В рамках антикризисного проекта АСИ «Психологическая поддержка граждан в регионах» состоялась международная онлайн-конференция «Горячие линии психологической помощи. От системы к человеку», на которой эксперты обсудили методологию и особенности организации работы телефонов доверия и горячих линий. Мероприятие прошло при поддержке министерства просвещения РФ. Его организаторами выступили АСИ и межрегиональная общественная организация «Развитие психологической помощи».
Напомним, что проект Агентства «Психологическая поддержка граждан в регионах» был инициирован в начале 2020 года в ответ на ухудшающуюся эпидемиологическую, а вместе с ней и психологическую ситуации. Целью инициативы был мониторинг работы линий дистанционной психологической помощи в регионах. Однако, помимо статистических данных, выяснилось, что качество предоставляемой психологической поддержки в регионах разное: в одних областях психологам без опыта оказания помощи онлайн или по телефону оперативно приходилось осваивать новые компетенции, в других - просто не хватало кадров. Тогда по запросу от региональных служб психологической помощи АСИ провело видеоконференцию «Особенности психологической помощи населению в период пандемии. Новые технологии в консультировании» с участием специалистов в сфере дистанционного психологического консультирования. Темой новой конференции – на этот раз уже международной – стало качество дистанционных психологических услуг.
Фото - asi.ru
Как отметила президент общественной организации «Развитие психологической помощи», эксперт Общероссийского Народного Фронта по вопросам психологии Инна Силенок, число суицидальных проявлений в постковидный период заметно возросло. «Среди наиболее частых обращений на телефоны доверия - агрессия, тревога, панические атаки, семейные проблемы, постковидная депрессия, страх сделать прививку, бессонница. Крайне важно, чтобы специалисты, которые работают на линиях психологической помощи, понимали текущую специфику работы, обладали аудиальной чувствительностью и сами регулярно проходить супервизию и личную терапию», - заявила Инна Силенок.
Опытом в организации деятельности дистанционной психологической помощи поделилась Президент Международной Федерации телефонной экстренной психологической помощи IFOTES Соня Кариер (IFOTES вот уже более 50 лет оказывает психологическую помощь и объединяет ассоциации экстренной психологической помощи из 23 стран).
«В год мы принимаем порядка 4 млн звонков и 150 тыс. обращений в чате – именно здесь заметен рост числа обращений. Это говорит о том, что все больше молодых людей обращаются в службу психологической поддержки», - сообщила Соня Кариер.
На конференции также обсудили критерии качества работы горячей линий и отбора специалистов, взаимодействия между структурами при организации работы линий, методологические основы работы дистанционных психологов, этику и конфиденциальность деятельности телефонов доверия. Кроме того, эксперты отметили важность информирования населения о функционировании профильных линий психологической помощи. «Наши абоненты должны понимать, какие услуги они могут получить на телефоне экстренной психологической помощи и телефоне доверия. Для этого необходимо наладить информирование благополучателей в форме социальной рекламы», – отметил Андрей Камин, президент российской Ассоциации телефонной экстренной психологической помощи.
Также была рассмотрена специфика дистанционной психологической помощи детям и трудным подросткам. Руководитель департамента стратегического планирования и мониторинга Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Наталья Кулакова считает, что детский телефон доверия, помимо прочего, имеет значимую социальную функцию – мониторинг детского неблагополучия. «Просматривая статистику и наблюдая за динамикой, мы можем определить есть ли у нас тревожные сигналы и отреагировать в разрезе региона», - сказала Наталья Кулакова.
Своим опытом работы с подростками поделилась зампредседателя правления межрегиональной общественной организации поддержки семьи, материнства и детства "Врачи детям" (г. Санкт-Петербург) Любовь Смыкало. «За почти 10 лет мы накопили значительный опыт оказания помощи подросткам в онлайн-формате на портале «ПомощьРядом.рф». В этом году у нас появится методическое руководство для специалистов по особенностям психологического консультирования в онлайн-чате. Мы надеемся, что это позволит масштабировать востребованную технологию онлайн-консультирования несовершеннолетних в разных регионах РФ», - рассказала она.
Директор благотворительной службы помощи онкологическим больным «Ясное утро» Ольга Гольдман обратилась к АСИ с просьбой оказать поддержку.
«Только те врачи, которые знают о горячей линии и на самом деле заинтересованы в благополучии пациента, передают им информацию о том, что можно обратиться в нашу службу, но системно этого не происходит. Мы бы попросили АСИ оказать помощь в информационной поддержке. Сейчас мы охватываем 1% пациентов с онкологическими заболеваниями в России, а потребность в психосоциальной помощи есть у как минимум 60% пациентов. Если бы у нас была системная поддержка на уровне организаторов здравоохранения, мы могли бы принимать в несколько раз больше обращений»,
- сказала Ольга Гольдман.
«Значимость оказываемой помощи на телефоне доверия действительно высока, иногда жизнь человека зависит от того, насколько профессионально и чутко повел себя психолог на другом конце «телефонного провода», но оценить это качество крайне сложно. Важно работать над тем, чтобы в каждом регионе была доступна информация о существовании линии психологической помощи и качество оказываемых услуг было одинаково высоким. Над этим мы продолжим работать в рамках нашей антикризисной инициативы», - сказала руководитель проекта «Психологическая поддержка граждан в регионах», сотрудник Центра цифрового развития АСИ Юлия Сухоцкая.
Источник: Пресс-служба АСИ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.