель департамента оценки и методологии АНО РСВ:

Компетенции — это настоящий бизнес: запустил компетенцию, продавил ее и пустил на рынок. Продвинув свой продукт, компании начинают «стричь купоны».
 
Компетенции это как стандарты — когда ты выпускаешь стандарт на рынок, то он потом начинает работать в рамках твоего стандарта. Неплохо этим занимаются крупные компании. Хуже, когда этим занимаются все, кому не лень. Тогда получается страшно.
 
Компетенции — то, с чего надо начинать. Важен конструктор компетенций из профессиональных и непрофессиональных компетенций (hard и soft skills).



Почему этот вопрос заинтересовал РСВ? Развитие же не может ограничиваться образованием. Часть профессиональных компетенций становится надпрофессиональными, а часть надпрофессиональных - профессиональными. Эти детали приводят к тому, что конструктор начинает усложняться — одни компетенции перетекают в другие.
 
Здесь ещё один важный момент — ценности. Это то, что делает личность личностью, личностью в государстве.

Мы сформировали спектр надпрофессиональных компетенций, которые формируют личность гражданина.
 
Конструктор РСВ позволяет включить все, что есть, и развиваться.

Можно сделать отсылку к истории, тем более в стенах Кремля. Пример — ушкуйники (новгородские вооружённые дружины). Их надпрофессиональные компетенции 700 лет назад во многом такие же, каки современные компетенции. Требования к компетенциям «Лидеров России» одинаковые.

Надпрофессиональных компетенции не меняются на протяжении длительного периода времени. Самое главное качество, которому должен соответствовать гражданин — быть готовым постоянно меняться. Если вы к этому готовы, вы соответствуете VUCA-миру.

Чтобы учить компетенциям, надо понимать, чему учить. К сожалению, современное образование не приспособлено к обучению soft skills, особенно если мы говорим о базовых уровнях образования.
 
По нашему собственному опросу из 23 компетенций и ценностей работодатели отобрали 11.
 
Готовят ли наши университеты системно? — глобально университеты в этом направлении не развиваются.

У РСВ есть такая задача. В каждом своём конкурсе мы внедряем какие-то оценочные инструменты. Попытались сформировать профили. Но в конкурсах участвует лишь маленькая категория молодёжи,  
потребности гораздо больше. Поэтому возник проект центров компетенций. Это некие точки в университетах, которые студентам позволят оценивать себя по разным компетенциям.

«Оценка — это не приговор» (Владимир Мау, ректор РАНХиГС).

Что касается будущего, базовые профессиональные компетенции останутся теми же.

Но в будущем нужно будет отличаться от машин —  
учитесь! Все учитесь!

Чем больше и шире будет багаж знаний, тем лучше вы сможете противостоять машинам.

Чтобы получить лидерство
России необходимо сделать целый блок вещей — в основе должна лежать система оценки и сертификации компетенций.
 
Если мы это сделаем, это будет большой рывок вперёд и сможет дать качественные кадры для экономики. Что жто даёт? Рано выявлять компетенции и навыки.
 
С ценностями все хорошо — это тонкая материя, к которой нужно подходить очень аккуратно. Там точно нельзя мерить все открытыми инструментами. Это отдельная история. Если мы говорим о компетенциях, мы говорим о бездушных роботах. Если мы говорим о человеке и гражданине, то мы говорим о ценностях

Нина Яныкина, ректор Университета 20.35:

VUCA-мир был всегда, но он меняется. Вопрос в том, как дать компетенции массово, но не теряя индивидуального подхода. Необходимы надпредметные компетенции, которые востребованы. Я бы заострила внимание на саморегуляции, времени и сфере своего внимания — это становится все более востребованным.

С точки зрения работы с картой компетенций, важно владеть инструментарием сборки в режиме реального времени — то есть собирать эти карты компетенций в любой момент.

Мы глобально ставим себе цель сшивки рынка труда и рынка образования. Сейчас они по разные стороны друг от друга. Для этого нужно преодолеть квалификационную яму, обновить образовательные стандарты и прочее — все это ручник, от которого имеет смысл отходить.
 
Верификация «экспертного» крайне важна. Разработка стандартов и квалификаций для профессий и должностей будущего — то, нас чем мы работаем сейчас. Мы анализируем запросы рынка труда, стратегии развития компании и многое другое. Из этого складывается наиболее востребованный портрет специалиста по конкретному направлению.

В июле вышел первый собранный на данных профессиональных данных стандарт специалиста сбора и интерпретации цифровой следа.

Оценка должна основываться на данных — собирать то, что необходимо для сшивки, а именно: карта компетенций, профессиональные и образовательные стандарты.
 
То, что нас загоняет в обычные рамки — имеет смысл работать с образовательными траекториями. Используя данные о траекториях развития, которые формируется из множества контента, мы можем формировать представление о будущих компетенциях.

Мы загоняем себя в ловушку, когда пытаемся говорить о развитии компетенций в разрыве между hard, soft skills и цифровыми компетенциями. Существуют разные мнения — digital это профессиональные компетенции или мета? Разные виды компетенций в зависимости от полей деятельности человека — что они выполняют?

Мы никак не наложим на это матричным образом на тот тип деятельности человека. При этом я не согласна, что в университетах отсутствует формирование надпрофессиональных навыков. В матричной трёхмерной модели можно найти новые смыслы и новые пересечения. В будущем мы будем говорить именно о пересечении, а не о компетенциях по отдельности, то есть о совокупности предметных и надпредметных компетенций.

Кроме того, мы делаем акцент на работе с командами, в том числе на Архипелаге было сформировано более 300 команд.

 

Источник: Телеграм-канал "Научно-образовательная политика"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*