Частные школы: блажь для богатых или источник новых идей в образовании?

06.08.2021 290

Состояние и проблемы частного сектора в системе российского образования обсудили 5 августа участники экспертных слушаний в ОП РФ.

«Есть очень много разных мнений о том, что такое частное образование, какую роль оно играет, насколько выгодно государству системно его развивать. Спрос на негосударственное образование растет, мы знаем, какой большой конкурс в московских негосударственных школах. При этом многие считают, что негосударственное образование — это блажь для богатых людей, которые ищут особенных условий для своих детей», — сказала, открывая встречу, председатель Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко.

Фото - oprf.ru

По мнению основателя и главного редактора журнала EdExpert, шеф-редактора журнала «Образовательная политика» Дениса Кравченко, частный сектор в образовании, несомненно, является неотъемлемой частью всей образовательной системы и государственной повестки.

«Нам бы очень хотелось составить по результатам обсуждения и экспертных оценок “дорожную карту” для диалога с властью и регуляторами. У меня есть ощущение, что 2021 год должен стать знаковым для частного образования, каким в свое время стал 2017 год. В Москве с сентября откроется не менее 10 новых частных школ. Мы вновь готовы к прорывам и достижениям», — заявил спикер.

Одним из главных факторов прогресса в сфере частного образования является обеспечение конкуренции, считает ведущий советник Аналитического центра Правительства РФ Инна Каракчиева.

«Мы с вами должны обеспечить равные условия, доступность и качество. И если конкуренция открытая, то все эти элементы будут присутствовать. Мы не за создание неких необоснованных преференций, не за создание особых условий для негосударственного сектора. Мы за равные конкурентные условия, и чтобы в этой равной конкурентной борьбе учитывались достижения образовательных организаций. То есть наиболее успешные, эффективные могли бы получить дополнительные бюджетные ресурсы и механизмы», — заявила эксперт.

Она отметила, что лишь в двух процентах регионов России программы стратегического развития, опубликованные в открытом доступе, содержат понятие «негосударственный сектор», и эту проблему необходимо обсуждать с профессиональным сообществом в контексте разговора о равных конкурентных возможностях. 

«Та же проблема касается и национальных проектов, — подчеркнула Инна Каракчиева, — Если говорить о функционирующем сейчас нацпроекте “Образование”, то мы видим, что есть отдельные результаты, которые связаны с развитием частно-государственного партнерства. Это некие элементы, но не система. Значит, мы с вами должны воспользоваться частью предложений, которые будут сегодня нами сформированы, для обновления нацпроекта».

Спикер указала на необходимость создания единой стратегии, позволяющей объединить усилия участников рынка частных образовательных услуг и производителей учебного оборудования и цифровых платформ, которые также влияют на развитие образовательной среды и готовы взять на себя часть задач в этой области. По ее мнению, такая совместная деятельность могла бы продемонстрировать государству рентабельность поддержки частного сектора.

Каракчиева также отметила, что в России наблюдается увеличение количества негосударственных школ, однако оценивать развитие негосударственного сектора только по количественным показателям не следует:

«Самый главный фактор — покупательная способность населения и структура доходов организаций. Мы видим нехорошую тенденцию: доля родительской оплаты увеличилась за последние пять лет. Это накладывает дополнительную нагрузку на семью.  Для того, чтобы негосударственный сектор развивался, нужны механизмы поддержки семей с детьми. Это одно из предложений».

Основатель консультационного сервиса ПРОвыбор, соавтор первого в России рэнкинга частных школ Мария Васильева согласилась, что проблемы сферы частного образования заметно отражаются на родительском сообществе.

Так, по ее словам, полноценная информация о частных школах практически отсутствует как на официальных государственных интернет-ресурсах, так и на сайтах самих школ: «Востребованность получения информации у родителей очень большая. Но они не всегда получают ее из достоверных источников. Информации о школах катастрофически мало: нигде не написано о лицензиях, о стоимости обучения, об образовательных программах. Насколько я знаю, три-четыре школы из 10 могут претендовать на получение лицензии. Но они называют себя школами, чем вводят родителей в заблуждение. При этом родители все же заключают договоры, в том числе с новыми проектами, не имеющими бекграунда».

Омбудсмен в сфере образования при Уполномоченном по защите прав предпринимателей, председатель правления Федерации частного образования Амет Володарский озвучил ряд проблем, которые в том числе касаются реализации мер государственной поддержки.

Он рассказал, что огромных усилий стоило добиться того, чтобы сфера частного образования была включена в категорию наиболее пострадавших от CОVID-19 и организации стали получать соответствующие субсидии.

«Сейчас они говорят, что лучше бы они эти субсидии не брали. Дело в том, что наличие субсидий фактически является проходным билетом для новых постоянных проверок. В период, когда был введен мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, КПД прокуратуры не уменьшился. Куда проверки хлынули? В частный сектор. Сегодня нет практически ни одной организации, которая бы не стояла на пороге проверки, особенно к 1 сентября. Это новая проблема, которую мы сейчас решаем», — пояснил Амет Володарский.

Сложностями, с которыми приходится сталкиваться представителям частного образовательного сектора, с экспертами поделились директора школ. Так, о проблеме, связанной с арендой помещений, сообщила учредитель и директор НОО школа «Ника» (Москва) Ирина Рублева.

«Частникам никто помогать никогда не стремился. Если за школой не стоит бизнес-структура, у нее возникают проблемы. На школу нужны затраты. Мы буквально выживаем. Мы просим не мешать, не дискредитировать частные школы, не дискриминировать детей и рассчитываем на цивилизованный диалог с государством», — посетовала она.

По мнению директора Московского Международного салона образования Максима Казарновского, серьезной проблемой является разница между негосударственным и частным образованием:

«Негосударственный сектор работает с тем же содержанием и добивается тех же целей, но там другая организационно-правовая структура. Частное образование — это про предпринимательство. У нас есть развилка: идти по пути развития негосударственного образования, который связан с господдержкой, либо по пути предпринимательской модели, которая требует не финансовой помощи, а регуляторных правил игры, которые позволят предпринимателю развиваться и рождать новые формы, концепции и идеи в образовании».

Именно предпринимательская модель развития, утверждает Казарновкий, может стать новым рывком в области привлечения в образование новых людей и бизнес-моделей, которые помогут найти необходимые точки роста и сформировать эффективные взаимоотношения как с регулятором, так и с родителями и учениками.

В заключении Наталья Кравченко подчеркнула, что в Конституции прописано равенство всех форм образования, а значит здесь нет места для дискриминации, в том числе потому, что с точки зрения качества образования, негосударственный сектор нередко демонстрирует высокие результаты.

«Нужна единая государственная стратегия развития образования, где часть задач связанных, например, с апробацией новых форм и подходов, мог бы взять на себя частный сектор ввиду его максимальной гибкости. В любом случае, необходимо работать над изменением отношения и признанием ценности негосударственного сектора на федеральном уровне, — отметила эксперт. — Мы продолжим эту работу и на площадке Общественной палаты РФ, и на внешних площадках, выстаивая диалоги с людьми, формирующими государственную политику в сфере образования, и постараемся повлиять на ситуацию».

 

Источник: Пресс-служба ОП РФ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*