«Информио» сообщает о самых популярных вопросах недели (с 4.04.2021 по 10.04.2021)

12.04.2021

Самый высокий интерес – 480 просмотров – вызвал вопрос о том, какое название профиля правомерно при реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО. В пункте 18.3.1. федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, сказано, что образовательная организация обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения (естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный). Поэтому рекомендуется наименование профиля указывать в соответствии с ФГОС СОО.

353 просмотра было у ответа на вопрос о норме часов педагогической работы за ставку заработной платы. Отметим, что преподаватель, реализующий программы СПО, и преподаватель, отнесенный к профессорско-преподавательскому составу, – это 2 разных должности педагогических работников согласно номенклатуре, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 г. № 678. При начислении нагрузки указанным педагогическим работникам необходимо руководствоваться разными требованиями приложения № 2 к приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 г. № 1601.

Также большой интерес читателей нашего справочника – 343 просмотра – вызвал вопрос о том, что при оформлении диплома колледжа указывать в качестве документа о предшествующем образовании: аттестат о среднем общем образовании или диплом о высшем образовании. Отметим, что в дипломе об СПО указывается либо аттестат о среднем общем, либо аттестат об основном общем образовании в зависимости от того, на базе какого образования организация реализует программу СПО. При этом факт предъявления обучающимся диплома о высшем образовании в дипломе о среднем профессиональном образовании не отражается.

302 просмотра набрал вопрос о том, возможно ли документами о прохождении стажировок в профильных организациях подтвердить опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Стажировка согласно части 12 статьи 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» является формой реализации дополнительных профессиональных программ, также обучение по ДПП может осуществляться с применением сетевых форм. Поэтому чтобы стажировка могла быть подтверждена документом о квалификации, производственное предприятие, организация должны являться одной из сторон договора о реализации образовательных программ в сетевой форме. Кроме того, опыт деятельности может быть подтвержден документами о трудоустройстве, в том числе посредством заключения срочного трудового договора с производственным предприятием, профильной организацией.

275 просмотров было у ответа на вопрос «Существуют ли нормы по делению группы на подгруппы для проведения занятий по иностранному языку и для проведения практических, лабораторных работ по дисциплинам профессионального цикла?». Согласно пункту 29 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 г. № 464, численность обучающихся в учебной группе составляет не более 25 человек. Исходя из специфики образовательной организации учебные занятия и практика могут проводиться образовательной организацией с группами обучающихся меньшей численности и отдельными обучающимися, а также с разделением группы на подгруппы. Образовательная организация вправе объединять группы обучающихся при проведении учебных занятий в виде лекций. Таким образом, вопросы разделения групп на подгруппы или объединения групп для лекционных занятий относятся к компетенции образовательной организации, т.е. регламентируются ее локальными нормативными актами.

260 просмотров было у вопроса по применению норм приказа Минобрнауки России от 16.08.2013 № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования», касающихся возможности зачесть результаты победителей и призеров чемпионатов профессионального мастерства, проводимых союзом либо международной организацией «WorldSkills International» в качестве оценки по демонстрационному экзамену. В пункте 15 Порядка говорится, что задания демонстрационного экзамена разрабатываются на основе профессиональных стандартов (при наличии) и с учетом оценочных материалов (при наличии), разработанных союзом. Поэтому необходимо учитывать, разработаны ли задания по компетенциям, осваиваемым выпускниками ОП СПО, какие компетенции предлагается оценивать на чемпионатах и прочие нюансы. В целом же формулировка пункта 16.1. позволяет любые результаты победителей и призеров чемпионатов профессионального мастерства, проводимых союзом либо международной организацией «WorldSkills International», засчитывать в качестве оценки «отлично» по демонстрационному экзамену. Вопрос оценивания результатов ГИА относится к компетенции образовательной организации.

Также традиционно большой интерес вызвало применение отдельных норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В частности, подписчики спрашивали образовательная программа для очной, заочной и очно-заочной форм составляется отдельно или нет; должны ли студенты подавать ежегодно заявление на прохождение промежуточной аттестации экстерном в вуз; целесообразно ли выставлять оценку за каждый день производственной практики, осуществляемой на предприятии, в журнале учебных занятий, или можно выставлять общую оценку по результатам дифференцированного зачета.

Еще подписчики интересовались, как руководствоваться Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся при отсутствии утвержденных ПРПВ, ПКПВР в ОПОП, какие ОПОП должны включать программу воспитания. Отметим, что в период апробации примерных программ воспитания образовательные организации имеют право реализовывать программы, разработанные самостоятельно, поскольку согласно части 5 статьи 12 Федерального закона об образовании разработка ОПОП относится к компетенции образовательной организации. В части 2 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ сказано, что образовательные программы подлежат приведению в соответствие с положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не позднее 1 сентября 2021 года. Поэтому даже при отсутствии утвержденных ПРПВ, ПКПВР в ОПОП программа воспитания должна быть внесена, и она должна охватывать весь срок обучения по ОПОП. Например, в высшем образовании (бакалавриат и специалитет) также реализуется программа воспитания в обязательном порядке. Все ОПОП должны включать программу воспитания, которая должна охватывать все циклы.