Фонд

См. также:

Уважаемые коллеги, рубрика «Фонд» представляет собой электронную библиотеку учебно-методической документации, состоящую из авторских разработок участников ежегодных Конкурсов «Документационное сопровождение образовательного процесса: из опыта работы образовательных организаций».
Авторы работ «Фонда» могут получить бесплатное свидетельство о публикации на страницах «Информио» после оформления заявки.


Мастер-класс "Практические работы как активные формы проведения занятий"

28.04.2021 137 585
Грозова Ольга Александровна
Грозова Ольга Александровна, преподаватель

Алтайский промышленно-экономический колледж

Тема: Практические работы как активные формы проведения занятий

Цель: Освоение молодыми педагогами активных форм проведения занятий

Задачи:

  • Охарактеризовать некоторые аспекты проведения практических работ
  • Познакомить участников мастер-класса с организацией проведения обучающих практических работ
  • Организовать обмен мнениями по вопросам организации проведения практических работ

Методическое обеспечение:

  • план проведения мастер-класса;
  • раздаточный материал для работы в микрогруппах;
  • мультимедиапрезентация.

Теоретическая основа мастер-класса

Одна из проблем профессиональной подготовки специалиста связана с противоречием между теоретическим и предметным фактором обучения и практическим межпредметным характером реальной профессиональной деятельности. Необходимо чтобы выпускники могли переносить в практическую деятельность и использовать в ней теоретические знания. В связи с этим формирование профессиональных компетенций через систему практических работ является одной из задач преподавателя в организации процесса обучения.

Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ.

Дидактическая цель практических работ - формирование у студентов профессиональных умений, а также практических умений, необходимых для изучения последующих учебных дисциплин.

Для подготовки студентов к предстоящей трудовой деятельности важно развить у них интеллектуальные умения - аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий на занятиях должен быть таким, чтобы студенты были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, явления, проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи. В качестве методов практического обучения профессиональной деятельности широко используются анализ и решение производственных ситуационных задач, деловые игры. При отборе содержания практических работ по дисциплине руководствуются перечнем профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у специалиста в процессе изучения данной дисциплины.

Важную роль на практических занятиях играет педагогическое руководство. На начальных этапах обучения большое значение имеет четкая постановка целей и задач занятия (студенты могут выводить их самостоятельно), а также инструктаж, в процессе которого студенты осмысливают сущность задания, последовательность выполнения его отдельных элементов. Преподаватель должен проверить теоретическую и практическую подготовленность студентов к занятию, обратить внимание на трудности, которые могут возникнуть в процессе работы, ориентировать студентов на самоконтроль. Потребность в   руководстве преподавателя многие студенты испытывают, когда приступают к выполнению задания. На этом этапе некоторым из них нужны помощь, корректировка действий, проверка промежуточных результатов.

Последовательно, от занятия к занятию возрастают требования к самостоятельности обучаемых при выполнении практических работ, также возрастает и сложность заданий. Студент осваивает новую для него деятельность от простых элементов к более сложным и затем переходит к решению задач, моделирующих профессиональную деятельность.

Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе - это такое ее отражение в содержании обучения и в реальной учебной деятельности студентов, которое, во-первых, даёт студентам правильное и полное представление о целостной профессиональной деятельности (от целеполагания до самоанализа процесса и результатов деятельности) и, во-вторых, позволяет в процессе обучения овладеть способами (действиями, операциями) профессиональной деятельности настолько полно, что обеспечивает безболезненный переход к реальному выполнению трудовых обязанностей.

Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе выступает как специфическая технология обучения. Суть ее состоит в том, что студенты воспроизводят профессиональную деятельность в процессе обучения в специально созданных условиях, когда эта деятельность носит условно профессиональный характер, а при выполнении действий, операций отражаются лишь наиболее существенные ее черты. А.А.Вербицкий называет эту деятельность «квазипрофессиональной», она является переходной от учебной к профессиональной; студенты не выполняют собственно профессиональную деятельность, а имитируют ее.

Остановлюсь подробнее на отдельных методических приёмах проведения практических занятий по дисциплине «Базы данных» специальности «Программное обеспечение ВТ и АС».

Одна из ключевых тем данной дисциплины -  проектирование базы данных. Студенты изучают   метод Сущность-Связь - как наиболее простой и удобный метод проектирования баз данных. Данный материал сложный, он тяжело усваивается студентами – и здесь даёт хорошие результаты использование на практических занятиях групповой работы, т.к. доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Группа делится на микрогруппы по 4-5 человек, каждая микрогруппа получает задание, после выполнения которого студенты представляют разработанный продукт у доски.

На практических занятиях студенты осваивают работу с одной из систем управления базами данных - MS Access. Теоретическое изучение данного программного   продукта неэффективно или разорвано по времени с практическим применением полученных знаний, что затрудняет процесс обучения, поэтому актуально использование обучающих практических работ.

Обучающие практические работы содержат инструктивные материалы в виде текста и связанных с ним иллюстраций. Краткость, доступность, наглядность - вот основные достоинства изложения материала.

В основу изучаемого материала заложена прикладная задача. Например, создать запрос на выборку по базе данных. Условия запроса и сама база данных определены. Таким подходом ликвидируется разрыв между теорией и практикой, материал становится доступным для людей и с теоретическим, и с практическим складом ума.

Кроме того, обучающие практические работы содержат контрольные задания. Контрольные задания не просто оцениваются преподавателем, но и выполняют закрепляющую функцию. Если материал недостаточно усвоен, то в любой момент студент может вернуться к непонятому вопросу и повторить материал столько раз, сколько необходимо для полного усвоения. Что и является главной целью занятия.

Применение данных работ на занятиях показало следующие особенности и преимущества:

  • во-первых, реализуется индивидуальный подход к каждому студенту. На изучение материала тратится столько времени, сколько потребуется лично ему для работы в собственном темпе. Студенты, пропустившие занятия по разным причинам могут работать в одной аудитории с одногруппниками над пропущенным материалом и догнать остальных, не выключаясь из учебного процесса;
  • во-вторых, на любом этапе выполнения практической работы осуществляется самоконтроль действий студента;
  • в-третьих, работая с обучающими работами студент осваивает не только конкретную тему, получает определенные знания и навыки, но и учится работать самостоятельно.

В тренировочных практических работах задания моделируют профессиональную деятельность. Плюсы данной работы: задания явно не проговариваются, студент должен сам, используя полученные знания выбрать способ решения.

Апробировав эти работы на занятиях, можно сделать следующий вывод: задания, моделирующие профессиональную деятельность, повышают мотивацию к обучению.

В заключении хотелось бы сказать, что рассмотренные выше методические приёмы направлены на формирование профессиональных компетенций, повышение мотивации студентов к обучению, интерес к выбранной специальности.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Мастер-класс "Практические работы как активные формы проведения занятий"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*