Об Андрее Коробейникове

11.11.2015 1453

После прошедшего в этом году Международного конкурса им. П.И. Чайковского имя выдающегося пианиста Андрея Коробейникова стало для многих сенсационным открытием. Вот один из многочисленных откликов на его выступление: «… совершенно отдельным, эксклюзивным событием этого конкурса Чайковского стало исполнение 32-й Сонаты Бетховена Андреем Коробейниковым… Ничего подобного слышать еще не приходилось: это даже не трактовка Сонаты, а живая ткань из звуков, внутренних монологов, бетховенской душевной тоски и взрывов, опрокидываний из потустороннего мира в прошлое, где есть его "ангел мой", его любовь, его чувства, которые не поддаются никакому выражению, кроме обрыва внутрь себя. А там - не только бетховенский предсмертный пульс, но и музыкальные слои - от барочной полифонии, венской техники, до джазового драйва, и тут же - словно не связанные между собой медленные гармонии в Ариетте - распавшиеся, как в смерти, траур и нежность, безнадежность и тоска, пронзительные до боли крещендо и неожиданно - просветление, сияние, катарсис. Уже явно по ту сторону. Выбросить из истории музыки эту 32-ю сонату Бетховена уже нельзя» (Ирина Муравьева, «Российская газета» - Федеральный выпуск №6704 (133) от 21.06.2015).

Он родился в 1986 году в г. Долгопрудный. Вместе с мамой, Любовью Коробейниковой, жил в общежитии физико-технического университета, где она училась. В 7 лет одержал свою первую победу на III Международном конкурсе юных музыкантов им. П. И. Чайковского, экстерном закончил музыкальную школу, а в 12 лет поступил в юридический ВУЗ. К 20 годам Андрей стал обладателем более 20 премий различных конкурсов в России, США, Италии, Португалии, Великобритании, Нидерландах и др. В их числе: I премия на III Международном конкурсе пианистов им. А. Н. Скрябина в Москве (2004), II премия и Приз публики на II Международном конкурсе пианистов им. С. В. Рахманинова в Лос-Анджелесе (2005),специальный приз МГК, Приз публики и приз за лучшее исполнение произведений П.И. Чайковского на XIII Международном конкурсе им. Чайковского (Москва, 2007).На сегодняшний день Андрей Коробейников выступил с концертами более чем в 40 странах мира, в сотрудничестве с выдающимися музыкантами (В. Репин, А. Князев, Квартет им. Бородина и мн. др.), дирижерами (В.Федосеев, В. Ашкенази, А. Ведерников, А. Рудин, М. Шостакович, М. Плетнев, М. Горенштейн и мн. др.) и оркестрами («PhilharmoniaOrchestra», Лондонский филармонический оркестр, Национальный оркестр Франции, Токийский филармонический оркестр, БСО им. Чайковского, ГАСО им. Светланова, Российским национальным оркестром и мн. др.)

Ещё весной этого года Андрей Коробейников поделился своими очень интересными, необычными планами с Павлом Пастушковым. Он пишет: «Слушай, я тут придумал наметки одной программы, но чтобы её отточить, боюсь, надо будет с тобой проконсультироваться, а еще может и с физиками... постараюсь в нужных случаях приложить схемы». Интересно, какая консультация потребовалась музыканту от математиков, физиков? Оказывается Андрей задумал свою концертную программу «Математика и физика в музыке».

Эта идея реализовалась: 22 октября 2015 года в зале НИИ механики МГУ состоялся долгожданный концерт.

Первое отделение«Математика»:
Бах - Хроматическая фантазия и фуга (12-тоновость, математика полифонии).
Хиндемит - Прелюдия, Фуга in C и Постлюдия из LudusTonalis (зеркальные отражения).
Шенберг - 2 пьесы из соч.25 (додекафония).
Бетховен - Соната №32 (2я часть построена на числе 3 и его умножениях - 6, 9, 18, 24 и т.д. и это слышно).
Второе отделение«Физика»:
Бах - Партита №1. Пространство и Время.
Малви - Интерференционные схемы (физическая оптика).
Скрябин - "Гирлянды" (физика света).
Скрябин - Этюды соч.65 №1 и 3 (физика элементарных частиц).
Скрябин - Соната №7 (Астрофизика).

Но для того чтобы этот концерт состоялся, предшествовала подготовительная работа по подбору и обработке материала для подтверждения эксклюзивной идеи. Предлагаю Вашему вниманию информацию, которая, возможно, интересна не только математикам и физикам, но и музыкантам. Часть этой информации была использована в программке к концерту.

Пожалуй, ни один из видов искусства не связан так тесно с математикой и другими точными науками как музыка. Более того, в эпоху античности, когда искусство ещё сохраняло отголоски синкретичности, музыка была частью математики. Фундамент античной науки о музыке заложили пифагорейцы, которые сосредоточили своё внимание на вопросах музыкальной акустики, то есть на физических явлениях, поддающихся математическому исчислению. Все последующие поколения теоретиков пользовались их методическими принципами.     

В разные исторические эпохи на математических моделях строились учение о ладах, метроритме, темперации, в эпоху средневековья была развита числовая символика. Сама терминология музыкознания указывает на связь музыки с точными науками: интервалы обозначаются цифрами, высота звука исчисляется в герцах, динамика- в децибелах и т. д.

Но были и такие времена, например, эпоха романтизма, когда музыка и точные науки противопоставлялись друг другу, когда  бытовало мнение о том, что музыка не подвластна логическому осмыслению и слова пушкинского Сальери – «поверил я алгеброй гармонию» - означали тщетную попытку совместить несовместимое. Однако, по-видимому, в самой природе музыкального мышления и восприятия, в глубинах человеческого сознания есть тонкая, но прочная связь с логикой, математикой, физикой (оптикой, акустикой).  Иначе как объяснить такие феноменальные явления в музыке как некоторые законы формообразования, полифонии, гармонии. Для человечества были и остаются загадкой вопросы, связанные с творческим композиторским процессом. А что, Бах (Моцарт, ...) когда писал музыку считал количество ударов по клавишам, высчитывал точку золотого сечения, применял алгебраические методы вычисления при написании своих полифонических произведений? Попытки ответить на эти и многие другие вопросы музыкального искусства привели к созданию различных теорий.

На рубеже XIX и XX веков русский композитор и теоретик С.И. Танеев написал трактат "Подвижной контрапункт строгого письма". Этот труд уникален тем, что их автор впервые предложил простую математическую формулу для сочинения сложных контрапунктов. Не случайно в качестве эпиграфа к своей книге он взял слова Леонардо да Винчи:"Никакое человеческое знание не может претендовать на звание истинной науки, если не прошло через математические формулы выражения". Во вступлении он пишет: "Учение, изложенное в настоящем труде, является более точным, простым и доступным, вследствие применения элементарных алгебраических приемов к контрапунктическим комбинациям...". Теперь даже студент музыкального училища или колледжа может объяснить как композитор сочиняет полифоническую композицию, варьирует и развивает первоначально изложенный музыкальный материал. Для этого надо определить какой Indexverticalis применил Бах или другой полифонист. I.v. - это алгебраическая сумма интервалов перемещения мелодий голосов первоначального их соединения при получении производного. Более того, зная правила подвижного контрапункта можно самому сочинять полифоническую музыку.

История развития полифонии насчитывает уже более тысячи лет, полифония строгого стиля возникла в эпоху Возрождения, а научное объяснение музыкальная практика получила только в прошлом столетии. Один этот факт говорит о том, что часто наука отстаёт от музыкальной практики. Но в настоящее время возникла надежда на то, что точные науки могут помочь ориентироваться в усложняющейся музыкальной действительности.

В начале XX века на одном из заседаний Московского научно-музыкального кружка, членами которого вместе с композиторами и пианистами Танеевым, Рахманиновым,  Глиэром, Гольденвейзером были и крупные московские ученые, музыковед Э.К. Розенов выступил с докладом "Закон золотого сечения в поэзии и музыке". Эту работу можно считать одним из первых математических исследований музыкальных произведений.

Розенов, применив метод математического анализа, проанализировал несколько наиболее известных произведений Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена, Вагнера, Глинки, а также произведения народного творчества. В том числе он проанализировал одно из величайших творений Баха, Хроматическую фантазию и фугу ре минор, образец совершенства формы и содержания. Оказалось, что она буквально соткано из золотых пропорций.

Фантазия написана в размере 4/4, имеет 79 тактов, т. е. 79• 4 = 316 четвертных долей, то есть "целое" а=316. Она состоит из двух различных по характеру частей, отделенных друг от друга паузой. Первая часть заканчивается на 3-й четверти 49-го такта, т. е. на 195-й (48 • 4 + 3) четверти a1 = 195. На вторую часть приходится 121 четверть (a2 = a − a1 = 316 −195=121). 
Вычисляя "теоретическую" длину первой части с помощью коэффициента золотого сечения, мы с поражающей точностью находим

Итак, Хроматическая фантазия разделена на первую и вторую части в золотой пропорции:

Но на этом чудеса гениального творения Баха только начинаются. Построив ряд золотого сечения при а=316, имеем 

Каково же должно быть наше удивление, когда мы обнаружим, что на 124-й четверти находится кульминация первой части и стоит знак ферматы, а на 77-й четверти от начала второй части имеет место кульминация второй части. Таким образом, кульминация обоих частей с небольшой погрешностью, легко объяснимой растяжимостью темпов, делит эти части по закону золотого сечения. Далее, каждый из полученных четырех разделов Хроматической фантазии имеет характерные особенности, которые также с потрясающей точностью приходятся на точки золотого сечения этих разделов.

Таким образом,математический анализ, позволяет совершенно иными глазами взглянуть на музыкальное произведение, увидеть его скрытую внутреннюю красоту, которую мы только ощущаем, слушая произведение, и которую мы "видим", проводя его математический анализ.В результате чувственное впечатление и рациональный анализ позволяют еще на один шаг приблизиться к сокровенным тайникам гения.

Вслед за этим концертом в течение последней недели октября Андрей Коробейников выступил ещё с несколькими концертами, в том числе в Нижнем Новгороде, в Сарове. В Москве он выступил в концерте вокальной музыки с Яной Иваниновой в доме музее им. П.И. Чайковского, проявив себя в качестве превосходного концертмейстера.

Андрей – очень разносторонняя личность. Юрист, знаток эсперанто, член академий наук, болельщик «Спартака», поклонник Виктора Цоя, немного поэт, немного саксофонист…Но в первую очередь, превосходный мыслящий, пианист, созидающий истинный творец, который «переворачивает представление о музыкальном искусстве.

 

 

 

Пастушкова Виктория Львовна

преподаватель,  Заслуженный работник культуры Забайкальского края




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*