Состояние и проблемы частного сектора в системе российского образования обсудили 5 августа участники экспертных слушаний в ОП РФ.
«Есть очень много разных мнений о том, что такое частное образование, какую роль оно играет, насколько выгодно государству системно его развивать. Спрос на негосударственное образование растет, мы знаем, какой большой конкурс в московских негосударственных школах. При этом многие считают, что негосударственное образование — это блажь для богатых людей, которые ищут особенных условий для своих детей», — сказала, открывая встречу, председатель Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко.
Фото - oprf.ru
По мнению основателя и главного редактора журнала EdExpert, шеф-редактора журнала «Образовательная политика» Дениса Кравченко, частный сектор в образовании, несомненно, является неотъемлемой частью всей образовательной системы и государственной повестки.
«Нам бы очень хотелось составить по результатам обсуждения и экспертных оценок “дорожную карту” для диалога с властью и регуляторами. У меня есть ощущение, что 2021 год должен стать знаковым для частного образования, каким в свое время стал 2017 год. В Москве с сентября откроется не менее 10 новых частных школ. Мы вновь готовы к прорывам и достижениям», — заявил спикер.
Одним из главных факторов прогресса в сфере частного образования является обеспечение конкуренции, считает ведущий советник Аналитического центра Правительства РФ Инна Каракчиева.
«Мы с вами должны обеспечить равные условия, доступность и качество. И если конкуренция открытая, то все эти элементы будут присутствовать. Мы не за создание неких необоснованных преференций, не за создание особых условий для негосударственного сектора. Мы за равные конкурентные условия, и чтобы в этой равной конкурентной борьбе учитывались достижения образовательных организаций. То есть наиболее успешные, эффективные могли бы получить дополнительные бюджетные ресурсы и механизмы», — заявила эксперт.
Она отметила, что лишь в двух процентах регионов России программы стратегического развития, опубликованные в открытом доступе, содержат понятие «негосударственный сектор», и эту проблему необходимо обсуждать с профессиональным сообществом в контексте разговора о равных конкурентных возможностях.
«Та же проблема касается и национальных проектов, — подчеркнула Инна Каракчиева, — Если говорить о функционирующем сейчас нацпроекте “Образование”, то мы видим, что есть отдельные результаты, которые связаны с развитием частно-государственного партнерства. Это некие элементы, но не система. Значит, мы с вами должны воспользоваться частью предложений, которые будут сегодня нами сформированы, для обновления нацпроекта».
Спикер указала на необходимость создания единой стратегии, позволяющей объединить усилия участников рынка частных образовательных услуг и производителей учебного оборудования и цифровых платформ, которые также влияют на развитие образовательной среды и готовы взять на себя часть задач в этой области. По ее мнению, такая совместная деятельность могла бы продемонстрировать государству рентабельность поддержки частного сектора.
Каракчиева также отметила, что в России наблюдается увеличение количества негосударственных школ, однако оценивать развитие негосударственного сектора только по количественным показателям не следует:
«Самый главный фактор — покупательная способность населения и структура доходов организаций. Мы видим нехорошую тенденцию: доля родительской оплаты увеличилась за последние пять лет. Это накладывает дополнительную нагрузку на семью. Для того, чтобы негосударственный сектор развивался, нужны механизмы поддержки семей с детьми. Это одно из предложений».
Основатель консультационного сервиса ПРОвыбор, соавтор первого в России рэнкинга частных школ Мария Васильева согласилась, что проблемы сферы частного образования заметно отражаются на родительском сообществе.
Так, по ее словам, полноценная информация о частных школах практически отсутствует как на официальных государственных интернет-ресурсах, так и на сайтах самих школ: «Востребованность получения информации у родителей очень большая. Но они не всегда получают ее из достоверных источников. Информации о школах катастрофически мало: нигде не написано о лицензиях, о стоимости обучения, об образовательных программах. Насколько я знаю, три-четыре школы из 10 могут претендовать на получение лицензии. Но они называют себя школами, чем вводят родителей в заблуждение. При этом родители все же заключают договоры, в том числе с новыми проектами, не имеющими бекграунда».
Омбудсмен в сфере образования при Уполномоченном по защите прав предпринимателей, председатель правления Федерации частного образования Амет Володарский озвучил ряд проблем, которые в том числе касаются реализации мер государственной поддержки.
Он рассказал, что огромных усилий стоило добиться того, чтобы сфера частного образования была включена в категорию наиболее пострадавших от CОVID-19 и организации стали получать соответствующие субсидии.
«Сейчас они говорят, что лучше бы они эти субсидии не брали. Дело в том, что наличие субсидий фактически является проходным билетом для новых постоянных проверок. В период, когда был введен мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, КПД прокуратуры не уменьшился. Куда проверки хлынули? В частный сектор. Сегодня нет практически ни одной организации, которая бы не стояла на пороге проверки, особенно к 1 сентября. Это новая проблема, которую мы сейчас решаем», — пояснил Амет Володарский.
Сложностями, с которыми приходится сталкиваться представителям частного образовательного сектора, с экспертами поделились директора школ. Так, о проблеме, связанной с арендой помещений, сообщила учредитель и директор НОО школа «Ника» (Москва) Ирина Рублева.
«Частникам никто помогать никогда не стремился. Если за школой не стоит бизнес-структура, у нее возникают проблемы. На школу нужны затраты. Мы буквально выживаем. Мы просим не мешать, не дискредитировать частные школы, не дискриминировать детей и рассчитываем на цивилизованный диалог с государством», — посетовала она.
По мнению директора Московского Международного салона образования Максима Казарновского, серьезной проблемой является разница между негосударственным и частным образованием:
«Негосударственный сектор работает с тем же содержанием и добивается тех же целей, но там другая организационно-правовая структура. Частное образование — это про предпринимательство. У нас есть развилка: идти по пути развития негосударственного образования, который связан с господдержкой, либо по пути предпринимательской модели, которая требует не финансовой помощи, а регуляторных правил игры, которые позволят предпринимателю развиваться и рождать новые формы, концепции и идеи в образовании».
Именно предпринимательская модель развития, утверждает Казарновкий, может стать новым рывком в области привлечения в образование новых людей и бизнес-моделей, которые помогут найти необходимые точки роста и сформировать эффективные взаимоотношения как с регулятором, так и с родителями и учениками.
В заключении Наталья Кравченко подчеркнула, что в Конституции прописано равенство всех форм образования, а значит здесь нет места для дискриминации, в том числе потому, что с точки зрения качества образования, негосударственный сектор нередко демонстрирует высокие результаты.
«Нужна единая государственная стратегия развития образования, где часть задач связанных, например, с апробацией новых форм и подходов, мог бы взять на себя частный сектор ввиду его максимальной гибкости. В любом случае, необходимо работать над изменением отношения и признанием ценности негосударственного сектора на федеральном уровне, — отметила эксперт. — Мы продолжим эту работу и на площадке Общественной палаты РФ, и на внешних площадках, выстаивая диалоги с людьми, формирующими государственную политику в сфере образования, и постараемся повлиять на ситуацию».
Источник: Пресс-служба ОП РФ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.