Постановление Конституционного Суда РФ от 06.10.2015 г. № 24-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина М.В.Чайковского"

218


Судьи Конституционного Суда РФ рассмотрели жалобу гражданина на требования статьи 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в той части, которая наделяет работников службы занятости правом отказать гражданину в признании его безработным, если он не исполнит требование о предоставлении справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. В этом случае служба занятости требует такую справку даже при условии, что гражданин не работает или не осуществляет предпринимательскую деятельность уже больше года.

 

Конституционный Суд РФ счел, что специалисты службы занятости не верно трактуют нормы сформулированные в пункте 3 статьи 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации". В этой статье содержится исчерпывающий перечень категорий граждан, которые не могут быть признаны безработными. Однако, в перечне нет упоминания о гражданах, которые не могут быть зарегистрированы в целях поиска подходящей работы, потому что не смогли предоставить в орган службы занятости справку о размере среднего заработка. Ведь поиском работы могут заниматься и те граждане, которые утратили работу или прекратили статус индивидуального предпринимателя более одного года назад и не имели в это время никакой работы и заработка. Именно это обстоятельство стало ключевым в постановлении Конституционного Суда РФ от 6 октября 2015 г. № 24-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина М.В.Чайковского".

 

В нем сказано, что главной задачей государственной службы занятости является оказание всестороннего содействия гражданам в подборе подходящей работы. При условии, что они прекратили вести индивидуальную предпринимательскую деятельность или потеряли работу. При этом длительность перерыва в трудовой деятельности не имеет значения ни для помощи в поиске новой работы, ни для назначения пособия по безработице или стипендии на период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного образования. Поэтому от органов службы занятости не требуется обязательное установление размера среднего заработка безработных граждан по их последнему месту работы. От размера среднего заработка в данном случае не зависят ни допустимость предлагаемой им оплачиваемой работы в качестве подходящей, ни размеры социальных выплат. Само по себе отсутствие сведений о доходах безработного по его последнему месту работы, по мнению Конституционного суда РФ, не является препятствием для надлежащего исполнения органами службы занятости в отношении такого гражданина своих непосредственных функций. В частности, предоставление мер государственной поддержки в области содействия занятости населения и защиты от безработицы, виды и объем которой не связаны с размером среднего заработка за последние три месяца.

 

Таким образом, законодательное закрепление перечня документов, при представлении которых гражданин, должен быть признан безработным, находится в рамках дискреционных полномочий федерального законодателя. В силу этого такая норма не может рассматриваться как нарушение права граждан на защиту от безработицы, определенного частью 3 статьей 37 Конституции РФ, ни как умаление государственных гарантий его реализации. Но, при формировании такого перечня, необходимо принимать во внимание целевое назначение всех включаемых в него документов и исходить из того, что такие документы должны быть действительно необходимы для надлежащего исполнения органами службы занятости функций, возложенных на них государством. Предоставление документов не должно создавать препятствий и необоснованных затруднений для граждан, в реализации их права на защиту от безработицы.

 

Поэтому Конституционный Суд признал разумным и обоснованным требование о представлении в службу занятости безработными гражданами паспорта и трудовой книжки, как основного документа о трудовом стаже работника, в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ. Поскольку именно эти документы позволяют идентифицировать личность гражданина и определить основание и давность прекращения им трудовой деятельности, а также подобрать ему подходящую работу. Так как, подбор подходящей работы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 года N 891 должен осуществляться с учетом профессии, должности, вида деятельности, уровня образования и квалификации соискателя, то служба занятости имеет право потребовать документы об образовании и получении квалификации. Однако требовать от гражданина обязательного предоставления сведений о его среднем заработке является избыточным.

 

Конституционно-правовой смысл положений статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", определенный в постановлении Конституционного Суда РФ является общеобязательным и исключает любое другое истолкование в правоприменительной практике. Это означает, что теперь любой гражданин, желающий получить пособие по безработице на период жизненных сложностей или проблем в поиске работы, больше не должен во что бы то ни стало приносить для этого лишние справки. И ни органы службы занятости, ни суды, ни кто-либо еще не смогут помешать людям в реализации своих конституционных прав на получение помощи от государства в объективно сложной ситуации.


Документ доступен авторизованным пользователям:
Вход для пользователей

Назад к списку