Человеческое измерение трансформации высшей школы России стало предметом обсуждения на международной конференции

17.05.2021 265

Сотрудники сетевого исследовательского центра «Человек, природа, технологии» Александр Сорокин, Михаил Грибовский, Наталья Гулиус, Галина Ефимова и Татьяна Климова организовали круглый стол «Человеческое измерение трансформации высшей школы России» в рамках международной конференции «Образование будущего: международное сотрудничество и стратегия повышения конкурентоспособности» (Нижний Новгород)

Тематика круглого стола была связана с результатами исследований, проводимых в рамках гранта РНФ (проект № 19-18-00485, руководитель Александр Сорокин). Были представлены итоги полевого исследования шести вузов-участников программы «5-100», охватывающие более 120 полуструктурированных интервью по изменению профессии и профессиональной идентичности, более 120 интервью по изменениям кадровой политики и практик управления человеческими ресурсами и свыше 200 диагностик организационной культуры среди обучающихся, преподавателей, научных сотрудников, представителей руководства вузов.Человеческое измерение трансформации высшей школы России стало предметом обсуждения на международной конференции

Фото - utmn.ru

Как отметили докладчики, в настоящее время российские университеты переживают эпоху качественной трансформации как системы управления, так и содержания профессиональной деятельности преподавателя. В первую очередь, изменения затрагивают вузы-лидеры, участники программ повышения конкурентоспособности (“5-100”, в перспективе “Приоритет 2030”). Отсюда – растущее внимание к “человеческому” измерению современного университета, ибо все трансформации, так или иначе, концентрируются на проблеме университетского человеческого капитала.

Спикеры круглого стола рассмотрели ключевые проблемы:
– трансформацию практик управления человеческими ресурсами университета,
– эволюцию содержания труда преподавателя и смена компетенций преподавателя,
– влияние программ развития университетов на трансформацию академической карьеры,
– трансформацию идентичности и организационной культуры человека университетского.

Фото - utmn.ru

Александр Сорокин в своем докладе «Человеческое измерение проекта “5-100”: восприятие, вовлеченность и отношение к программе повышения международной конкурентоспособности сотрудников ведущих вузов страны» проанализировал ключевые аспекты восприятия и практики вовлеченности сотрудников ведущих вузов в программу «5-100». Выделены положительные (финансовая свобода в распределении средств программы на проекты развития, изменение лидерских команд и моделей управления) и негативные (накручивание наукометрических показателей, информационный шум и имитация деятельности, краткосрочность прогнозирования в рамках программы и риски для программ и проектов в средне- и долгосрочной перспективе и другие). Проанализированы отмеченные информантами позитивное влияние программы «5-100» через материальные (возможности приобретения оборудования, финансирование мобильности и мероприятий, увеличение личных доходов) и нематериальные (возможности развития новых навыков и компетенций, возможности развития международной коллаборации и другие) факторы. Отмечены рекомендации по совершенствованию программы (паритет оценки образовательной и научной деятельности, акцент на региональных и национальных задачах, увеличение сроков планирования программ). 

Михаил Грибовский в докладе «Престижна ли профессия университетского преподавателя? Парадоксы восприятия» проанализировал материалы полевого исследования, проведенного совместно с А. Сорокиным в Великобритании, Франции, Германии и России. Комментарии показали, что большинство респондентов – преподавателей вузов также склонно фиксировать снижение степени престижа своей профессии на протяжении последних десятилетий. Реже других снижение респектабельности профессии отмечают информанты из германских университетов. Помимо этого, информанты из разных стран отмечают такие факторы снижения престижа, как увеличение количества преподавателей (профессия стала менее уникальной), низкую информированность общества о работе в университете, неготовность молодёжи автоматически признавать авторитет старших, что было более типично для предыдущих поколений. С другой стороны, по словам информантов, окружающие люди признают их интеллектуальное превосходство; уважение к профессии складывается из восприятия университетского сотрудника как человека, своей работой улучшающего мир. Отмечается, что в глазах общества престиж профессии преподавателя растет вследствие преимуществ работы в университете (длительный отпуск, большая степень свободы). Информанты из Германии особое внимание обращают на такие символические приметы престижа, как сохранение традиции писать слова “доктор”, “профессор” на почтовых ящиках и на табличках входных дверей в домах университетских сотрудников, на подчеркнутое уважение к университетскому преподавателю в бытовых ситуациях. Докладчик подчеркнул, что сегодня элементы престижа профессии университетского преподавателя обеспечиваются не столько благодаря образовательной (педагогической), сколько научной составляющей.

Галина Ефимова представила доклад “Типология карьерных стратегий университетских преподавателей и ключевые факторы изменения карьерного пути”, в котором проанализировала тренды карьерных стратегий научно-педагогических работников на академическом рынке труда, опыт их участия в трудовых отношениях в неакадемической сфере.

Спикер отметила, что в траекториях академической карьеры экспертов, принявших участие в интервью, прослеживаются три устойчивых тренда, воспроизводящихся в различных поколениях вузовских работников: внутрикорпоративная карьерная стратегия (один вуз на всю жизнь), внутрипрофессиональная (главное призвание, а конкретный университет не важен) и смешанная (академическая / неакадемическая) карьерная стратегия. При этом большинство информаторов не планируют менять деятельность, что свидетельствует о высокой удовлетворённости профессией, укоренённости в ней.

Работа по изучению человеческого измерения трансформационных процессов в высшей школе будет продолжена. Уже опубликовано 14 работ в Scopus и Web of Science, подготовлено и прочитано более 20 докладов на 13 международных и всероссийских мероприятиях, организовано 5 секций, круглых столов и панельных дискуссий в рамках конференций, включая две на конвентах Ассоциации славянских, восточноевропейских и евразийских исследований (ASEEES).


Источник: Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*