Эксперты Томского государственного университета поделились своим опытом на пресс-конференции Издательского дома «Аргументы и Факты» на тему «Педагогический дизайн в программах дополнительного профессионального образования». Педагогический дизайнер сейчас – одна из самых востребованных вакансий на рынке труда в сфере образования. Эти специалисты помогают преподавателям-предметникам выстроить свой курс с расчетом на то, чтобы исходя из ситуации его можно было быстро переформатировать. Особенно актуально это стало с началом пандемии. В Томском госуниверситете школы педагогического дизайна в 2020 году проводились трижды, за это время было обучено более 900 человек.
Ограничения, вызванные COVID-19, отразились и на системе дополнительного профессионального образования (ДПО). Повсеместное развитие онлайн-обучения потребовало от учащихся нового уровня самоорганизации, а от преподавателей – владения специальными технологиями обучения и разработки новых методов преподавания. О том, какими компетенциями должен сегодня обладать педагог в условиях постковидной реальности, а также о программах подготовки новых учителей рассказали эксперты ТГУ.
Фото - tsu.ru
Говоря о проблемах дополнительного профобразования, директор Центра повышения квалификации и переподготовки ТГУ Светлана Велединская заметила, что они не стоят особняком от проблем профессионального образования в принципе – как высшего, так и среднего. Однако в системе ДПО эти проблемы более сконцентрированы и быстрее дают о себе знать. Связано это с тем, что по времени обучения программы короткие и должны быть выстроены под конкретную цель, тогда как программы, которые разрабатывают университеты, построены на традициях вузовского образования и предполагают глубокий контент.
– Мы нашли для себя ход, который считаем чрезвычайно продуктивным. Начали подходить к программам любого уровня – и ДПО, и вузовским – с позиции того, что в мире называется «педагогический дизайн». Это специальная технология подхода к образовательному продукту. У нас, как у инженеров, должно быть четкое видение того, что получится. Инженер ведь не делает что-то просто так, он работает для конечного потребителя. И у нас должны быть и этап четкого анализа целей, и пошаговая технология проектирования, – подчеркнула Светлана Велединская.
На этих этапах учитываются особенности и потребности аудитории, возможности среды, подбор инструментов среды с учетом того, что большая часть занятий проводится в формате онлайн. Данная технология – как конструктор, позволяет в любой момент перестроить программу под определенные условия. По такому принципу в 2020 году ТГУ начал реализацию большого блока программ с областным Институтом повышения квалификации работников образования. Это обучение в несколько приемов прошли более 900 педагогов региона.
– В начале года потребителей нужно было просто ознакомить с возможностями цифровых инструментов, чтобы развивать образовательный процесс. Программа была спроектирована – и тут мы вступили в период пандемии. Сразу же часть программы была перепроектирована, чтобы помочь учителям работать в новых условиях. Вот этот подход как раз и позволяет вывести систему образования на новую дидактику – через понимание у преподавателя дизайнерского мышления. Он должен видеть не глубину контента. Должен быть подход к образовательному процессу как к дизайну, преподаватель должен его строить и перестраивать, видя обратную связь, – пояснила Светлана Велединская.
Свои наработки в этом направлении ТГУ также показал, участвуя в федеральном проекте «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование» – по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава вузов. В 2019 и 2020 годах Томский госуниверситет выиграл гранты на бесплатное обучение слушателей передовым образовательным технологиям. Пройти повышение квалификации смогли преподаватели российских вузов и сотрудники компаний, заинтересованных в развитии корпоративного обучения – в общей сложности более 2 000 человек. За те же два года было спроектировано свыше 200 программ ДПО.
Как отметил, в свою очередь, и.о. ректора, первый проректор ТГУ Виктор Дёмин, на рынке труда уже несколько лет наблюдается серьезная неопределенность – часть профессий перестают быть востребованными, другие, напротив, становятся актуальнее, при этом появляются еще и новые. В такой ситуации система дополнительного профессионального образования и повышения квалификации оказалась на пике востребованности – она наиболее точно может адаптировать компетенции людей к запросам работодателей.
– Мы в этом направлении работаем не первый год, и это одна из основных задач ТГУ – предоставлять дополнительные образовательные услуги. Мы понимаем, что содержание этих программ, их организация и педагогический дизайн, конечно, должны соответствовать еще и задачам трудоустройства. Постоянно стараемся рассматривать эти две темы в связке. В частности, создаем новые программы вместе со службами занятости и нашего, и других регионов. Акцент делаем на тех профессиях, которые востребованы, – сказал Виктор Дёмин.
Одна из особенностей программ дополнительного профессионального образования в том, что чаще всего их участники хотят получать новые знания в удобное для себя время и в сжатые сроки. В связи с этим по максимуму используются дистанционные методы обучения. Особенно актуально это стало, когда вся отрасль ДПО в новой реальности, связанной с ковидом, столкнулась с необходимостью новых подходов к проектированию обучающих программ. Они должны строиться на принципиально иных основаниях, которые сегодня называют цифровой дидактикой, и сегодня ТГУ все свои программы ДПО пытается строить именно на таких основаниях.
В качестве примера директор Института дистанционного образования ТГУ Михаил Шепель привел несколько таких пилотных программ по подготовке предпринимателей – чтобы человек смог стать самозанятым либо зарегистрироваться в качестве ИП. Для участников программ организуют образование в смешанном формате – обучение с тренером в аудиториях, возможность подключиться к встрече удаленно, тьюторское сопровождение вплоть до защиты бизнес-плана. Особое внимание уделяется подключению специалистов из регионов.
– Рынок труда сейчас меняется в сторону самозанятости, и количество самозанятых в реальном секторе экономики – один из ключевых параметров эффективности развития регионов. Поэтому разработка такого рода программ – стратегически важная цель не только отдельно взятого университета, но и страны в целом. Есть уже понимание, что государство в рамках различных федеральных проектов будет стимулировать развитие практикоориентированных программ ДПО именно сетевого характера, чтобы вузы могли подключиться к решению общих задач, – подчеркнул Михаил Шепель.
В онлайн-конференции также приняла участие директор Института передовых технологий обучения ТГУ Елена Другова. Модератором выступила политический обозреватель «АиФ» Наталия Андрущенко.
Полная запись пресс-конференции доступна на канале пресс-центра «АиФ» в YouTube.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.