Фонд

См. также:

Уважаемые коллеги, рубрика «Фонд» представляет собой электронную библиотеку учебно-методической документации, состоящую из авторских разработок участников ежегодных Конкурсов «Документационное сопровождение образовательного процесса: из опыта работы образовательных организаций».
Авторы работ «Фонда» могут получить бесплатное свидетельство о публикации на страницах «Информио» после оформления заявки.


Программа психологического сопровождения адаптации студентов-первокурсников в условиях колледжа

23.11.2020 349 1057
Головина Ольга Анатольевна
Головина Ольга Анатольевна, педагог-психолог

Каменский медицинский колледж

Переход человека к профессиональной подготовке, профессиональному обучению открывает качественно новый этап в становлении его профессиональной направленности на основе преобразования личности и индивидуальности.

В процессе профессионального обучения студентам медицинского колледжа важно не только приобрести знания и умения, необходимые для профессиональной самореализации, но и развивать в себе профессиональные личностные качества, которые являются залогом будущей успешной профессиональной деятельности.    

Одного лишь медицинского образования, каким бы оно ни было глубоким и обширным, недостаточно для успеха и прогресса в работе медицинского работника. Необходимо еще самостоятельно пройти нелегкий путь сложной внутренней работы над собой, путь самовоспитания, развития своей личности. Медицинский работник должен быть широко образованным человеком, но кроме всего этого, также, он должен обладать определенными личностными качествами.

Оптимальная организация учебной работы студентов, пробуждение интереса к учебной деятельности, побуждение к активности, успешность профессиональной деятельности после окончания колледжа во многом зависит от уровня их адаптации к новой образовательной среде. Под адаптацией понимается процесс привыкания приспособления личности к новым условиям среды. Очевидно, что рассмотрение процесса адаптации студентов к обучению в колледже должно включать ряд аспектов:

  • психолого-педагогический (связанный с приспособлением студентов к новой дидактической системы, принципиально отличающейся от форм и методов школы);
  • социально-психологический (имеющий связь с усвоением учащимися социальных норм, установлением и поддержанием социального статуса в новом коллективе;
  • мотивационно-личностный (определяющий формирование позитивных учебных мотивов и личностных качеств);
  • психофизический (предполагающий, приспособление функций и реакций организма к требованиям новой среды).

Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит мотивация учения и профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и одногруппниками.

Состояние дезадаптации характеризуется угнетенным физическим состоянием, психическими срывами, болезнями и даже суицидом. У учащихся снижается самооценка, появляется чувство неуверенности или безысходности. Они хуже учатся, прогуливают занятия и чаще отчисляются (иногда на 2-ом и 3 –ем курсах).

Основными  причинами  дезадаптации являются:

  • Резкая смена динамического стереотипа (связанная с новыми методами преподавания, сильной эмоциональной нагрузкой, дефицитом времени, отсутствием необходимого уровня самостоятельности).
  • Трудности общения с новыми людьми (связаны с отсутствием у учащихся хороших коммуникативных навыков и не желанием общаться со сверстниками)
  • Потеря высокого социометрического статуса (в школе был лидером, «Звездой», а в новом коллективе - обычный, как все).
  • Потеря смысла обучения (низкая учебная мотивация; разочарование в учебе, в преподавателях, в будущей профессии).
  • Проживание в общежитии (отсутствие личного пространства, пересечение с другими; это приводит к повышенной утомляемости, конфликтности, невозможности полноценно готовиться к занятиям).
  • Неудовлетворенность личной жизнью (случается у категории иногородних девушек и в более поздний период учебы – 2, 3 курс, которые преследуют личный интерес – любовь, замужество – при неудачах они комплексуют и считают учебу помехой).

Программа направлена на создание для первокурсников такой образовательной среды, которая поможет в решении значимых для их возраста и положения проблем, а так же обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение первокурсников, что позволяет избежать основных трудностей адаптации и совместить усилия преподавателей и студентов при организации образовательного процесса.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Программа психологического сопровождения адаптации студентов-первокурсников в условиях колледжа




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*