Фонд

См. также:

Уважаемые коллеги, рубрика «Фонд» представляет собой электронную библиотеку учебно-методической документации, состоящую из авторских разработок участников ежегодных Конкурсов «Документационное сопровождение образовательного процесса: из опыта работы образовательных организаций».
Авторы работ «Фонда» могут получить бесплатное свидетельство о публикации на страницах «Информио» после оформления заявки.


Рабочая программа внеурочной деятельности школьников общеинтеллектуального направления "Школа олимпиадного движения "Вопросы языкознания и литературы"

24.03.2020 123 279
Владимирова Ольга Александровна
Владимирова Ольга Александровна, учитель

Средняя общеобразовательная школа № 43 г. Томска

Рабочая программа внеурочной деятельности школьников общеинтеллектуального направления «Школа олимпиадного движения «Вопросы языкознания и литературы» (далее – ШОД «Вопросы языкознания и литературы»; программа) для обучающихся 7 –ых классов разработана на основе факультативного курса «Основы языкознания для школьников» (автор Дроздова О.Е, М.: Просвещение, 2009); в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Данная программа внеурочной деятельности «Школа олимпиадного движения «Вопросы языкознания и литературы» определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса.  Программа предназначена как для работы с одарёнными детьми, так и для детей с ОВЗ.   Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Программа может варьироваться, что связано как с индивидуальным подходом учителя, так и с интересами обучающихся. Предлагаемый материал тесно связан с курсами истории, литературы, музыки, живописи, что позволяет говорить об интеграции данной программы, общих тенденциях в развитии русской культуры для более полного и целостного восприятия обучаемыми учебного материала.

Одарённость можно рассматривать с различных позиций. Если придерживаться психофизиологической точки зрения, то надо признать редкость этого явления. С другой стороны, исходя из гуманистичности педагогики, мы обязаны признать потенциальную одарённость каждого ребёнка.

Традиционная школьная диагностика даёт картину внешней успешности, а психологические исследования служат показателем внутренних дарований ребёнка. Это даёт возможность осуществлять более тонкий индивидуальный подход, раскрывать и развивать скрытый личностный потенциал учащихся. В работе с такими детьми мы обращаем внимание не только на умственную одарённость ученика, но и на другие факторы – память, внимание, прилежание, действие этих факторов может поднять продуктивность умственной деятельности до значительной высоты. Поэтому мы ориентируемся на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребёнок мог бы максимально самореализоваться. Это может быть применение знаний в нестандартной ситуации. Учитель «выращивает» способности каждого конкретного ребёнка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий, через подготовку к участию в школьных, городских турах  предметных олимпиад, проведение предметных недель. 

Грамотность выпускника школы должна быть универсальной. Поэтому необходимо формировать навыки непрерывного самообразования, то есть самостоятельного приобретения знаний, умение применять новые знания в системе уже усвоенных. Современное образование предполагает включение всех основных элементов научной организации умственного труда, культуры работы с книгой, другими материалами. Это поможет продвижению его в образовании, даёт возможность рационального использования учебного времени, что является благоприятным условием для решения сложных педагогических задач.

Современный этап развития общества выдвигает проблему выявления одарённых школьников, создания условий для их развития и наиболее целесообразного использования их способностей. Благоприятные возможности для успешного её решения создала дифференциация образования, которая позволила создать все условия для образования устойчивых групп по интересам, склонностям, достигнутым успехам, способностям школьников.

Одна из главных задач совершенствования системы образования – раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей. Школьные годы насыщены разного рода событиями, мероприятиями, конкурсами, что делает жизнь ученика ярче, богаче, разнообразнее. Различные мероприятия: олимпиады, конкурсы, викторины – позволяют не только выявить высокомотивированных в учебной деятельности учащихся, склонных к научной, исследовательской деятельности, имеющих творческие способности, но и готовить их к участию в подобного рода мероприятиях разного уровня.

Гуманитарное образование предполагает овладение рядом поисковых умений, минимумом действий, необходимых для построения исследований. Наибольшие возможности создаются в курсах по выбору, на факультативных курсах и, разумеется, на индивидуальных и групповых занятиях в рамках Школы олимпиадного движения. Всё это позволяет формировать такой важный элемент как опыт творческой деятельности обучаемых, включающий самостоятельный перенос ранее усвоенных в новую ситуацию, комбинирование ранее усвоенных способов действий в новый способ при решении проблемы. Важно, чтобы мотив участия в различных мероприятиях являлся внутренней потребностью обучающегося, а предмет его исследования – субъективно интересным и значимым для него.

Внеклассная работа: кружки, элективные курсы, декады – позволяют активизировать мыслительную деятельность обучающихся, организовать и направить исследовательскую деятельность, что создаёт условия для личностно-ориентированного обучения, предполагающего важным звеном самобытность ребёнка, его самоценность, субъективность процесса обучения, ведущей моделью которого является диалог, позволяющий использовать различные виды деятельности учителя и ученика :  индивидуальную, групповую, исследовательскую, что способствует решению методической проблемы – поиску оптимальных путей для развития обучающихся на основе знаний их индивидуальных способностей и образовательных потребностей.  

Олимпиады по русскому языку и литературе – прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления. Обучение осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных лингвистических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, формирующих лингвистическое мировоззрение обучаемых.

Актуальность и новизна программы Школы олимпийского движения заключается в необходимости помочь одарённому ребёнку расширить кругозор, повысить общекультурный уровень, вызвать интерес к предмету, справиться с заданиями «олимпийского» уровня, в целенаправленной подготовке к такой деятельности. Степень подготовленности школьника зависит не столько от его обученности,  но и от его культурного уровня в целом, поэтому у учеников появляется возможность приобретения широкой эрудиции и аналитического мышления.   Содержание данной программы может быть изменено или дополнено с учётом способностей, интересов учащихся, уровня их подготовки и возрастных особенностей. Программа составлена с учётом образовательного стандарта на базовом уровне и способствует формированию устойчивых навыков владения языком и совершенствованию речевой культуры.               

 Место курса внеурочной деятельности в учебном плане.

Предметное содержание программы предполагает ее интеграцию с предметами гуманитарного цикла основной образовательной программы основного общего образования, а также программами курсов внеурочной деятельности общекультурного и общеинтеллекгуального направлений, программами курсов внеурочной деятельности, ориенти­рованными на овладение навыками исследовательской деятельности. Особенно важна интеграция с учебными дисциплинами предметных областей «Искусство» (изо­бразительное искусство, музыка и др.), «Общест­венные науки» (история, обществознание). Программа ШОД «Вопросы языкознания и литературы» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.   Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности». В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 43 г. Томска в 7 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа внеурочной деятельности. 

Цель и задачи программы курса внеурочной деятельности. 

Цель программы: формирование ключевых компетентностей у обучаемых: коммуникативных, языковых, лингвистических, культуроведческих, способствующих творческой самореализации личности, интеллектуальных и творческих способностей одарённых школьников; формирование эмоционально-ценностной среды, способствующей творческой самореализации личности.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать систему лингвистических понятий, представление о языке как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
  • формировать систему гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
  • осмыслить литературу как особую форму освоения культурной традиции;
  • формировать представление о литературе как культурном феномене, занимающем совершенствовать общеучебные умения: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
  • обучать анализу текста, его интерпретации
  • специфическое место в жизни нации и человека.

Развивающие:

  • формировать языковую и лингвистическую компетенции;
  • формировать умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
  • развивать ассоциативное мышление учащихся
  • формировать эстетический вкус как ориентир самостоятельной читательской деятельности;
  • формировать эмоциональную культуру личности и социально-значимое ценностное отношение к миру и к искусству;
  • формировать основные эстетические понятия как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений;
  • формировать потребность создавать собственные тексты, способствующие творческой самореализации личности.

 Воспитательные:

  • формировать навыки профессионального самоопределения, самооценки, образовательной рефлексии в связи с возможностями гимназии и территориальной образовательной сети (города).
  • формировать непосредственные контакты между одарёнными школьникам;
  • оказать помощь в профессиональном самоопределении обучающихся

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Рабочая программа внеурочной деятельности школьников общеинтеллектуального направления "Школа олимпиадного движения "Вопросы языкознания и литературы"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*