В прошлом году были приняты поправки в федеральный закон об образовании, в соответствии с которыми особое значение придается воспитанию подрастающего поколения. В новом законе воспитание определяется как "развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения…". Таким образом, развитие личности ребенка, развитие человеческого потенциала становится приоритетом государственной политики. Именно на решение этой задачи и направлена программа по развитию личностного потенциала, которая реализуется с 2016 года. О ее содержании, приоритетах, первых итогах и перспективах "РГ" рассказал руководитель фонда Петр Положевец.
Петр Григорьевич, каковы цели и задачи программы по развитию личностного потенциала?
Петр Положевец: Если коротко, то цель программы - научить наших детей быть счастливыми и успешными, управлять свои мышлением, эмоциями, отношениями с другими людьми. Личностный потенциал - это комплексная категория, которая включает три основных компонента: способность личности выбирать, делать это свободно и осознанно, ставить цель и достигать ее, а также противостоять давлению, угрозам, чувствовать себя уверенно в нашем меняющемся мире. Эти качества особенно важны в условиях быстрых перемен: уметь быстро адаптироваться к ним, не впадать в стресс от быстрых изменений, сохранять самообладание, принимать решения и выбирать.
Как же это можно сформировать в ребенке?
Петр Положевец: Заложить основы будущей успешности и самореализации человека можно в школе. Помогая нашим школам изменить свою среду и культуру, а педагогам и управленцам системы образования - самим личностно развиваться, мы стремимся помочь детям расти свободными, счастливыми и в будущем успешными. Именно им через 20-30 лет предстоит принимать управление страной. И от нас сегодня зависит, будут это свободные, успешные люди, совершающие осознанные поступки, которые делают страну сильнее, или наоборот.
В центре программы - личность как главная ценность. Причем личность и ребенка, и педагога. В первую очередь программа развивает личностный потенциал, социально-эмоциональные навыки педагога. А если педагог и управленец системы образования освоили этот новый подход сами и изменились, они начинают такую же целенаправленную работу с детьми. В программу вовлекаются и родители. Сегодняшней школе - мы все должны это признать - приходится работать с неординарными детьми в неординарном мире. Мы просто обязаны подготовить их, да и себя тоже, к постоянным изменениям, помочь им сформировать высокую чувствительность к этим изменениям и способность к адаптации.
Кто разрабатывал программу развития личностного потенциала?
Петр Положевец: Программа основана на разработках ведущих отечественных ученых, изучающих феномен личностного потенциала, субъективное благополучие и мотивацию: Дмитрия Леонтьева, Тамары Гордеевой, Анны Фам и Евгения Осина. Ученые считают, что от личности и мотивации в конечном итоге зависит больше, чем от интеллекта и одаренности, что самодисциплина, например, лучше предсказывает академические успехи, чем уровень интеллекта. Так, Дмитрий Леонтьев в своих работах подчеркивает, что одаренность в отрыве от личностного развития служит источником кризисов и проблем, причем чем больше одаренность, тем сильнее кризисы. Встречаются люди, "которые не справляются со своей одаренностью, если личность за ней не поспевает". Ученые уверены, что учащиеся с высоким личностным потенциалом способны одновременно достичь успехов в учебе и психологического благополучия. Люди же с низким личностным потенциалом могут достигать успеха, но платят за это высокую цену. Как утверждают исследователи, они не могут быть и успешны, и счастливы одновременно. Или субъективное благополучие, или успех.
Кто и где реализует вашу программу? Как в нее можно попасть?
Петр Положевец: Наш фонд заключает договор с органами исполнительной власти (ОИВ) в сфере образования региона, где каждая из сторон принимает на себя определенные обязательства. Обязательства фонда заключаются в том, чтобы предоставить методики и обучающие материалы, обучить в регионе команду внедрения. А регион принимает на себя обязательства масштабировать программу своими силами, через включение этой работы в госзадание организации-оператора. Обычно это институт развития образования региона, институт повышения квалификации или педагогический вуз. Модель реализации и масштабирования - сверху вниз: от органов исполнительной власти в сфере образования до каждой образовательной организации, каждого персонального участника образовательных отношений.
Сейчас в программе участвуют 30 регионов, более 550 образовательных организаций, более 6000 педагогов, методистов, экспертов, преподавателей. До конца года в нее войдут еще более 1000 школ и детских садов. В реализации программы также задействованы 16 педагогических и общегуманитарных университетов. Причем наша программа не отлита в камне, она постоянно развивается, дополняется новыми идеями, постоянно проверяются гипотезы, вносятся изменения.
Какие организации курируют программу со стороны ее научной составляющей?
Петр Положевец: У программы мощная научная поддержка: в Московском городском педагогическом университете (МГПУ) создана лаборатория развития личностного потенциала в образовании. Ее сотрудники сопровождают весь обучающий цикл преподавателей и управленцев образования. Партнерами программы также являются Международная лаборатория позитивной психологии НИУ "Высшая школа экономики", Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы, институты Российской академии образования. Кроме того, создан консорциум университетов для запуска сетевой исследовательской магистратуры по развитию личностного потенциала, что позволяет замкнуть цикл подготовки и переподготовки педагогических кадров.
Главные действующие лица программы - работники органов управления образованием и педагоги. Что конкретно они совершенствуют в своих школах и детских садах благодаря участию в программе?
Петр Положевец: По модели, которая масштабируется сейчас, каждая школа или сад проходит полный цикл погружения в программу. Первый шаг - обучение команды управленцев. Это директор образовательного учреждения, его заместители, психолог. Любые изменения начинаются с управления: если директор не будет разделять ценности программы, ее идеологию, не будет поддерживать педагогов в их развитии, ничего не получится. Затем команда управленцев проводит диагностику своей среды, и в рамках обучения разрабатывает концепцию проекта создания в своей школе или детском саду личностно-развивающей образовательной среды. Каждая группа проводит диагностику ситуации в школе - оценивают степень свободы, степень возможностей для творчества и самореализации (догматичная это среда или карьерная), выбирают направление развития, создают совместный проект. Наши консультанты помогают его доработать, подобрать нужные инструменты. Затем команда внедрения вовлекает в проект всех педагогов.
Параллельно педагоги обучаются работе с различными методиками, формирующему оцениванию, развивающей обратной связи. И только потом начинается работа с детьми и родителями.
Как участие в программе помогает региону развивать свою систему образования?
Петр Положевец: В прошлом году был принят закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся". И так получилось, что весь инструментарий и методический багаж программы очень гармонично укладывается в цели и задачи реализации этих изменений. В этом году все школы разрабатывают, а с сентября начинают у себя реализовывать рабочие программы воспитания. Участники нашего проекта уже разработали такие программы на базе наших методик и образовательных решений.
Хочу заметить, что в соответствии с рекомендациями примерной рабочей программы воспитания важны не персональные достижения, а результаты коллективной работы детей. И лучшей будет считаться не та школа, где есть победители профильных олимпиад и многие выпускники поступают в вузы, а та, где дети имеют большую свободу для творчества, самовыражения и совместных достижений, где можно свободно выражать свое мнение, где на уроке есть не только правильные и неправильные ответы, а можно и нужно думать, потому что есть вопросы, на которые любой ответ правильный.
Можно ли уже подвести первые итоги реализации программы в образовательных организациях?
Петр Положевец: Это пока не итоги, а, скорее, эффекты, которые уже сейчас видны и которые можно оценить. В исследованиях изменений личностного потенциала приняли участие около двух тысяч учеников начальной школы, 87 их педагогов из 52 школ, а также более двух тысяч восьмиклассников из 60 школ 11 регионов. Были выявлены устойчивые взаимосвязи характеристик личностного потенциала педагогов и результатов детей. Обнаружена взаимосвязь сформированности навыков достижения цели, работы с другими, управления эмоциями учащихся начальной школы и аспектов личностного потенциала их педагогов: толерантность к неопределенности, мировоззренческая активность, ответственность, жизненная позиция личности.
Исследования также показали рост ключевых характеристик личностного потенциала управленцев и педагогов: рост жизнестойкости, снижение установки на заданность и неизменяемость способностей, рост профессиональной мотивации. Поскольку важные характеристики педагога и управленца улучшаются в процессе реализации программы, есть основания предполагать, что и результаты детей со временем будут улучшаться.
Мы видим, что программа также меняет образовательную среду. Исследования, проведенные в 53 образовательных организациях Калужской, Ярославской, Калининградской, Липецкой областей, ХМАО и Алтайского края подтвердили, что в них увеличивается доля творческой среды за счет догматической и карьерной, а также растут параметры личностно-развивающей среды, положительно влияющие на личностное развитие учащихся: широта, безопасность, мобильность, осознаваемость, эмоциональность и т.д.
Каких результатов программы вы хотели бы добиться в перспективе ближайших 2-3 лет?
Петр Положевец: Речь не идет о перспективе в 2-3 года - так быстро сознание людей, а тем более привычки, не меняются. Но мы видим, как может все измениться в долгосрочной перспективе, когда те дети, которые сейчас поступают в школу (а многие из них уже занимались по нашим методикам в детском саду), окончат ее, выберут свой жизненный путь и начнут по нему двигаться. Если говорить о программе, как организационной единице, то в рамках существующей модели наши ориентиры - 30 регионов, более 2100 школ и садов, более 24 тысяч педагогов. Мы планируем увеличить охват, начинаем новую модель распространения - делаем наши методики открытыми. Можно пройти дистанционное обучение, овладеть методиками и начать их использовать.
Какое влияние на наше общество способна оказать программа, если она будет реализоваться в большинстве образовательных учреждений страны?
Петр Положевец: Сегодня от нас самих зависит, в какой стране мы будем жить завтра. И прежде всего - какими вырастут наши дети, будут ли они сильными, свободными, творческими и счастливыми, или нет. Такой будет и страна. Поэтому наша цель - сделать наше образование ориентированным на личность ребенка и педагога, поднять статус педагога в обществе. И мы рассчитываем, что наша программа постепенно приведет именно к таким изменениям.
Благотворительный фонд Сбербанка "Вклад в будущее" создан для совершенствования системы образования. Он реализовал программу социально-эмоционального развития, программу развития навыков ХХI века и когнитивных компетентностей. В 2016 году команда фонда начала разработку и в 2018 году запустила программу по развитию личностного потенциала, включив в нее все свои разработки предыдущего периода. Методологическая основа программы - теория личностного потенциала человека, разработанная доктором психологических наук, профессором НИУ "ВШЭ" и МГУ им. Ломоносова Д.А.Леонтьевым и его школой; позитивная психология, педагогика достоинства академика РАО, доктора психологических наук, профессора-исследователя НИУ "ВШЭ" А.Г.Асмолова; а также курсы "Диагностика и проектирование личностно-развивающей образовательной среды" В.А. Ясвина и "Стратегическое проектирование в образовательной организации" А.М. Моисеева (оба - МГПУ).
Программа предлагает системное комплексное решение для образовательных организаций по сопровождению развития ребенка с 5 до 18 лет с учетом его возрастных особенностей и вовлекает в этот процесс ключевых участников: педагогов, родителей, управленцев образовательных организаций, органы исполнительной власти в сфере образования, институты повышения квалификации и развития образования в регионах.
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.