Умение работать с людьми и данными – главные их них
Аналитики онлайн-школы Skysmart и Кружкового движения Национальной технологической инициативы (НТИ) провели совместное исследование среди школьников с целью выяснить, какие компетенции они считают наиболее важными для своей будущей работы, и чего не хватает в общеобразовательной школе, чтобы развивать эти компетенции.
В анонимном опросе приняли участие 2500 респондентов – учащиеся онлайн-школы Skysmart и участники проектов Кружкового движения НТИ. Больше всего среди них оказалось учеников 9 класса (17%), меньше всего – учеников начальной школы (1%) и пятиклассников (10%). Остальные классы представлены среди участников опроса почти в равной степени (от 12 до 16% на каждый класс).
Фото - Пресс-служба Кружкового движения НТИ
По результатам исследования каждый пятый школьник (21%) хотел бы связать свою жизнь со сферой IT. Еще 13% опрошенных интересуются сферой искусства. Медицина привлекает 11% респондентов. Почти каждый десятый школьник хотел бы попробовать себя в сфере технологии и промышленности, а 8% опрошенных планируют заняться наукой. Остальные ответы распределились следующим образом:
№2. В какой сфере ты хотел(а) бы работать? (Одиночный выбор)
Варианты |
Все ответы |
IT |
21% |
Искусство |
13% |
Медицина |
11% |
Технологии и промышленность |
9% |
Наука |
8% |
Бизнес |
6% |
Образование |
5% |
Безопасность (Армия, Флот, Полиция, МЧС и пр.) |
4% |
Медиа и коммуникации |
3% |
Спорт |
3% |
Международные отношения |
2% |
Политика, государственное и муниципальное управление |
2% |
Юриспруденция |
2% |
Экономика, банковское дело |
1% |
Туризм |
1% |
Свой вариант (открытый ответ) |
9% |
Большинство школьников (55%) назвали самой важной компетенцией, без которой невозможно будет работать по профессии – умение работать с людьми. На втором месте (по 51% каждый из ответов) – системное мышление и работа в режиме высокой неопределенности с быстрой сменой задач. Каждый второй респондент отметил, что критически важно уметь управлять проектами и процессами. По 48% голосов набрали такие soft skills, как критическое мышление и умение работать в команде. 37% опрошенных считают, что в выбранной сфере невозможно будет работать без клиентоориентированности.
Не критически важными, но все-таки необходимым, 37% респондентов назвали навык межотраслевой коммуникации. 35% респондентов уверены, что для успешной работы необходимо знать несколько языков и понимать особенности разных культур.
Относительно hard skills мнения школьников разделились. Критически важной или необходимой компетенцией будущего 64% школьников назвали умение работать с данными. Более половины опрошенных (55%) назвали такой компетенцией программирование. Также почти половина опрошенных (49%) считает, что в их будущей работе важно уметь работать с искусственным интеллектом. Другие ответы распределились таким образом:
№3. Ознакомься со списком компетенций будущего (их еще называют надпрофессиональными навыками), который представлен ниже. Оцени, насколько каждая из этих компетенций важна для твоей будущей профессии по четырехбалльной шкале:
2 – Совершенно не важна (не имеет значения для будущей профессии)
3 – Не очень важна (может пригодиться)
4 – Важна (имеет значения для будущей профессии)
5 – Очень важна (компетенция, без которой будет невозможно работать по профессии) (Матрица)
Варианты |
Все ответы |
|||
2 |
3 |
4 |
5 |
|
МУЛЬТИЯЗЫЧНОСТЬ И МУЛЬТИКУЛЬТУРНОСТЬ - знание нескольких языков, понимание особенностей разных культур |
10% |
33% |
35% |
22% |
НАВЫКИ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ - понимание технологий, процессов в смежных и несмежных отраслях |
8% |
25% |
37% |
30% |
КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ - точно понимать запрос клиента и предлагать идеальное решение |
7% |
16% |
30% |
47% |
УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ ПРОЕКТАМИ И ПРОЦЕССАМИ - лидерские качества, способность расставить приоритеты и подобрать команду |
5% |
15% |
30% |
50% |
РАБОТА В РЕЖИМЕ ВЫСОКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И БЫСТРОЙ СМЕНЫ УСЛОВИЙ ЗАДАЧ - быстро принимать решения, эффективно распределять ресурсы |
4% |
15% |
30% |
51% |
СПОСОБНОСТЬ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ - творческое мышление и развитый эстетический вкус |
13% |
27% |
27% |
31% |
УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ЛЮДЬМИ - продуктивно общаться, учитывать позиции других, эффективно разрешать конфликты |
4% |
12% |
29% |
55% |
ПРОГРАММИРОВАНИЕ - создание компьютерных программ |
23% |
25% |
19% |
33% |
АНАЛИЗ / РАБОТА С ДАННЫМИ - анализ, обработка и представление данных в цифровой форме |
11% |
25% |
28% |
36% |
УПРАВЛЕНИЕ СЛОЖНЫМИ ИНЖЕНЕРНЫМИ КОМПЛЕКСАМИ - в том числе работа с робототехникой |
25% |
28% |
21% |
26% |
РАБОТА С ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ (ИИ) - создание, взаимодействие, обучение систем, основанных на технологиях ИИ |
25% |
26% |
24% |
25% |
ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ - организация времени и повышение эффективности его использования |
8% |
19% |
34% |
39% |
РАБОТА В КОМАНДЕ - эффективная и продуктивная практическая деятельность команды |
4% |
15% |
31% |
48% |
СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ - умение понимать, как устроены сложные системы, находить взаимосвязи и причины |
6% |
16% |
27% |
51% |
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - бережливое отношение к используемым природным ресурсам |
17% |
25% |
27% |
31% |
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - умение находить подтверждение или опровержение получаемым новостям и знаниям |
5% |
17% |
30% |
48% |
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - умение распознавать эмоции, сопереживать другому человеку, находить общий язык |
10% |
18% |
26% |
46% |
Оценивая, насколько школьная программа помогает формировать навыки и компетенции будущего, большинство школьников считают, что в школе их не научат работе с искусственным интеллектом, клиентоориентированности и управлению сложными инженерными проектами. Треть опрошенных школьников уверены, что не смогут научиться в школе системному и критическому мышлению, программированию и работе с данными. Каждый четвертый участник опроса считает, что школа не научит самым важным soft skills из предыдущего вопроса, а именно – мультикультурности и умению работать с людьми. Другие ответы распределились следующим образом:
№4. Каким из этих компетенций, по твоему мнению, нельзя обучиться в школе? (Множественный выбор)
Варианты |
Все ответы |
КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ - точно понимать запрос клиента и предлагать идеальное решение |
67% |
РАБОТА С ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ (ИИ) - создание, взаимодействие, обучение систем, основанных на технологиях ИИ |
67% |
УПРАВЛЕНИЕ СЛОЖНЫМИ ИНЖЕНЕРНЫМИ КОМПЛЕКСАМИ - в том числе работа с робототехникой |
59% |
НАВЫКИ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ - понимание технологий, процессов в смежных и несмежных отраслях |
45% |
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - умение распознавать эмоции, сопереживать другому человеку, находить общий язык |
42% |
ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ - организация времени и повышение эффективности его использования |
41% |
РАБОТА В РЕЖИМЕ ВЫСОКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И БЫСТРОЙ СМЕНЫ УСЛОВИЙ ЗАДАЧ - быстро принимать решения, эффективно распределять ресурсы |
34% |
СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ - умение понимать, как устроены сложные системы, находить взаимосвязи и причины |
34% |
ПРОГРАММИРОВАНИЕ - создания компьютерных программ |
33% |
СПОСОБНОСТЬ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ - творческое мышление и развитый эстетический вкус |
32% |
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - умение находить подтверждение или опровержение получаемым новостям и знаниям |
32% |
УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ ПРОЕКТАМИ И ПРОЦЕССАМИ - лидерские качества, способность расставить приоритеты и подобрать команду |
31% |
АНАЛИЗ / РАБОТА С ДАННЫМИ - анализ, обработка и представление данных в цифровой форме |
30% |
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - бережливое отношение к используемым природным ресурсам |
27% |
МУЛЬТИЯЗЫЧНОСТЬ И МУЛЬТИКУЛЬТУРНОСТЬ - знание нескольких языков, понимание особенностей разных культур |
25% |
УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ЛЮДЬМИ - продуктивно общаться, учитывать позиции других, эффективно разрешать конфликты |
25% |
РАБОТА В КОМАНДЕ - эффективная и продуктивная практическая деятельность команды |
14% |
Чтобы овладеть компетенциям будущего, в школе, согласно ответам респондентов, больше всего не хватает живого общения с профессионалами из различных отраслей (70%). Дефицит практических и интерактивных занятий отметили 62% опрошенных. 60% респондентов указали на то, что в школе нужно активнее вводить новые предметы, обучать цифровой грамотности, программированию и т.д. Другие ответы распределились следующим образом:
№5. Чего не хватает в школе и школьной программе, чтобы получить эти компетенции? (Множественный выбор)
Варианты |
Все ответы |
Регулярных встреч и общения с профессионалами из разных отраслей (в классе и в компаниях/на предприятиях) |
70% |
Практических и интерактивных занятий |
62% |
Новых предметов (цифровая грамотность, программирование и пр.) и учебников |
60% |
Ранней профориентации |
44% |
Кружков и дополнительных занятий |
36% |
Проектной деятельности |
24% |
Свой вариант (свободный ответ) |
6% |
Дмитрий Земцов, лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение»:
«Современные школьники отдают приоритет таким формам занятости, в которых командная работа, открытость и новизна задач преобладают над рутинностью и жестким распределении функций. Можно предположить, что за такой оценкой наиболее востребованных компетенций стоит определенный образ жизни, где команды решают творческие задачи, а участники команды занимаются постоянным самосовершенствованием и развитием. В то же время, школьники достаточно определенно фиксируют нехватку современного содержания в общеобразовательных программах. Да, сегодня эту задачу отчасти решают различные форматы дополнительного образования – кружки, онлайн-курсы, научно-технологические конкурсы и соревнования, проектные школы, образовательные интенсивы, хакатоны и другие, где школьники могут учиться у лучших, общаться с единомышленниками и экспертами из разных сфер, создавать свои команды и вместе решать реальные задачи. Стоит признать, что у современных школьников, а также их родителей, формируется четкий, осознанный запрос на получение качественного образования и компетенций будущего, и школе, чтобы сохранять свою роль в процессе становления молодого человека, придется на этот запрос отвечать».
Михаил Митин, директор по развитию онлайн-школы Skysmart:
«Большинство современных проблем – проблемы гуманитарные, соответственно, для их решения важно уметь эффективно взаимодействовать с другими людьми. Этот важный softskills можно тренировать на каждом уроке, но, к сожалению, большая часть учебных занятий в школе имеет лекционный формат, а групповая работа, дискуссии или решение кейсов происходят достаточно редко. Поэтому для освоения необходимых компетенций школьники посещают кружки и секции в организациях дополнительного образования.
Похожая ситуация складывается и с hardskills. В учебном плане чаще появляются новые теоретические предметы или увеличивается количество отведенных на них часов, а вот практические занятия, позволяющие сформировать определенный навык и отработать его в реальных условиях, проходят редко. Причиной тому является недостаточная конвергентность образовательных программ, а также отсутствие необходимого оборудования в школе и специалистов, которые способны этим навыкам обучить».
Пресс-служба Кружкового движения НТИ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.