Членам поискового отряда «Вечный огонь» уже удалось поднять некоторые фрагменты крылатой машины. Ряд находок указывает на то, что пилот не смог покинуть пылающий самолет и погиб вместе с ним.
Село Козьма-Демьяновское расположено на границе Орловской и Курской областей. Именно здесь в 1942 году с неба в небольшое болотце рухнул горящий ЯК-1. О том, что пилот, вероятнее всего, погиб, поисковикам сообщили местные старожилы.
Среди находок - части авиационного мотора, остатки кресла пилота, фрагменты противопульной брони и обшивки самолета. Но самое ценное из всех находок умещается в ладони - это полетная карта летчика.
Фото - Отдел профориентации и трудоустройства Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС
Самолет пролежал под землей 78 лет, но, несмотря на это, на обшивке фюзеляжа даже не полинял камуфляж, броневые щитки почти не тронула коррозия, а бумаги в планшете все еще можно прочесть. Болотистый глинозем, куда рухнул советский истребитель, оказал консервирующее действие. Именно поэтому, по словам поисковиков, многие фрагменты и детали имеют практически первозданный вид.
На то, что пилот спасся, особой надежды не было. Но некоторые находки на месте крушения позволяют поисковикам утверждать: в момент падения летчик оставался в кабине.
Для тех из поисковиков, кто является местным уроженцем, найти самолет было заветной мечтой детства.
Иван Шаталов, заместитель командира поискового отряда «Вечный огонь»: «Про этот самолет я знал с детства. Я ходил в школу, которая находится в Козьма-Демьяновке, и помню, как в 80-е годы сюда приезжали военные и пытались поднять эту машину, однако техника была слабая».
Экскаватор-«петушок», который привезли тогда с собой саперы, с задачей не справился. На этот раз в раскопе работает более современная машина, ее предоставило одно из предприятий ТЭК. И все же участок очень непрост: глиняный плавун грозит обвалами, края котлована нестабильны - их приходится укреплять. Вынутый грунт поисковики обследуют при помощи лопат и миноискателей, а порой и просто руками. Находки поисковиков, безусловно, пополнят музейные фонды, но своей сверхзадачей волонтеры считают вовсе не это.
Николай Андреев, руководитель поискового объединения «Огненная дуга», заведующий музеем Среднерусского института управления – филиала РАНХИГС: «Сейчас по номеру самолета перепроверим через архив Министерства обороны, номер известен. И четко и конкретно назовем судьбу конкретного человека. Мы не железо ищем, мы ищем людей - чтобы вернуть их имена».
Идентификацией пилота работа поисковиков не окончится. Им предстоит, по возможности, установить родственные связи погибшего воина и известить его потомков.
Источник: Отдел профориентации и трудоустройства Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС по материалам Орловского информбюро
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.