Студенты старших курсов колледжа трудоустраиваются на работу по профилю специальности. Верно ли понимаем, что для таких студентов нужно оформить индивидуальный график обучения? Или же нужно оформить индивидуальный план обучения? Есть ли разница между индивидуальным графиком обучения и индивидуальным учебным планом?

24.09.23

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Саргатский индустриально-педагогический колледж"

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) в статье 34 устанавливает основные академические права обучающихся, к которым относится обучение по индивидуальному учебному плану (пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона об образовании).

Индивидуальный учебный план – это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (пункт 23 статьи 2 Федерального закона об образовании).

Учебный план - это документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся (пункт 22 статьи 2 Федерального закона об образовании).

Т.е. учебный план содержит календарный учебный график, поэтому индивидуальный календарный учебный график является частью индивидуального учебного плана. Отдельно как самостоятельный документ, регулирующий обучение студента, он использоваться не может. Соответствующие разъяснения были направлены письмом Минпросвещения России от 14.12.2021 г. № 66177 "О рассмотрении обращения (О статусе календарного/индивидуального календарного учебного графика)".

Поэтому требуется разработка индивидуального учебного плана.

Также обращаем внимание на часть 1 статьи 43 Федерального закона об образовании, в которой установлено, что каждый обучающийся (работающий, неработающий) обязан добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

Обучение по индивидуальному учебному плану никоим образом не может сказываться на объеме осваиваемой обучающимся программы, т.е. не дает права его сокращать, если только обучающийся ранее не осваивал другую образовательную программу, которая позволила произвести зачет и ускорить обучение (пункты 3 и 7 части 1 статьи 34 Федерального закона об образовании).

Объем любой основной профессиональной образовательной программы, имеющей государственную аккредитацию, устанавливается ФГОС (статья 11 Федерального закона об образовании). Если объем программы не выполнен (не изучен) студентом, в том числе обучающимся по индивидуальному учебному плану, то выдача диплома обучающемуся невозможна, т.к. решение о допуске к ГИА обучающегося может быть принято только в случае выполнения объема учебного плана или индивидуального учебного плана полностью (часть 6 статьи 59 Федерального закона об образовании).

Образовательная организация, не обеспечившую выполнение программы в полном объеме, несет административную ответственность, о чем говорится в части 7 статьи 28 Федерального закона об образовании.

Таким образом, обучающийся вправе совмещать обучение и работу, однако, последнее не должно мешать освоению образовательной программы (пункт 27 части 1 статьи 34 Федерального закона об образовании).

Назад к списку