СЛЫШНО, ДА, ВИДНО, НЕТ, НЕ СЛЫШНО, ВСЕ ПОНЯТНО

20.04.2020 1026

Образование как развивающаяся открытая система, являясь своего рода «агентом будущего», серьезно влияет на экономический и духовно-нравственный потенциал и перспективы общества. В роли социального института система образования одновременно трансформируется под влиянием внешней среды и изменяет её. В этой связи в новых условиях развития педагогического образования как корпоративной системы подготовки педагогов важно помнить о необходимости преодоления современных тенденций «закрытости и замкнутости», что возможно за счёт ресурсов цифрового образования.

Заведующий кафедрой педагогики и психологии образования ТГПУ Коллегов Артем Константинович размышляет о дистанционной педагогике, студентах и преподавателях

ПЕДАГОГИКА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

В настоящее время отечественная система подготовки педагогических кадров имеет дело с большим количеством вызовов. Так, в сложившейся глобальной кризисной ситуации, связанной с пандемией COVID-19, российская система образования в целом не была полностью готова к реализации образовательного процесса в дистанционном формате. В то же время высшая школа достойно показала себя в кризисный период: при поддержке отраслевых министерств вузы оперативно перешли к дистанционному обучению, согласовав интересы субъектов педагогического процесса: студентов, преподавателей и администрации.

Однако подводить окончательные итоги успешности «дистанта» пока рано, поскольку результат в педагогике всегда отсроченный. Положительные и отрицательные эффекты дистанционного обучения, прошедшего «благодаря» коронавирусу широкую апробацию, еще долго будут подвергаться анализу и осмыслению. При этом уже сейчас можно предварительно оценить сложившуюся ситуацию и рассмотреть ряд назревших организационных, содержательных и психологических проблем, намечая пути их преодоления.

“При внедрении новых подходов неизбежно возникают сложности, – считает А. Коллегов. – С преподавателями кафедры мы регулярно обсуждаем и пытаемся найти решение ситуациям, возникающим при реализации обучения в дистанционном формате. Решать их нужно с точки зрения особого типа педагогики – дистанционной – со своим понятийным аппаратом и принципами.

НОВЫЕ ЗАДАЧИ ВУЗОВСКОГО СООБЩЕСТВА

Дистанционная педагогика комбинирует принципы и подходы заочной и очной форм обучения, причем происходит смещение фокуса на самостоятельное изучение предметов. Обучение проходит посредством новых интерактивных методов обучения: электронных учебников, онлайн-семинаров, лекций, материалов в аудио- и видеоформатах. Трудность заключается в том, что не всегда осуществляется полноценная и качественная коммуникация из-за непривычного формата общения. Мы вынуждены использовать промежуточные элементы, которые связывают деятельность педагогов и студентов.

“Преподаватели часто ощущают себя в роли «говорящей головы», которая не слышит и не видит студентов, – делится А. Коллегов. – Из-за необходимости снижать нагрузку на сервер студенты часто подключаются к видеоконференции в режиме слушателя, без видео- и аудиосвязи, только печатают свои вопросы и краткие ответы. Причем очень краткие – «слышно, да, видно, нет, не слышно, все понятно»”.

Исчезает привычный и необходимый для психолого-педагогических дисциплин интерактив: в таком режиме нет психологического контакта со студентом, возможности осуществлять психологическое воздействие (стимулировать, мотивировать, поддерживать). Отсутствие контакта, ограниченность эмоциональной составляющей образовательного взаимодействия – это психологическая сложность. Она затрудняет осуществление обратной связи: трудно проверить понимание или непонимание, практически невозможно формировать и развивать у студентов важные для будущих учителей психологические умения (устанавливать и удерживать контакт, реагировать, анализировать действия других и свои, рефлексировать). Для этого необходимо полноценное подключение студента (с видео и аудио).

НОВЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ

Дистанционная педагогика пытается найти золотую середину между применением традиционных классических методов преподавания и внедрения инновационных форм и методов обучения. Психолог А. Маслоу писал: “Потребность в знании ... интегрируется со страхом перед знанием, с тревогой, с потребностью в безопасности и уверенности”.

Педагогика прошлого с ее авторитарным воздействием в процессе контроля и оценивания знаний была направлена на выявление недостаточности усвоенного. Дистанционная педагогика снимает эту обязанность с преподавателя и делегирует электронным инструментам обучения. Вместе с тем нам важно сохранять благоприятную атмосферу общения, комментировать, рекомендовать, мотивировать. Сохранение этой атмосферы – большой труд со стороны преподавателя. Адаптация традиционных материалов для очных занятий для электронного формата трудо- и времязатратный процесс.

Наша задача подготовить качественные интерактивные цифровые занятия (презентации, видеоматериалы и иные дидактические материалы в формате онлайн-конференции), – отмечает А. Коллегов. – Проверка студенческих работ сопровождается тщательным рецензированием – мы понимаем, что студент не может в полном объеме получить личную консультацию”.

Новый дистанционный формат работы преподавателя требует учитывать прошлый опыт студентов, помогать им четко ставить задачи, связывать прошлый опыт с новым материалом. Даже в электронной форме можно организовывать студентов в команды, где можно сравнивать свои знания с уровнем знаний других, получать поддержку в их освоении.

Преподавание в дистанционном режиме прикладных, творческих дисциплин, педагогических практик из-за специфики содержания является проблематичным. Внедряется новый тип отношений, переход к объективным отношениям “студент – компьютер – преподаватель”. Такие отношения требуют освоения новых педагогических технологий. Осваивать и внедрять новые методы – это два параллельных процесса для преподавателя. Преподаватели достаточно быстро адаптируются к этой ситуации, находя способы «договориться» с некоторыми техническими «шероховатостями», если они случаются (и от этого не уйти в период тотальной напряженности цифрового образовательного пространства), выбирают наиболее эффективные пути решения таких проблем, подключают средства социальных сетей, мессенджеров, для студентов в удаленных районах предоставляют информацию и задания электронной почтой.

НЭТИКЕТ и КУЛЬТУРА

(нетике́т (от англ. net «сеть» + фр. etiquette «этикет») — неологизм правил поведения, общения в Сети, традиции и культуры интернет-сообщества, которых придерживается большинство)

Дистанционное обучение – это взаимодействие, основанное на высокой степени самоорганизации, общей культуры и этикета, а также ответственности у всех субъектов учебного процесса. Засидевшиеся в самоизоляции студенты могут забывать, что занятия в утренние часы в формате видеоконференции не должны сопровождаться завтраком.

Мы напоминаем, что культура общения для студентов не только педагогического университета, но и любого учебного заведения в системе образования является основополагающей в цифровом образовании и электронном общении”.

Вежливо написанные электронные письма, грамотные комментарии в форумах электронных курсов, вовремя сданные задания – все это формирует soft skills cooperation, self-management skills, включая владение приемами тайм-менеджмента и репутацию будущего профессионала. Высокий уровень готовности студентов к самоорганизации и самообразованию показывает преобладание познавательного и профессионального мотивов, когда деятельность актуализируется не только внешними побуждениями или постановкой проблем преподавателем, необходимостью тестирования, сдачи экзамена. А это как раз одна из характеристик профессионала.

РЕЗЮМЕ

Дистанционное образование в высшей школе – практика с большим потенциалом, грани которого мы все больше начинаем открывать и осмысливать. Ряд трудностей такого образования, бесспорно, преодолимы. Это лишь дело мотивации и времени. Подготовку будущих учителей, полностью перенесенную в дистанционную форму, вряд ли можно рассматривать как самую эффективную. Поскольку педагогическое образование – это особое образование, определяющее основы формирования человека будущего. Педагог – это тот, кому доверяют детство, тот, кому доверяют будущее. И потому здесь, как нигде, важен целенаправленный и непосредственный живой контакт «действующий педагог – будущий педагог».

 

Источник: Пресс-служба ТГПУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*