На «Архипелаге 2121» открыла треки «Вузы как институты развития городов и регионов» и «Новые форматы образования в вузах» панельная дискуссия «Драйверы Архипелага: наука и университеты». Спикеры обсудили будущее образования, планы и ожидания работы от интенсива.
Дмитрий Песков, спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития:
Изменения последних нескольких недель — проекты-маяки. В их основе лежит специализация труда. Важно, чтобы университеты выполнили эту миссию — готовить специалистов для развивающихся рынков, в этой связи важны проекты-маяки. Сейчас началась работа команд регионов, рассчитываю, что представители вузов познакомятся со своими вице-губернаторами и в ваших вузах откроются программы, которые будут поддерживать технологическое развитие.
Плюсы программы «Приоритет 2030» в простой логике — связка с экономическими агентами и способность создавать продукты, которые будут востребованы российской экономикой. Огромной проблемой является то, когда университеты работают как вещь в себе и воспринимают НИОКР как способ дополнительного бюджетного финансирования.
Цифровизация и пандемия как 2 тренда создают большое количество рисков, но и большое количество возможностей развития регионов, городов и мелких поселений.
Фото - t.me/scienpolicy
Дмитрий Глушко, заместитель генерального директора АСИ:
Пилотов мы начинали готовить через систему движения Worldskills и систему компетенций в колледжах. Сегодня во многих компетенциях очень важна роль университетов, которые должны формировать новую системную подготовку специалистов. А дальше мы можем это декомпозировать на СПО и масштабировать. Важно, чтобы в этот процесс включились университеты для системной подготовки как в высшем, так и в среднем профессиональном образовании.
Когда речь о кооперации, то это и кооперация с различными экономическими агентами, органами власти и т.д. Университет закладывался как новая среда, которая должна менять город и сознание горожан.
Евгений Сжёнов, научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ:
Проектные интенсивы, которые собираются вдали от столицы и собирают столько представителей вузов, имеют эффект, который вы еще долго будете ощущать.
Те форумы, которые мы провели в Якутске, Нижнем Новгороде, Астрахани и других городах имели особое значение для геостратегического развития регионов.
Виктор Басюк, декан факультета педагогического образования МГУ:
Важно, чтобы университет помогал региону. Проект «Вернадский» как раз призван способствовать тому, чтобы университет становился драйвером развития региона. Успеха этого проекта в том, что первичен запрос от региона. То есть вуз понимает потребности региона и пытается их решить через первую и вторую миссии. Важен потенциал независимого академического исследования с точки зрения итога.
Здесь ещё важна функция вуза как коммуникатора. За этим будущее. Любой результат достигается в большей степени в привлечении всеобщих усилий.
Образовательная миссия — она для подготовки любых кадров. Это драйвер развития. Важно, чтобы не было разрыва образовательного, научного и социального. Очень важна включенность в этот процесс регионов — это дорога с двусторонним движением
Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ:
Разговор про третью миссию как влияние университетского сообщества родился из того, что с образованием и исследованиями все понятно — университет это башня из слоновой кости, которая иногда открывается. Нужно ли разделять? Жалко потерять эту башню из слоновой кости. Не хочется мне соглашаться, но приходится. Надо в этих процессах что-то менять, чтобы и их рассматривать как институты развития, встраивать в образовательную повестку.
Ориентация на работодателя — это вторая провокация. Это может создавать определенные конфликты.
Когда работают оба трека, не только третья миссия, но и первая и вторая становятся инструментами развития.
Плюс программы «Приоритет 2030» в том, что ее идеологи пытались заточить на ответ на внешние вызовы, но это оказалось довольно сложно. Приоритет и его реализация в русле того, что мы сегодня здесь обсуждаем.
Чем хороши интенсивы— на них рождаются нетривиальные идеи.
Фото - t.me/scienpolicy
Анатолий Николаев, ректор СВФУ:
Университет сейчас больше чем просто университет, поэтому разграничили 3 миссии. В работе университета они должны развиваться гармонично. Вопрос изменения климата достаточно важен сейчас, например, там, где большое количество мерзлоты. Если мерзлота начнет таять, и мы на эти вызовы не ответим, пострадает большой регион. И в этом смысле важно не только проводить исследования, но и готовить кадры.
Университеты должны очень быстро учиться готовить ответы на вызовы. Сейчас настал переломные момент, когда университеты в одиночку уже не могут развивать вот эти треки. Важно регистрировать в университетах молодые коллективы. Я надеюсь, что будущее науки будет в университетах.
СВФУ не только та структура, которая занимается клонированием мамонтов: в прошлом году закончилась программа развития федеральных университетов. В рамках этого у нас развитие федерального университета увязано с программой развития Дальнего Востока.
Университет будет идти по уникальному пути и будет направлен на развитие региона. Среди того, что будет развивать регион:
- Климат и мерзлота;
- Материалы;
- Улучшение жизни людей.
Павел Новгородов, ректор НГУЭУ:
Что касается вопроса миссий в региональной рамке. Специфика кадров такова, что многие уезжают из региона. Специфика науки — ее экстерриториальность. Во многих регионах у ректоров возникают эти же мысли — как эти миссии упаковать в региональный аспект?
Специфика нашего вуза в том, что мы поняли, что нужно достраивать третье измерение — из матрицы сделать куб, тогда можно увидеть место специфических вузов, которые не всегда понимают свою роль в определённом аспекте развития.
Нам нужно сформировать архитектуру связей и увидеть развитие всех трёх миссий. Нужен понятный интерфейс для взаимодействия с этим кубом/матрицей. Сейчас не все вузовское сообщество видит себя и понимает, как реализовать все три миссии именно для региона.
Среди направлений развития для себя мы видим — развитие муниципалитетов и сельских территорий, а также понимание того, по какому мы идём пути. Кроме того важна работа с талантами. Цель каждого вуза войти в ТОП-10 работодателей и региона.
Михаил Балыхин, ректор МГУПП:
Шанс спасти мир есть у университетов. Далеко не все университеты эту роль понимают. Здесь важен подход, который меняет парадигму ректора и университета. Университет несёт ответственность за то новое, что может быть связано.
Возникает ситуация тупика. Когда мы стали работать с одним из заказчиком, мы выявили, что мы им не нужны. Нужна проактивная позиция, где университет является полигоном, на котором будет опробовано что-то новое. И чтобы именно университет мог навязывать бизнесу что-то прорывное и инновационное.
Наука должна быть не ради науки. Она должна быть целевой и инновационной. У нас у всех сейчас матричный подход — мы взаимодействуем с тем, что рядом. Кубический подход интересен и важен для реализации разных направлений и задач. Очень много проектов и все они быстро меняются.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.