Лучшими практиками организации образования коренных народов стран Арктической зоны поделились участники Международной экспертной встречи по реализации проекта «Дети Арктики: дошкольное и школьное образование», которая прошла 29 апреля в Общественной палате РФ.
Основная задачи встречи — создание эффективной модели обеспечения доступного качественного дошкольного и школьного образования для детей, проживающих в Арктической зоне, в том числе на территориях, где они ведут традиционный образ жизни, отметил председатель Комиссия ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Владимир Зорин.
Фото - oprf.ru
«Этим задачам посвящены соответствующие законы. Они обсуждалась на недавнем съезде Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Эти задачи активно провозглашались на прошедшем 30 марта Совете по межнациональным отношениям при президенте РФ. Эти же задачи были закреплены в Послании Владимира Путина Федеральному Собранию», — подчеркнул он.
Вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ по Северо-Западному федеральному округу Юрий Хатанзейский напомнил, что в 2021–2023 годах Россия будет председательствовать в Арктическом совете. По мнению экспертов, это дает возможность координировать и инициировать ряд программ в этом регионе, в том числе направленных на повышение качества системы дошкольного и школьного образования коренных народов в странах Арктической зоны.
Советник руководителя Федерального агентства по делам национальностей России Анна Полежаева отметила, что у проекта «Дети Арктики» есть три уровня: международный, внутрироссийский, а третий — это огромное количество индивидуальных проектов, которые готовы представить регионы России.
«Детьми Арктики занимаются все, это похвально, но настало время объединить усилия, унифицировать, найти диверсификационный подход», — считает она.
Трудно сравнить с чем-либо роль образования, воспитания, убеждена Елена Родионова, член Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности.
«Назрел момент, когда можно и нужно популяризировать то, что сделано народами Арктики для развития всей сферы образования и воспитания. В России за последнее время придаются мощные акценты развитию воспитания — это и поправки в законодательство, это новые документы, это создание федерального проекта по патриотическому воспитанию. Все это должно касаться и той темы, того сегмента, который обсуждается сегодня, потому что величие народа, особенности языков, традиции кочевых народов представляют спектр, который надо популяризировать», — сказала она.
Для повышения качества системы дошкольного и школьного образования коренных народов Елена Родионова предлагает обратить внимание на такие важные составляющие, как подготовка педагогических кадров, гражданско-патриотическое воспитание молодежи, взаимодействие дошкольного, школьного и вузовского образования, роль НКО как поставщика социальных услуг, работающего в том числе в зоне Арктики.
Опытом организации образования коренных народов стран Арктической зоны поделились российские регионы и их зарубежные партнеры из Канады, Финляндии, Норвегии, а также представители научного и педагогического сообщества.
Заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Михаил Погодаев рассказал о реализации проекта в Республике Саха (Якутия). В Арктической зоне функционирует 98 школ, в которых обучается более 10,5 тысячи школьников, 83 детских сада, которые посещает более шести тысяч ребят, Арктический колледж народов Севера, Центр подготовки рабочих кадров «Арктика». Кроме того, с 1999 года в республике функционирует «Экспериментальная школа-интернат “Арктика”» с углубленным изучением предметов гуманитарно-культурологического профиля, где учатся дети малочисленных народов по программам повышенного уровня, в том числе из соседних регионов.
Проект «Дети Арктики» реализуется в республике с 2017 года и настало время, отметил Михаил Погодаев, для разработки комплексной федеральной программы «Дети Арктики» или включения проекта «Дети Арктики» в госпрограмму «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», основными направлениями которой стали бы оздоровление и отдых детей Арктической зоны России; участие одаренных детей во всероссийских и межрегиональных олимпиадах и творческих конкурсах; издание учебной литературы по родным языкам; расширение доступа к интернету.
Особая гордость республики, сказал Михаил Погодаев, — проект «Кочевая школа», который реализуется при поддержке ЮНЕСКО с 90-х годов 20-го века, а в 2008 году в республике был принят Закон «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)». В настоящее время в восьми кочевых школах обучается 102 ребенка, а сам проект рекомендуется как лучшая практика государствам с кочевыми народами.
Региональным опытом поделился первый заместитель директора департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа Сергей Бойченко, который рассказал, что на Ямале проживает более 48 тысяч человек из числа представителей коренных малочисленных народов, почти три четверти из них ведут кочевой образ жизни, в том числе кочуют в тундре более 10 тысяч школьников, более трех тысяч школьников живут в интернате. Для преодоления проблемы неравенства доступности качественного образования в регионе организованы кочевые школы и предшкольная подготовка, а для того, чтобы уравнять возможности в освоении школьной программы детьми, для которых русский язык не является родным, в классах введен второй учитель-билингв, который помогает ребятам лучше понять материал. Кроме того, уже традиционными стали акция «Готовимся к школе» и проект «Новый учитель Ямала» по привлечению молодых талантливых педагогов. Сергей Бойченко также предложил в рамках проекта «Таланты Арктики» проводить тематические смены для коренных детей в местах компактного проживания коренных народов.
О пилотном проекте «Стойбищенская школа/детский сад», запущенном 1 сентября 2020 года, рассказала Ольга Кочурова, директор департамента образования и молодежной политики Сургутского муниципального района ХМАО. В настоящее время на территории стойбищ — местах родовых угодий района — проживает свыше трех тысяч коренных жителей, порядка 140 детей дошкольного возраста не посещают детский сад. Проект реализуется на базе двух детских садов, где созданы группы кратковременного пребывания, ежедневно с детьми проводится 3–4 онлайн-занятия по 15 минут. Все онлайн-курсы разбиты по возрастным категориям, а все педагоги из числа коренных нардов прошил соответствующее обучение. Раз в месяц педагоги выезжают к детям, а родители по возможности привозят детей на мероприятия — так решается проблема социализации дошкольников.
В завершение мероприятия участникам рассказали, что совсем скоро обменяться лучшими практиками и опытом можно будет на портале «Дети Арктики», работа над которым ведется в настоящее время.
Источник: Пресс-служба ОП РФ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.