Фонд

См. также:

Уважаемые коллеги, рубрика «Фонд» представляет собой электронную библиотеку учебно-методической документации, состоящую из авторских разработок участников ежегодных Конкурсов «Документационное сопровождение образовательного процесса: из опыта работы образовательных организаций».
Авторы работ «Фонда» могут получить бесплатное свидетельство о публикации на страницах «Информио» после оформления заявки.


Методическая разработка урока литературы по теме "Жизнь моя – кинематограф" (Анализ рассказа А.П. Чехова "Ионыч")

11.12.2020 184 803
Грошева Татьяна Михайловна
Грошева Татьяна Михайловна, преподаватель

Уральский химико-технологический колледж

Учебная дисциплина: ОУД.02 Литература

Тема урока: Жизнь моя – кинематограф (Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»)

Пояснительная записка:

Урок теоретического обучения по теме «Жизнь моя – кинематограф» (Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»)  проводится в рамках учебной дисциплины  ОУД.02  Литература.

Урок литературы обладает не только  значительным познавательным, но  в большей степени воспитательным потенциалом. Он ориентирован на формирование мировоззрения обучающихся, развитие интеллектуальных и эстетических знаний, духовных потребностей и вкусов.

Одна из проблем обучения на уроках литературы  связана с низкой читательской активностью обучающихся, неумением проводить лингвостилистический анализ текста художественного произведения. В связи с этим перед преподавателем литературы встаёт вопрос об организации читательской деятельности обучающихся на уроках и во внеаудиторной деятельности. Технология обучения анализу художественного текста, на мой взгляд, может помочь в решении данной проблемы.

Многое в достижении успеха  зависит от  личностного  отношения  обучающихся к прочитанному произведению. Предлагаемый вашему вниманию вариант проведения учебного занятия – игры  поможет  отойти от традиционного урока, предполагающего ведущую роль преподавателя, мало приспособленного для свободного общения обучающихся, заинтересованного обсуждения и глубокого осмысления литературного произведения и не предоставляющего возможностей обучающимся для индивидуального раскрытия.

Актуальность урока не вызывает сомнений, поскольку, несмотря на положительные тенденции последнего времени, в современном обществе имеются отдельные случаи проявления нетерпимости и ожесточения, дезинтеграции внутреннего мира личности, бездуховности, эгоизма и нравственного хаоса.

Представленная технология работы с интерпретацией художественного текста содержит такие элементы, как

- подготовка к восприятию темы урока,

- продумывание результатов домашней работы (самостоятельное чтение рассказа А.П. Чехова «Ионыч»),

- восприятие и понимание нового материала,

-  обобщение знаний, полученных на уроке,

-  осмысление домашнего задания.

На всех этапах работы над  текстом художественного произведения особое внимание уделяется нравственной позиции его автора. При этом важно, какой материал отбирается для анализа. Работа по отбору материала необходима, поскольку активизирует познавательную деятельность обучающихся, расставляет основные акценты для решения задач, усиливает внимание к сюжету произведения, развивает образное мышление.

Данный урок входит в систему изучения рассказов А.П. Чехова.

Предлагаемая форма работы

- помогает понять причины превращения Старцева в Ионыча;

- предлагает выяснить, над какими трудными вопросами жизни заставляет задуматься  рассказ А.П. Чехова,

- способствует  переживанию разнообразных чувств вместе с  героем литературного произведения.

Перечисленные задачи реализуются самим построением урока.

В технологии представленного учебного занятия  используются  различные методические приемы: 

- анализ эпизодов,

- работа в группах,

- постановка вопросов и их обсуждение,

-  использование кадров из фильма,

- комментированное прослушивание музыки,

- чтение по ролям.

Учебный материал отобран таким образом, что при выполнении заданий обучающиеся должны сами «додуматься» до правильного ответа. При этом делается опора на предыдущие знания обучающихся по творчеству А.П. Чехова.

По источнику получения знаний данный урок  – словесно-иллюстративный.

По уровню активности познавательной деятельности – это исследовательская работа, репродуктивный анализ.

По технике – индивидуальная и коллективная мыследеятельность.

По функциям – анализ  прочитанного.

При проведении урока применяются  элементы информационно - коммуникационной, личностно – ориентированной технологий, технологии работы с интерпретацией художественного текста; используются  различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковый и формы организации учебной деятельности – индивидуальная, коллективная, групповая.

Отобранный преподавателем материал урока направлен на:

- формирование  компетенций обучающихся (коммуникативной, языковой, культуроведческой, читательской);

- достижение обучающих, развивающих и воспитательных целей;

- решение задач по вовлечению обучающихся в активную работу по освоению анализа текста художественного произведения.

В представленной методической разработке преподаватель опирается на достижение таких метапредметных результатов, как

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

- владение навыками познавательной деятельности и разрешения проблем;

- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

Диагностика результатов деятельности обучающихся осуществляется в виде самооценки, оценки со стороны преподавателя и рефлексии.

В качестве домашней работы  предлагается  задание творческого характера, которое позволяет продолжить развитие письменной речи обучающихся, их творческих способностей, проверить усвоение материала урока.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Методическая разработка урока литературы по теме "Жизнь моя – кинематограф" (Анализ рассказа А.П. Чехова "Ионыч")




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*