Осознали ли чиновники, что что цифровая трансформация - неизбежность, что нужно меняться?
Они должны меняться, учиться, становиться более клиентоориентированными, понимать, как работают технологии и какие риски они несут, повышать цифровую грамотность, быть готовыми к проактивным услугам.
Что такое проактивные услуги?
Ксения Ткачева: Когда не человек добивается от государства документа или пособия, а государство знает, в какой жизненной ситуации находится гражданин, и автоматически предоставляет нужные услуги. Например, родился ребенок, и автоматически выдается свидетельство о рождении, СНИЛС, начисляются пособия. Это как push-уведомления: гражданину остается только согласиться с получением документов и зачислением денег на счет.
Звучит как сказка.
Ксения Ткачева: Это не вопрос ближайшего года. Но, по моим прогнозам, такие услуги заработают к 2023 году. Сейчас все находится в активной стадии проектирования. Проект цифровых трудовых книжек и паспортов приближает нас к новой цифровой реальности. Чем быстрее большое количество данных будет оцифровано, тем быстрее мы получим эти сервисы. Первыми ласточками будут: рождение ребенка, смерть члена семьи, оформление европротокола при ДТП.
Почему изменения не происходят быстрее? К сожалению, исторически так сложилось, что каждое ведомство само проектировало свою информационную систему для хранения и обработки данных. Наступило время, когда все это нужно объединить. Выяснилось, что не объединяется: на разных языках написано, разные принципы лежат в основе систем. Это большая работа - сделать из разных, непонятных, маленьких инфосистем одну платформу - национальную систему управления данными (НСУД). Чем быстрее государство справится с этим вызовом, тем качественнее сможет реагировать на жизненные ситуации граждан. Я надеюсь, что к 2023 году мы будем заходить в приложение, а там все госуслуги, еще и документы онлайн принимают, и никуда ходить больше не нужно.
Ксения Ткачева: Это новая позиция в России и мире. Лидер цифровой трансформации (chief digital transformation officer; СDTO) - человек со стратегическим видением: как и зачем внедрять цифровые технологии, какие изменения необходимы, чтобы цифровая трансформация началась и успешно продолжалась. Ему придется внедрять много изменений, убеждать и вдохновлять людей. Лидер цифровой трансформации должен разбираться в данных и технологиях, чтобы быть эффективным заказчиком решений и программного обеспечения. СDTO только начинают появляться в федеральных и региональных ведомствах. В регионах цифровым лидером часто становится министр экономики, должность достается в "довесок". Но, по нашему мнению, такой подход неэффективен, нужно разграничение обязанностей и отдельные полномочия у CDTO.
Меняете ли вы в процессе обучения чиновников их отношение к гражданам?
Ксения Ткачева: Мы учим госслужащих становиться на место гражданина, который обратился к государству за услугой. Что, прежде чем придумать какой-то сервис, нужно поговорить с клиентом, задать ему вопросы, протестировать. Это называется дизайн-мышлением. Да, слово "клиент" вызывает сопротивление у наших слушателей. Но раз слово "сервис" появилось, должно появиться и слово "клиент". Хотелось бы, чтобы граждане стали клиентами, а государство - сервисом.
Платформа накапливает огромный массив персональных данных. Как относиться к тому, что система знает о тебе все?
Ксения Ткачева: Мы не задумываясь пользуемся соцсетями, мессенджерами, смартфоны отслеживают наше перемещение, не переживаем, что корпорации собирают о нас огромный массив информации. Но когда речь идет о сборе информации государством, почему-то волнуемся.
Две крайности: человек вообще не дает свои персональные данные или не задумываясь о безопасности раздает их направо и налево. Обе эти крайности в XXI веке приводят к плачевным последствиям. Я - сторонник золотой середины.
Есть люди, которые не пользуются банковскими картами, соцсетями, звонят по кнопочному телефону, их все еще можно купить. Я даже думаю, что нас ждет новый виток популярности таких телефонов очень скоро. Но люди лишают себя удобств. Да, можно расплачиваться наличными деньгами, мы не в Китае живем, где наличных денег в городах практически нет.
Каждый решает сам, что для него весомее: риски, связанные с передачей персональных данных, или комфорт от современных технологий.
Утечка данных - массовое явление по всему миру, от него не застрахованы ни госорганы, ни коммерческие организации. В открытом доступе в выдаче поисковых систем оказались около 2,25 млн записей российских госорганов. Но это касается старых систем. Часто к таким последствиям приводила цифровая неграмотность чиновников. Например, в 2017 году около 78% госучреждений в своей работе пользовались почтовыми сервисами Яндекса и Mail.ru. Сейчас цифровой безопасности уделяется очень много внимания, и новые системы проектируются так, чтобы утечек не было.
Могут ли нас лишить возможности обратиться в госорган офлайн, напрямую?
Ксения Ткачева: Нет, это было бы слишком радикально. Есть ветераны, пожилые люди, которым сложно овладеть новыми технологиями. Есть люди, у которых нет средств для покупки смартфона. Они не должны быть выключены из системы. Да, получение услуг офлайн затратно по времени, но всегда должно работать окно, куда бабушка может прийти с паспортом и получить нужную бумагу или информацию. Это концепция инклюзивного общества: равные возможности людям независимо от их статуса и других особенностей.
Ксения Ткачева: Популярность госслужбы сильно снижается в последние годы. Если пять-десять лет назад такая работа давала гарантии, статус, то сейчас не совсем так. Люди больше смотрят в сторону карьеры в бизнесе. Это печально, ведь госслужбе, как и другим сферам, нужны талантливые, мотивированные молодые специалисты.
Здесь работают ассоциации, в регионах особенно, что госаппарат- "теплое" место, куда берут по рекомендации, там медленный, но гарантированный рост, там не увольняют. Из-за этих стереотипов активная молодежь не идет в госуправление. Для них важнее развитие, чем стабильность. Но, я надеюсь, благодаря быстрому развитию технологий молодежь увидит, что госслужба классная, там интересно и есть возможность что-то менять в своем городе, стране. Это очень вдохновляет и заряжает на определенном этапе карьеры.
Текст: Инна Зубова
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.