О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

03.02.2021

Правительством Российской Федерации в Государственную Думу внесён проект федерального закона «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в части расширения полномочий наблюдательных советов и особенностей формирования попечительских советов в вузах)».

Законопроект предполагает внесение изменений в полномочия наблюдательных советов образовательных организаций, в том числе, путём отказа от установления на законодательном уровне исчерпывающего перечня полномочий наблюдательного совета.

Для решения поставленных задач в статью 26 «Управление образовательной организацией» вносятся части 51 и 52.

В части 5 статьи 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В новой редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части 51 определяются компетенции наблюдательного совета образовательной организации высшего образования, являющейся автономным учреждением. К ним относятся:

  • рассмотрение вопросов, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;
  • рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования;
  • мониторинг реализации программы развития образовательной организации высшего образования;
  • решение иных вопросов, отнесенных уставом образовательной организации к компетенции наблюдательного совета.

 

В статье статьей 11 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» к сфере компетенций наблюдательного совета автономного учреждения отнесено рассмотрение:

  • предложений учредителя или руководителя автономного учреждения о внесении изменений в устав автономного учреждения;
  • предложений учредителя или руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;
  • предложений учредителя или руководителя автономного учреждения о реорганизации автономного учреждения или о его ликвидации;
  • предложений учредителя или руководителя автономного учреждения об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления;
  • предложений руководителя автономного учреждения об участии автономного учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или участника;
  • проекта плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения;
  • отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность автономного учреждения (по представлению руководителя автономного учреждения);
  • предложений руководителя автономного учреждения о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым в соответствии с частями 2 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона автономное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно;
  • предложений руководителя автономного учреждения о совершении крупных сделок;
  • предложений руководителя автономного учреждения о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
  • предложений руководителя автономного учреждения о выборе кредитных организаций, в которых автономное учреждение может открыть банковские счета;
  • вопросов проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации.

Частью 52 в закон вводится указание на то, что попечительские советы формируются в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования, являющихся бюджетными учреждениями.

Законодателями предусмотрен запрет на создание попечительских советов в образовательных организациях федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

К перечню полномочий попечительского совета, в соответствии с частью 52 статьи 26, отнесены:

  • рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования;
  • мониторинг реализации программы развития образовательной организации высшего образования;
  • решение иных вопросов, отнесенных уставом образовательной организации к компетенции наблюдательного совета.

Предполагается, что путём внесения уточняющих положений в отношении попечительского и наблюдательного советов, у образовательных организаций появится возможность реализовывать более гибкую модель управления и оперативно реагировать на изменения внешней среды, в которой действуют образовательные организации.

Принятие изменений не повлечёт за собой отмену Уставов государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования, но, вероятно, потребует внесения в них изменений для приведения в соответствие с требованиями образовательного законодательства.