На совместном российско-германском вебинаре обсудили проблемы преподавания истории Первой мировой войны

30.01.2020 370

В рамках проекта «Российская и германская молодежь в диалоге: история и память» 29 января состоялся второй вебинар на тему «Методика преподавания истории Первой мировой войны: опыт Германии и России». Организаторами диалога являются Уральский государственный педагогический университет, АНО «Центр развития студенческих проектов и программ» и гимназия им. Фердинанда Порше в г. Штутгарте, ФРГ.

Координатор проекта, кандидат исторических наук, директор центра культурно-образовательных проектов УрГПУ Ирина Грибан рассказала о том, как идет реализация проекта. Ирина Владимировна представила участников и отметила, что в аудитории присутствуют практикующие учителя истории из школ и колледжа. С немецкой стороны в вебинаре также участвуют педагоги гимназии имени Фердинанда Порше. В настоящее время реализуются онлайн-викторина «Россия и Германия: история и память» (в Германии приняли участие более 100 человек, в России более 470), конкурс творческих работ «История в биографиях» (заявлены уже 132 работы), идет подготовка к «Педагогическому десанту». 

Ирина Владимировна выразила благодарность коллегам из Германии, в первую очередь г-ну Райнеру Гро и Кармен Бонер. 

Елена Колесова, кандидат педагогических наук, начальник отдела международных образовательных проектов университета, приветствовала всех участников семинара и выразила надежду, что такой нужный и перспективный проект будет успешно продолжен. 

Что касается темы нового вебинара, важность ее была обозначена уже в самом начале. Первая мировая война — «забытая война», оттесненная в научной историографии и в учебном процессе на задний план из-за того, что фокус в советское время был перенесен на Великую Октябрьскую социалистическую революцию и на Великую отечественную войну. Возвращение исторической справедливости по отношению к Первой мировой войне по-настоящему началось только с юбилейной даты — столетия начала войны, которое отмечалось в 2014 году. Фактически именно с этого момента ее стали изучать заново. 

Фото: Александра Карпушева

Кандидат исторических наук, доцент СУНЦ УрФУ Изабелла Огоновская представила доклад «Первая мировая война как универсальный инструмент анализа исторических событий». Изабелла Станиславовна разобрала алгоритм анализа этого события и подробно остановилась на отдельных составляющих. 

Катарина фон Дессин, учитель истории из гимназии имени Фердинанда Порше, рассказала на практических примерах, как у них в школьном курсе преподается история Первой мировой войны. Эта тема преподается в 8 классе 14-летним детям. Основная цель в том, чтобы дети узнали об этой войне, научились ее отличать. В курсе рассматривается весь ход войны. Большое внимание уделяется сравнительному анализу политической пропаганды. Основная работа идет с первоисточниками. Для анализа используются письма солдат, фотографии, пропагандистские документы. Широко используется прием сопоставления, контраста. Например, ученикам демонстрируются рядом два документа: портрет императора Вильгельма I и его слова о том, что Германия не виновна в развязывании войны, и выдержка из Версальского мирного договора 1919 года со статьей, в которой Германия как раз-таки названа виновной стороной. Сравниваются письма солдат, отправленные с фронта, за небольшой отрезок времени, по которым хорошо видно, как эйфория сменяется разочарованием и тревогой. Эти документы от первого лица повествуют о том, что в войне нет ничего романтического и прекрасного. Очень важен и анализ пропагандистских документов, который позволяет понять, как создавался образ немецкого государства, имеющего право завоевывать другие страны и народы, и как этот образ затуманивал историческую правду. 

Фото: Александра Карпушева

Райнер Гро, немецкий историк, координатор проекта со стороны ФРГ, рассказал о реализации международного школьного проекта «Первая мировая война: от восторга до катастрофы». Этот проект реализовался в 2014 году в трех городах: Штутгарте (ФРГ), Страсбурге (Франция) и Самаре (Россия). Участники знакомились с памятными местами Первой мировой войны, местами сражений, кладбищами, с экспонатами музеев, документами. Господин Гро рассказал о темах этого проекта, которые выбирали и готовили сами школьники. В ходе освещения этих тем возникали интересные подробности, оживляющие и углубляющие картину войны. Одна из тем, например, казалась проблемы Эльзаса. Население этой бывшей французской территории, аннексированной Германией еще в 1871 году и входившей в 1914 году в состав Германии, было, естественно, призвано в германскую армию, но поскольку эти солдаты не хотели стрелять в своих соседей и родственников-французов, их не отправляли на Западный фронт. Другая тема — «Города, женщины и дети». Господин Гро напомнил о том, что население Германии голодало в Первую мировую войну больше, чем во вторую. С темой продуктов и снабжения смыкается и тема медицины, госпиталей, ран, болезней. Школьники подняли и этот материал. Так за частными, казалось бы, проблемами, из множества подробностей появляется «человеческое лицо» войны, растет интерес к этому событию уже достаточно давней истории. 

Фото: Александра Карпушева

Кармен Андреа Бонер, учитель истории, латинского языка и географии гимназии имени Фердинанда Порше, представила тему «Школьные сочинения 1915 года как источник на уроках истории». Это поразительные документы, ярко показывающие, как сформировался менталитет «нации-агрессора», откуда взялись идеи о мировом господстве и кто (и что), собственно, в этом виноваты. Вот пример сочинения девочки по имени Элла М., выпускницы Эссенской женской гимназии «Виктория» 1915 года: «Мы противостоим враждебному миру. Они выступили, чтобы уничтожить нас... Они хотят изгнать нас, потому что мы стоим у них на пути... Мы боремся за свою власть в мире, потому что она нам нужна, если мы хотим жить» (перевод Райнера Гро). 

Татьяна Дорохова, кандидат педагогических наук, доцент УрГПУ и учитель истории частной школы «Индра», рассказала о нестандартных формах и методах преподавания истории Первой мировой войны. Среди форм это — исследовательские и практические занятия, игры, квесты, музейная педагогика, среди методов — дискуссионный, наглядный, проектный, исследовательский и другие. Тема Первой мировой войны представлена как в модуле «История России», так и в модуле «Зарубежная история». Татьяна Сергеевна особо отметила многосерийный документальный фильм «Первая мировая». Школьники смотрели его в рамках киноклуба и обсуждали после просмотра. 

Фото: Александра Карпушева

Затем состоялась свободная дискуссия в форме вопросов и ответов. 

Вебинар показал общность и различия в преподавании истории в России и ФРГ, подчеркнул сильные стороны обоих подходов, выявил возможности взаимообогащения в методическом и фактологическом плане, обмена опытом и подходами. Он был, без сомнения, очень продуктивным и полезным всем участникам. Теперь УрГПУ готовится к визиту в рамках проекта школьников и учителей из Штутгарта в Екатеринбург. Этот визит состоится в апреле. 

 Текст - Ирина Шаманаева

 

Источник:  Пресс-служба УрГПУ

Фото: Александра Карпушева




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*