О том, в чем хороши педагоги, почему больше всего учителей заинтересовал тест по цифровым компетенциям и как в школе обстоят дела с развитием креативности, "Российской газете" рассказала руководитель направления продвижения Яндекс.Учебника Ирина Савицкая.
Ирина, учителям предложили проверить свои навыки по разным направлениям. Среди них самыми популярными оказались тесты по цифровой грамотности и функциональной грамотности. Почему?
Ирина Савицкая: Давайте начнем с того, почему вообще учителям интересно проходить такую диагностику. Педагоги часто говорят, что им не хватает беспристрастной "экологичной" обратной связи о своих навыках. В школе, конечно, есть открытые уроки, есть внутришкольная система оценки качества образования. Но не хватает диагностики по направлениям, которые стали актуальными относительно недавно (функциональная грамотность, цифровые компетенции). Учителя в таких вопросах чувствуют себя не очень уверенно и не знают, как себя оценивать.
Мы решили создать независимую "лабораторию" с тестами, где учитель мог бы выбирать актуальную именно для него диагностику и проходить ее на свое усмотрение. Получился интенсив "Я Учитель".
В марте 2020 года он прошел в первый раз. Был всего один тест по компетенциям "современного успешного учителя", и этот тест прошли более 120 тысяч учителей. Мы спросили участников тестирования, по каким еще направлениям они хотели бы пройти диагностику. Оказалось, что учителя более всего заинтересованы в диагностике цифровых компетенций, навыков развития функциональной грамотности у учеников и профессионального выгорания.
В октябре 2020 года мы провели интенсив во второй раз, добавив туда все перечисленные тесты. В итоге тест "Цифровые компетенции педагога" прошли более 63 тысяч учителей, а тест "Компетенции учителя по формированию функциональной грамотности у учеников" - почти 41 тысяча.
С цифровой грамотностью все понятно, а что такое функциональная грамотность?
Ирина Савицкая: Это способность применять полученные навыки и знания в повседневной жизни. Сюда входит финансовая, математическая, естественно-научная и читательская грамотность, креативное мышление и глобальная компетентность. Согласно исследованию PISA, проведенному в 2018 году, функциональная грамотность у российских школьников развита средне: по уровню математической грамотности Россия заняла 30-е место среди 76 стран-участников, по читательской - 31-е, по естественнонаучной - 33-е место.
А, между тем, формирование функциональной грамотности у учеников - один из ключевых навыков современного педагога.
Лучше всего в этом разделе педагоги справились с заданиями по финансовой грамотности. В чем секрет?
Ирина Савицкая: Просто это очень прикладная история. Финансовая грамотность - это про то, как посчитать процент налога, что такое валюта, кредит, чем он отличается от ипотеки. Тема на повестке очень давно, и в России много материалов именно по развитию финансовой грамотности: курсы, методички, образовательные программы, в том числе разработанные вместе с банками. Это наиболее проработанное направление функциональной грамотности. Поэтому понятно, чему учить детей. То, что 90% учителей набрали более половины от максимального числа баллов в заданиях по финансовой грамотности - ожидаемый результат. Кстати, задания к тестам были разработаны вместе с экспертами МГПУ: это практические "кейсы" из школьной жизни самих педагогов.
А что с остальными навыками?
Ирина Савицкая: С естественно-научной, читательской и математической грамотностью все неплохо. С глобальными компетенциями сложнее. Напомню, что глобальные компетенции подразумевают умение изучать всемирные и межкультурные проблемы, понимать и уважать различные взгляды и мировоззрения. С креативностью тоже ситуация непростая.
С чем это связано?
Ирина Савицкая: Креативность - это когда ты ищешь новые варианты, нестандартные решения, когда умеешь выйти за рамки. В школе все-таки в основном учат мыслить внутри рамок и давать только правильные ответы. Это тоже важно, но никакого отдельного "пространства" для формирования креативного мышления в школе сейчас не существует. Это первый момент. Второй: чтобы развивать креативное мышление у детей, нужно самому его использовать. Сложно креативить, работая в школе 20-30 лет и каждый год или каждые 3-5 лет проходя один и тот же рабочий цикл.
Есть еще один интересный момент: до сих пор ни в одном исследовании PISA не было измерения креативных навыков. В этом году они впервые включены в тестирование. Так что мы получим срез по стране, сможем сравнить себя с остальным миром.
Примерно те же проблемы - с глобальными компетенциями.
Чем может помочь школа?
Ирина Савицкая: Если мы говорим про креативное мышление - это могут быть курсы, материалы, которые помогут и учителям, и ученикам выйти из зоны комфорта, мотивируют создавать, искать нестандартные решения. Директора могут сначала отправить учителей на соответствующие курсы, а после этого - постепенно вводить практику на уроках. Но тут важно отметить: креативность - не только творчество. Быть креативным - не значит, к примеру, уметь нарисовать хороший рисунок. Можно отлично рисовать, но при этом совсем не быть креативным. А мальчик-математик, далекий от изобразительного искусства, будет высшей степени креативен, находя уникальные варианты решения задач. Креативность - это про поиск новых решений, про умение нестандартно видеть ситуацию.
С заданиями по цифровой грамотности большинство учителей (87%) справились хорошо - получили более половины возможных баллов. Дистанционное обучение пошло на пользу?
Ирина Савицкая: Интересно, что тест по цифровым компетенциям оказался самым востребованным - его прошло больше всего педагогов. Высокие результаты учителей можно объяснить двумя причинами. Во-первых, на онлайн-диагностику приходят учителя, в целом готовые к работе в цифровой среде. Во-вторых, на момент теста (осень 2020 года) прошло полгода с начала пандемии, во время которой учителя были вынуждены осваивать дистант, что не могло не сказаться на результатах. Как мне кажется, прошедшие тест учителя действительно обладают базовыми цифровыми компетенциями - вопрос в том, есть ли у них желание и возможность применять технологии в своей работе. Кстати, согласно нашему исследованию, лучше всего цифровые компетенции развиты у преподавателей физико-математических дисциплин в средней и старшей школе, хуже всего - у педагогов "началки".
Какие еще "точки роста" выявило исследование?
Ирина Савицкая: Школьным учителям следует обратить более пристальное внимание на умение находить индивидуальный подход к ученикам, на свою ориентированность на учебный результат и на способность анализировать свои действия.
Следующий Интенсив программы Я Учитель мы проводим с 15 марта по 15 апреля 2021 года - на него мы приглашаем всех заинтересованных учителей. Мы обновим все вопросы в существующих тестах, а также добавим новое направление диагностики.
Наталия Шевелева, завкафедрой Института непрерывного образования МГПУ:
- Чтобы развивать креативное мышление у детей, оно должно быть хорошо развито у самих педагогов. В случае с учителем креативное мышление ― это умение увидеть, что ребенок создал нечто новое, освободиться от рамок "правильности". Педагог не должен исходить из позиции "есть только два мнения ― мое и неправильное". Сейчас появляются учебники, в которых ответ на задание не ограничивается исключительно одним верным вариантом. Но традиционная дидактика не делала упор на развитие креативности, и перестроиться бывает сложно.
Автор: Мария Набиркина
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.