Драйв молодых: прорыв в умное будущее

09.08.2021 82

 В рамках открытого разговора «Драйв молодых: прорыв в умное будущее» эксперты сосредоточились на важной проблеме — как говорить с молодежью на одном языке. Обсуждение прошло на площадке образовательного интенсива «Архипелаг 2121», модератором дискуссии выступил Евгений Сжёнов, научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ.

Антон Пашков, советник руководителя Росмолодежи:

Есть запрос на включение молодёжи в проекты и активности. Целевая аудитория нашего ведомства самая обширная. Территория в нашей стране огромная, «руки» агентства не дотягиваются даже до половины молодежи. Актуален запрос на то, чтобы каждый молодой человек мог найти отражение своих интересов во всех наших проектах, при этом публика здесь очень разная.

Молодые люди должны понимать, что помимо вузов у них очень много треков, где они могут получать саморазвитие. Одной Росмолодежи мало — мы главный актор, но, если мы не привнесём нашу повестку везде, то наши действия будут бессмысленными. Каждое министерство и организация должны выделять в отдельный трек работу с молодежью. Иначе ничего не получится.

Пока я учился в университете, президентом факультета журналистики МГУ был Ясен Засурский. И он, несмотря на свой почтенный возраст, был молод, потому что он был нашим другом. Он создал такую атмосферу, откуда не хотелось уходить. У нас каждый день был днем молодёжи. Все здесь [на Архипелаге] молодёжь, потому что вы работаете с молодёжью.
 
В деятельности Росмолодежи мы ходим добиться принципа соавторства и даже авторства — чтобы молодые люди сами принимали решения. Мы отдали на откуп молодёжи решать, как интегрировать молодёжную повестку, обозначенную во всех нацпроектах. И получили огромный фидбек. И так должно быть по всем новостям молодёжной повестки.


Фото -  t.me/scienpolicy

Нина Яныкина, ректор Университета 20.35:

Мы, взрослые после 35 лет, себя периодически чуть обманываем. В преддверии образовательного интенсива «Архипелаг 2121» был трек «Форсайт», где от молодые люди в возрасте 14 до 17 лет работали над видением будущего и проектировали его. Результат позволяет задуматься, насколько молодёжь и дети видят по-другому наш мир и насколько это видение не совпадает. Надо создать комфортные условия и условия для развития. Возможет только диалог между взрослым и молодым поколениями.
 
У меня есть сожаление, что на «Архипелаге 2121» не так много студентов. Я думаю, как донести до молодого поколения все то, что здесь производилось и производится. Моя базовая задача — всеми возможными инструментами Университета 20.35 выгрузить все, то что тут происходило, чтобы студенты могли этим напитаться.

Мы рассчитываем со своей стороны поменять сознание руководства вузов и содержание образовательных программ с точки зрения включённости молодежи.

Александр Вайно, руководитель Центра молодежных инициатив АСИ:

Вопрос не в том, как мы объясняем молодёжи, куда мы двигаемся. Вопрос в том, что сейчас молодёжь оторвана от взрослых как никогда на фоне нового мироощущения. Они видят картинку, в которой они не видят себя. Самая большая проблема в том, что мы не объясняем им, где они в нашей картине.

Запрос максимально конструктивный — дайте высказаться вне политической позиции. В этом и есть главный вызов для университетов. Растущий рынок образования ставит под угрозу существование самих вузов, поскольку сертификат по переподготовке сегодня играет большую роль, чем диплом при трудоустройстве. Мы даём общие слова, но не даём конкретики - в этом вызов.

Для нас [АСИ] в фокусе система возможностей самореализации — проектная деятельность и содействие трудоустройству. Мы также придаем особое значение вовлечению молодежи в жизнь региона путём создания специальных площадок

Максим Румянцев, ректор СФУ:

Мы постарались, чтобы молодежная политика не была факультативной — мы ее связали у нас со всеми направлениями деятельности университета. Важно менеджерам всех процессов говорить о том, как влиять на молодёжь. Нужно движение в диалоге. Мы научились обеспечивать комфортное проживание, главное — сделать так, чтобы им ещё было и интересно. Это должно быть место, где бьет энергия молодых. Наша работа — прямой разговор с возможностью выхода на конкретные результаты и проекты.

В СФУ мы создаём условия для реализации различных проектов с участием молодежи. Один из наиболее актуальных сегодня для нас проектов — карбоновый полигон. Поэтому мы сосредоточимся вокруг экологической повестки.

Дмитрий Проскурин, врио ректора Воронежского государственного технического университета:

Мы видим цель интегрировать университетскую молодёжную политику в региональную. Наш вуз рассматривает себя в перспективе как региональный опорный. Как встроиться с нашими проектами в региональную повестку, когда есть определенный разрыв?

Стратегия регионального развития должна разрабатываться совместно с вузом. После того как эта повестка стратегии утверждена, дальше в региональных департаментах идёт верстка своих программ, и связь теряется.
 
Чтобы регион пространственно развивался, нужны цифровые двойники. Мы видим что сегодняшняя молодежь и наши образовательные программы отвечают запросам на оцифровку. Но мы теряем связь с департаментом, который этим занимается. Необходимо с федерального уровня систематизировать меры поддержки. Имеющиеся меры помогаю, но мало системности.

Вузы имеют огромный потенциал. Регионам следует более пристально смотреть на наши инициативы и системно участвовать в них.

Психология отношений: слово «коллега» это ещё и слово «ответственность». Если мы покажем молодежи, что вы наш коллега, но и ответственность разделяете с нами — в перспективе это будут самые классные кадры в нашей стране.


Фото -  t.me/scienpolicy

Алан Огоев, ректор СОГУ:

Вуз по определению должен быть точкой притяжения и точкой роста молодых людей, причем не только студентов. Главный показатель этого — наличие во второй половине дня в университете какой-либо активности. Что конкретно предложить студентам — вызов для ректорского сообщества. Последние годы мы чувствуем поддержку в виде грантов и инициатив, которые поддерживаются на местах.

Важно, чтобы был элемент наставничестве и доведения информации до студентов. Не менее важно создание площадок и инфраструктуры. Такие драйверы как акселераторы, площадки и точки роста сегодня являются ключевым.

Для студента сегодня также имеют значимость вопросы творческого потенциала и духовного развития. Если их можно найти в стенах университета, это базовое и фундаментальное.
 
Вопрос трудоустройства сегодня ключевой, поэтому требуется более пристальное внимание в том числе студенческому предпринимательству как одному из ключевых. Чтобы студент мог задуматься о том, как создавать самому рабочие места.

Необходимо соблюдать баланс между воспитанием и обучением.

Основная задача, чтобы вуз не превратился в место, где студенты мешают работать преподавателям. Мы планируем обеспечивать развитие через студенческое самоуправление, индивидуальные траектории, свободу творчества и деятельности. Для этих целей должна быть интеграция студенческого медиацентра, наличие стартап-студий, информированность и информационное сопровождение любых активностей города.

 

Источник: Телеграм-канал "Научно-образовательная политика"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*