13 апреля в Общественной палате РФ состоялись общественные слушания, посвященные оптимизации сельских школ в субъектах РФ. Участники встречи обсудили наиболее распространенные проблемы, которые встают перед родителями, учащимися, учителями и администрацией при реорганизации малокомплектных школ в малых населенных пунктах.
По мнению экспертов, сельской школой нужно заниматься в комплексе всех стоящих перед нею проблем, таких как кадры, качество образования, материально-техническое обеспечение и финансирование в целом.
Фото - oprf.ru
Открывая встречу, модератор заседания председатель Комиссии ОП РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий Юлия Оглоблина рассказала:
«Мы неоднократно слышали, как называют школу на селе. “Школа — центр жизни села и его основа, школа — селообразующая организация”. И так называют ее обоснованно. Однако за последние 20 лет количество сельских школ в России сократилось вдвое: в 2010 году насчитывалось 45,5 тысячи сельских школ, а в 2019-м — лишь 22,9 тысячи. Основное сокращение пришлось на 2014 год, но и после этого ежегодно наблюдается уменьшение количества сельских школ. Это имеет негативные последствия для каждой деревни, района и в целом для страны».
Общественница рассказала, что в адрес Комиссии ОП РФ периодически поступает информация о закрытии малокомплектных сельских школ или сокращении классов в них с переводом учащихся в более крупные школы в соседних населенных пунктах.
По ее словам, в первую очередь бьют тревогу родители учеников, так как это связано с определенными неудобствами: школьникам, да и учителям приходится ежедневно проезжать значительные расстояния до школы и обратно.
«Сами селяне и глава государства единодушны в утверждении: “Когда закрывается школа — умирает село”. Поэтому в 2018 году была запущена госпрограмма по поддержке и развитию сельской местности для привлечения молодых кадров в малые населенные пункты. Уверены, что надо не опускать руки, а предпринимать все попытки, чтобы сохранить сельские школы, если там есть ученики», — подчеркнула Юлия Оглоблина.
Глава Комиссии ОП РФ представила статистику финансового обеспечения программ и проектов по сохранению и развитию села в России. Несмотря на печальную динамику численности сельских школ, есть внушительная господдержка. Так, с 2019 по 2020 год по линии Минсельхоза России на финансирование мероприятий по комплексному развитию сельских территорий было выделено 33,1 миллиарда рублей. А по другим ведомствам — 127 миллиардов рублей. При этом реорганизация сельской школы приводит к конфликтам местных жителей и администрации, информация не доводится заблаговременно, нет диалога власти и общества.
Эксперт отметила, что в законе об учете мнения жителей говорится о муниципальном образовании, но по стране неоднородное территориальное деление, поэтому на сельские территории, входящие в состав городских округов, не распространяется данная норма. Юлия Оглоблина предложила законодателю внести изменения формулировок и использовать понятия «сельские территории» или «сельские населенные пункты». Также предлагается учесть позицию регионов по данной проблеме и рассмотреть опыт субъектов РФ в реорганизации образовательных учреждений, работе с населением и оценке последствий оптимизации школ на федеральном, региональном и местном уровне.
Юлия Оглоблина обратила внимание участников на неоднозначность процедуры присвоения статуса «малокомплектная школа». Она также предложила обсудить механизмы финансирования сельских школ.
Директор департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Евгений Семченко рассказал, что ведомством был проведен анализ всех образовательных учреждений страны. Было выявлено, что в России существует 9324 школы с низкими образовательными результатами — это школы, где более трети обучающихся в параллели не осваивают предметы, в том числе среди старшеклассников.
«За вторую половину 2020 года на федеральном уровне были проведены курсы повышения квалификации для педагогов из сельских и малокомплектных школ. Более 70 тысяч педагогов повысили свою квалификацию по русскому языку, математике, химии, физике и биологии. И каждый прошел итоговую аттестацию этих курсов», — сообщил представитель профильного министерства.
По словам Евгения Семченко, около 20 процентов педагогов не владеют своим предметом, а примерно половина специалистов не владеет методикой преподавания на достаточном уровне. Планируется в 2021 году из тех школ, которые уже принимали участие в проекте, отправить на переаттестацию 100 тысяч педагогов, которые не смогли пройти ее в первый раз.
Кроме того, по словам эксперта, ежегодно по 4,5 тысячи школ, в первую очередь сельские малокомплектные, будут обеспечиваться базовым лабораторным оборудованием по физике, химии, биологии.
«Вместе с Рособрнадзором начата реализация проекта “500+”, в рамках которого необходимо выполнить задачу, поставленную Президентом страны, о вхождении России в десятку стран мира по качеству общего образования. Проект “500+” направлен на адресное методическое сопровождение школ с низкими образовательными результатами. Во многих субъектах РФ система методической помощи полностью разрушена и сейчас ее приходится восстанавливать, особенно это актуально для сельских школ», — сообщил он.
Рассказывая о развитии цифровизации в образовательной системе, эксперт отметил, что министерством не планируется переводить обучение полностью в онлайн-формат и отказываться от традиционной формы обучения. При этом в планах министерства проведение широкополосного интернета во все школы, в частности сельские, и поставка компьютерного и проекционного оборудования.
О проблемах реорганизации и ликвидации сельских школ рассказала Татьяна Хударова, врио директора лицея имени Героя России Веры Волошиной в подмосковной деревне Головково.
Эксперт предположила использовать мультипликационный эффект при оптимизации сельских школ, то есть вкладывать материальные и нематериальные инвестиции и получать отдачу, превышающую вложения.
По ее словам, сейчас многие проблемы связаны с сокращением штата и, как следствие, маятниковой эмиграцией в связи с отсутствием работы или низкой оплатой труда работников сферы образования в малых городах и селах.
В ходе дискуссии участники рассказали о комплексе проблем, связанных с объединением сельских школ в Московской области в образовательные комплексы и жалобами родителей на несогласованность с жителями на перевод детей в удаленные здания школы.
Заведующий отделом стратегии развития образования Министерства образования Московской области Александр Кармаев отметил:
«Сейчас в регионе идет масштабный процесс объединения школ в комплексы. Все обращения от родителей рассматриваются, и учитывается мнение родительского сообщества».
Юлия Оглоблина подчеркнула, что, несмотря на проводимую работу, на местах по-прежнему не налажен контакт с родителями обучающихся и не проводится разъяснительная работа по реорганизации школ. Она уверена, что в этом направлении необходимо более плотно взаимодействовать с родительским сообществом и находить компромиссные варианты решения проблем.
Она добавила, что по итогам общественных слушаний планируется выработать рекомендации по формированию государственной политики, совершенствованию нормативно-правовой базы, разработке специализированных государственных программ и мероприятий, направленных на поддержку сельских школ. Документы будут направлены в правительство и профильные ведомства.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.