А что там у аспирантуры?

25.05.2021 209

Аспирантура – краеугольный камень подготовки новых кадров для научно-образовательной сферы, высокотехнологичного бизнеса и инноваций. Существуют серьезные негативные тренды в развитии аспирантуры – о них не раз говорили на самых высоких уровнях.

Сейчас реализуется целый комплекс мер, направленный на молодых ученых – в частности, на аспирантов. Это происходит я в рамках формирования единой системы поддержки начинающих исследователей: переход к научной аспирантуре, отработка грантового формата, запуск конкурсов для аспирантов. Для привлечения талантливых иностранцев предусмотрены квоты и отдельные задачи в рамках программных мероприятий.

Исследователи Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ зафиксировали ключевые траектории развития аспирантуры на 2020 год. Это формирует прекрасную точку отсчета для анализа эффективности всех принимаемых мер. Также появляется возможность отследить точки перелома ситуации, которые требуют особого внимания.

Основные выводы исследователей ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:

Количество
Рост основных индикаторов деятельности аспирантуры в 2020 г. позволил прервать негативную тенденцию сжатия масштабов подготовки аспирантов: их общая численность достигла 87,8 тыс. чел. (+4% по сравнению с 2019 г.), показатель приема – 27,7 тыс. чел. (+11,2%).

КПД
Эффективность работы аспирантуры продолжает снижаться: в 2020 г. доля выпускников, защитивших диссертацию в нормативный срок подготовки, составила лишь 8,9% (для сравнения, в 2019 г. – 10,5%, в 2015 г. – 18%, в 2010 г. – 28,5%). В научно-исследовательских организациях данный показатель сократился за период 2010–2020 гг. с 16,8 до 9,3%, в вузах – с 30,3 до 8,9%.

Направления
К самым популярным направлениям подготовки относятся экономика и управление (9% от общей численности аспирантов), информатика и вычислительная техника (8,2%), клиническая медицина (7,3%), юриспруденция (6%). Среди женщин наиболее востребованы клиническая медицина (9,7%), образование и педагогические науки (9,5%), среди мужчин – информатика и вычислительная техника (11,2%), экономика и управление (9,8%).

(Вне)бюджет
В 2020 г. треть аспирантов (35,3%) обучались на платной основе. Данная форма обучения наиболее распространена по таким направлениям подготовки, как юриспруденция (75,8% общей численности аспирантов по направлению), экономика и управление (68,3%), архитектура (63,2%) и психологические науки (59,9%).

Интернационализация
Российская аспирантура становится все более интернациональной: за период 2014–2020 гг. численность иностранных аспирантов увеличилась с 5,5 тыс. до 9,5 тыс. человек, а их доля – с 4,6 до 10,8%.

Положительные тенденции в привлечении иностранных аспирантов преимущественно обеспечиваются за счет роста численности абитуриентов из государств, не входящих в состав СНГ (+27,9% за последний год). В результате доля аспирантов из стран СНГ впервые за период наблюдений составила менее трети (30,5%). Самые крупные потоки иностранных аспирантов в 2020 году – из Китая (2204 чел.) и Казахстана (1194 чел.).

Следствия
Причины кризисных явлений в российской аспирантуре хорошо известны: перевод в третью ступень образования, отмена обязательности защиты, санация системы диссоветов и журналов.

Тем не менее, именно аспирантура является основным и единственным способом привлечения и закрепления молодых исследователей в науке. Безусловно, важны популяризация, работа со школьниками, исследовательская профориентация, поддержка студенческой науки. Однако, именно аспирантура – это та траектория, которая непосредственно вводит начинающего исследователя в область науки, высоких технологий и инноваций.

Принятые системные меры позволят всерьез увеличить приток молодежи в науку – что необходимо не только для выполнения количественных показателей нацпроектов, но и для научно-технологического прогресса как такового. А именно он является фундаментом для позитивных изменений в социально-экономической сфере и в конечном итоге – повышения качества жизни каждого россиянина.

Полный текст исследования: https://issek.hse.ru/news/471332188.html

 

Источник: Телеграм-канал "Научно-образовательная политика"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*