«Тьютор» в переводе с английского означает «наставник». Первые тьюторы появились в Оксфорде в XVII веке. Их деятельность, как и деятельность современных тьюторов, была направлена на индивидуальное сопровождение студентов в образовательном процессе.
В некоторых вузах существуют специальные тьюторские службы. Например, в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете Петра Великого такая служба направлена на сопровождение иностранных студентов. Деятельность Tutor Forces СПбПУ охватывает пять основных направлений работы: программы предвузовской подготовки и академической мобильности, международные политехнические летние и зимние школы, программу бизнес-семестра, международные дополнительные образовательные программы. Всего в команде тьюторов СПбПУ 50 человек, которые встречают иностранных студентов в аэропортах, помогают им адаптироваться к студенческой жизни и подавать заявки на стипендии, гранты и материальную помощь.
Фото - minobrnauki.gov.ru
«Тьюторская служба существует на базе Политеха уже несколько лет. В этом году команде тьюторов пришлось нелегко: они и другие волонтеры университета самоотверженно помогали иностранным студентам, которые в период пандемии остались в России. Их помощь сложно переоценить. Они оказывали консультационную поддержку на площадке международного студенческого клуба, помогали оформить документы для получения материальной помощи, которую выделило всем студентам СПбПУ руководство университета; оперативно делились информацией по вопросам обучения и помогали связаться с нужным департаментом. Кроме того, ребята оказали мощнейшую моральную поддержку: в виртуальном режиме проводили языковые клубы, кинопоказы, флешмобы», – отмечает проректор по международной деятельности Дмитрий Арсеньев.
В Тверском государственном техническом университете тьюторы помогают первокурсникам адаптироваться к новым условиям обучения, знакомят их с организацией учебного процесса и внеучебной деятельностью, правовыми нормами. У каждой учебной группы есть свой куратор – студент старших курсов. «Такая модель тьюторского сопровождения студентов имеет свои плюсы. Первокурснику проще наладить контакт с наставником, который ближе к нему по возрасту. Ребята быстрее выстраивают с ним доверительные отношения и охотнее делятся своими проблемами и переживаниями, связанными с переходом на новый жизненный этап: учебу в вузе. Студентам-кураторам тьюторство позволяет повысить самодисциплину, приобрести профессиональные компетенции и развить лидерские качества», – отмечает проректор по воспитательной и социальной работе ТвГТУ Александр Иванников.
Фото - minobrnauki.gov.ru
Тьюторы Ивановского государственного энергетического университета знакомят первокурсников с расположением подразделений вуза, особенностями учебного процесса, рассказывают о клубах, системе самоуправления, проводят тренинги по командообразованию, и даже краеведческие квесты, посвященные истории и архитектуре Иваново. Проректор по воспитательной работе и связям с общественностью ИГЭУ Татьяна Котлова отмечает: «Программа тьюторства решает целый ряд задач: создает условия для комфортной адаптации первокурсников, их включения в студенческую жизнь, содействует учебному процессу. Преемственность позволяет кураторам создавать максимально подходящую именно нашему вузу систему мероприятий, накапливать и применять уникальный опыт. Благодаря программе мы сохраняем связь с самыми активными и творческими выпускниками. Их пример мотивирует студентов быть более активными, ответственными, вовлеченными в жизнь вуза».
В Пензенском государственном университете существует большой тьюторский корпус. Сегодня в него входят около 350 действующих кураторов-выпускников Школы тьюторов. В школе студенты проходят ряд тренингов, которые готовят их к будущей работе. Сюда входят ораторское мастерство, изучение межличностной психологии и многое другое. В 2020 году Школа прошла в режиме онлайн. В ней приняли участие 100 участников, которые уже в сентябре начнут работать со студенческими группами.
Для уже действующих тьюторов существуют своя образовательная площадка в рамках Школы актива «Импульс», на которой наставники проходят тренинги, повышают квалификацию.
«Тьюторы выступают не только помощниками в плане адаптации к студенческой жизни студентов-первокурсников, но и своеобразными проводниками в общественную, научную, спортивную и творческую жизни Пензенского государственного университета. Именно они каждый год привлекают новые кадры в студенческие организации самых различных уровней и помогают ребятам выбрать свое направление деятельности», – прокомментировал проректор по воспитательной и социальной работе ПГУ Юрий Еременко.
Программа по подготовке тьюторов была впервые реализована в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова в ходе интенсивов по модели Университета 20.35. На первом занятии «Демид 20.35» магистранты и аспиранты факультета психологии прошли обучение и применили на практике навыки по сопровождению студентов в проектной деятельности. Первый опыт оказался успешным, поэтому на следующем интенсиве было принято решение усложнить подготовку тьюторов и отобрать на образовательную программу студентов не только гуманитарных, но и технических факультетов.
Гуманитарии разрабатывали тренинги, программы сопровождения, а технари – инструменты сопровождения и диагностики: чат-боты для абитуриентов, бот-викторину для анализа вовлеченности, геймифицированную обзор причин затруднений при обучении в вузе. Развитие тьюторского трека в рамках интенсивов продолжится разработкой онлайн-курса для подготовки кураторов сетевых интенсивов.
«Можно с уверенностью сказать, что разработанная модель тьюторской поддержки доказала свою эффективность. Особенно, когда требуется интенсивное погружение в образовательный материал, в командной работе и в условиях дистанционного обучения. Я считаю, что мы готовы к полноценному внедрению тьюторского сопровождения в основной образовательной процесс», – отметил проректор по стратегическому развитию ЯрГУ им. Демидова Михаил Чистяков.
Если тьюторы-студенты чаще всего заняты вопросами адаптации первокурсников, то деятельность тьюторов-преподавателей направлена на помощь в формировании образовательных траекторий обучающихся.
Так, в Воронежском государственном техническом университете одновременно работают системы преподавательского и студенческого тьюторства. В Центре развития талантливой молодежи наряду с наставниками работают преподаватели-тьюторы. Они помогают студентам подбирать учебные курсы и решать вопросы по обучению. Кроме того, сформирована команда студентов-тьюторов, которые с нового учебного года начнут оказывать поддержку школьникам и проводить с ними профориентационную работу.
Индивидуальная система сопровождения необходима студентам с ограниченными возможностями здоровья, именно поэтому в некоторых вузах работают специально обученные тьюторы.
Кураторы Центра обучения инвалидов Санкт-Петербургского государственного экономического университета разрабатывают анкеты для выявления индивидуальных особенностей, способностей, проблем, затруднений и потребностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе образования. Проводят собеседования с первокурсниками и их родителями, чтобы определить, какая понадобится помощь. В течение всего процесса обучения тьютор осуществляет взаимодействие с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, участвует в решении академических или личных проблем, связанных с обучением. Мониторит процесс обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, при необходимости организует дополнительные консультации.
Источник: Пресс-служба Минобрнауки России
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.