Александр Сергеев: «Необходимо правильное государственное регулирование инноваций»

14.05.2021 313

Отечественная наука сегодня не является драйвером российской экономики, и чтобы исправить эту ситуацию, необходимо привлечение инвестиций на критически важных направлениях НТП.

Задача академического и преподавательского сообщества – обеспечить максимально качественную подготовку новых кадров высшей квалификации через ориентацию и сопровождение талантливой молодежи. Такое мнение высказал в своем докладе на парламентских слушаниях президент Российской академии наук академик Александр Сергеев.
 
Основные тезисы доклада:
 
– Россия является практически единственной страной в мире с уменьшающимся количеством исследователей на 10 тысяч занятого населения; за 15 лет сокращение на -17,5% (27-е место в мире по этому показателю).
 
– Общество эмоционально воспринимает эту статистику, но необходим рациональный подход: есть общемировая корреляция между числом ученых и выделяемой на науку долей ВВП (2-3% от ВВП дают 1% ученых от общей численности работающих). Ситуация в РФ соответствует закономерности – 1% ВВП, число исследователей – 0,5%. «Будут расти инвестиции в науку – будет расти и число исследователей».
 
– Только 5% россиян связывают будущее страны с наукой и технологиями, их развитие воспринимается обществом как следствие, а не причина благополучия государства («станем богатой страной а потом будем развивать науку»).
 
– Плохой инвестклимат и сложная геополитическая ситуация делают необходимым другой путь – серьезное увеличение инвестиций в человеческий капитал, в кадры высокой и высшей квалификации на критически важных направлениях НТП (IT, биомедицина, новая энергетика, новые материалы).
 
– Рост бюджетных инвестиций в науку маловероятен, надежды ученых связаны с правильным государственным регулированием инноваций, опираясь на естественную потребность успешных компаний осваивать новые рынки  с новыми технологиями, вкладываться в НИОКР.
 
«Мы видим, что эти компании также осуществляют вложения и в развитие кадрового потенциала, причем не только инженерного, но и научного. Они становятся высококвалифицированными отечественными работодателями, которые стимулируют подготовку кадров для той инновационной экономики, которая нам нужна».
 
– В программе «Приоритет-2030» Минобрнауки, в отличие от предыдущей программы «5-100», делается ставка на удовлетворение спроса отечественного высококвалифицированного работодателя.
 
– Работа с передовыми компаниями по научному обеспечению процесса скорейшего превращения знаний в технологии – важнейшая задача для РАН (Росатом, Газпром, АФК Система, Фосагро), равно как и сотрудничество с регионами, с учетом интереса компаний к имеющимся там производствам (Кемеровская, Белгородская, Томская области, Республика Саха-Якутия).
 
– Возвращение научной аспирантуры: в дополнение к принятым поправкам в закон в новый учебный сезон в сентябре надо войти с принятыми подзаконными актами, которые позволили бы институту научной аспирантуры функционировать в новом режиме.
 
– Важно решить вопрос государственных аспирантских стипендий (9 тыс. руб. в месяц; для сравнения,  в Сколтехе - 75 тыс. руб.) и сохранить грантовый фонд поддержки аспирантов, который ранее обеспечивался РФФИ.– Необходимо развивать систему академического сопровождения талантливой молодежи. Пример – проект базовых школ РАН (участвуют более 100 школ из 32 субъектов РФ); в ряде регионов проект активно поддерживается властью, которая вкладывает региональные средства в материальную базу этих школ.
 
– Траектория ученого начинается в школе, идет через университет и аспирантуру и приводит в научный институт или в высокотехнологичную компанию. Задача – сделать ее  привлекательной и устойчивой, чтобы как можно меньше молодежи уходило в «точках развилок».

«Здесь мы видим важнейшую точку приложений усилий наших ведущих ученых и РАН. Именно они со своими знаниями и опытом могут мотивировать молодое поколение со школьной скамьи к постижению тайн науки, помочь студентам младших курсов как можно быстрее освоить базовые дисциплины, стать интересными для работодателей, помочь молодежи выбрать интересную специальность в магистратуре», - сказал Александр Сергеев.

 

Источник: Телеграм-канал "Российская академия наук"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*