Популяризировать все, что сделано народами Арктики в сфере образования и воспитания

05.05.2021 109

Лучшими практиками организации образования коренных народов стран Арктической зоны поделились участники Международной экспертной встречи по реализации проекта «Дети Арктики: дошкольное и школьное образование», которая прошла 29 апреля в Общественной палате РФ.

Основная задачи встречи — создание эффективной модели обеспечения доступного качественного дошкольного и школьного образования для детей, проживающих в Арктической зоне, в том числе на территориях, где они ведут традиционный образ жизни, отметил председатель Комиссия ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Владимир Зорин.

Фото - oprf.ru

«Этим задачам посвящены соответствующие законы. Они обсуждалась на недавнем съезде Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Эти задачи активно провозглашались на прошедшем 30 марта Совете по межнациональным отношениям при президенте РФ. Эти же задачи были закреплены в Послании Владимира Путина Федеральному Собранию», — подчеркнул он.

Вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ по Северо-Западному федеральному округу Юрий Хатанзейский напомнил, что в 2021–2023 годах Россия будет председательствовать в Арктическом совете. По мнению экспертов, это дает возможность координировать и инициировать ряд программ в этом регионе, в том числе направленных на повышение качества системы дошкольного и школьного образования коренных народов в странах Арктической зоны.

Советник руководителя Федерального агентства по делам национальностей России Анна Полежаева отметила, что у проекта «Дети Арктики» есть три уровня: международный, внутрироссийский, а третий — это огромное количество индивидуальных проектов, которые готовы представить регионы России.

«Детьми Арктики занимаются все, это похвально, но настало время объединить усилия, унифицировать, найти диверсификационный подход», — считает она.

Трудно сравнить с чем-либо роль образования, воспитания, убеждена Елена Родионова, член Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности.

«Назрел момент, когда можно и нужно популяризировать то, что сделано народами Арктики для развития всей сферы образования и воспитания. В России за последнее время придаются мощные акценты развитию воспитания — это и поправки в законодательство, это новые документы, это создание федерального проекта по патриотическому воспитанию. Все это должно касаться и той темы, того сегмента, который обсуждается сегодня, потому что величие народа, особенности языков, традиции кочевых народов представляют спектр, который надо популяризировать», — сказала она.

Для повышения качества системы дошкольного и школьного образования коренных народов Елена Родионова предлагает обратить внимание на такие важные составляющие, как подготовка педагогических кадров, гражданско-патриотическое воспитание молодежи, взаимодействие дошкольного, школьного и вузовского образования, роль НКО как поставщика социальных услуг, работающего в том числе в зоне Арктики.

Опытом организации образования коренных народов стран Арктической зоны поделились российские регионы и их зарубежные партнеры из Канады, Финляндии, Норвегии, а также представители научного и педагогического сообщества.

Заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Михаил Погодаев рассказал о реализации проекта в Республике Саха (Якутия). В Арктической зоне функционирует 98 школ, в которых обучается более 10,5 тысячи школьников, 83 детских сада, которые посещает более шести тысяч ребят, Арктический колледж народов Севера, Центр подготовки рабочих кадров «Арктика». Кроме того, с 1999 года в республике функционирует «Экспериментальная школа-интернат “Арктика”» с углубленным изучением предметов гуманитарно-культурологического профиля, где учатся дети малочисленных народов по программам повышенного уровня, в том числе из соседних регионов.

Проект «Дети Арктики» реализуется в республике с 2017 года и настало время, отметил Михаил Погодаев, для разработки комплексной федеральной программы «Дети Арктики» или включения проекта «Дети Арктики» в госпрограмму «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», основными направлениями которой стали бы оздоровление и отдых детей Арктической зоны России; участие одаренных детей во всероссийских и межрегиональных олимпиадах и творческих конкурсах; издание учебной литературы по родным языкам; расширение доступа к интернету.

Особая гордость республики, сказал Михаил Погодаев, — проект «Кочевая школа», который реализуется при поддержке ЮНЕСКО с 90-х годов 20-го века, а в 2008 году в республике был принят Закон «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)». В настоящее время в восьми кочевых школах обучается 102 ребенка, а сам проект рекомендуется как лучшая практика государствам с кочевыми народами.

Региональным опытом поделился первый заместитель директора департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа Сергей Бойченко, который рассказал, что на Ямале проживает более 48 тысяч человек из числа представителей коренных малочисленных народов, почти три четверти из них ведут кочевой образ жизни, в том числе кочуют в тундре более 10 тысяч школьников, более трех тысяч школьников живут в интернате. Для преодоления проблемы неравенства доступности качественного образования в регионе организованы кочевые школы и предшкольная подготовка, а для того, чтобы уравнять возможности в освоении школьной программы детьми, для которых русский язык не является родным, в классах введен второй учитель-билингв, который помогает ребятам лучше понять материал. Кроме того, уже традиционными стали акция «Готовимся к школе» и проект «Новый учитель Ямала» по привлечению молодых талантливых педагогов. Сергей Бойченко также предложил в рамках проекта «Таланты Арктики» проводить тематические смены для коренных детей в местах компактного проживания коренных народов.

О пилотном проекте «Стойбищенская школа/детский сад», запущенном 1 сентября 2020 года, рассказала Ольга Кочурова, директор департамента образования и молодежной политики Сургутского муниципального района ХМАО. В настоящее время на территории стойбищ — местах родовых угодий района — проживает свыше трех тысяч коренных жителей, порядка 140 детей дошкольного возраста не посещают детский сад. Проект реализуется на базе двух детских садов, где созданы группы кратковременного пребывания, ежедневно с детьми проводится 3–4 онлайн-занятия по 15 минут. Все онлайн-курсы разбиты по возрастным категориям, а все педагоги из числа коренных нардов прошил соответствующее обучение. Раз в месяц педагоги выезжают к детям, а родители по возможности привозят детей на мероприятия — так решается проблема социализации дошкольников.

В завершение мероприятия участникам рассказали, что совсем скоро обменяться лучшими практиками и опытом можно будет на портале «Дети Арктики», работа над которым ведется в настоящее время.

 

Источник: Пресс-служба ОП РФ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*