Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Принципы стратегического менеджмента

09.02.2015 1495 2081
Рыжиков Сергей Николаевич
Рыжиков Сергей Николаевич, преподаватель

Лебедянский торгово-экономический техникум

Тот, кто не ведает далёких дум,

 тот не избегнет близких огорчений.

Конфуций

 

Человечество всегда волновал вопрос «познаваемо ли будущее?» и, отталкиваясь от реальности, оно пыталось его предсказать. Единая действительность познания является всеобъемлющей, вне её ничто не может стать познавательно значимым, а о будущем известно только то, что оно неопределённо и будет отличаться от настоящего. Видимая непредсказуемость будущего, эти «зримые кандалы, которыми мы скованы почти всю нашу жизнь, заставляет нас думать, будто в своих действиях мы таким же образом скованы во всём остальном» (Ф. Ницше).

Однако по выражению Гёте «каждый может легко обрести свободу, если он только умеет ограничиваться и находить самого себя». Свобода решений в настоящем может предопределить будущее, предсказать его. Свобода предпринимательства и хозяйственная самостоятельность организаций – базовые элементы их самоопределения и долгосрочных действий. Свобода предопределяет выбор, подчинённый необходимости развития.

Организации развиваются и совершенствуются благодаря познанию общих тенденций в экономическом пространстве, социальным, научным и технологическим изменениям. Способность к совершенствованию – естественная составляющая бизнес-единиц, поскольку исторический опыт показывает всемерное усложнение всех сторон хозяйственной деятельности, общественных явлений, последовательные шаги в экономии человеческих ресурсов, прогрессивное использование человечеством пространства и времени.

Будущее организации предсказуемо, так как является продолжением прошлого. Будущее представляет собой определённый порядок изменений, которые оказывают влияние на каждый момент управленческой и иной деятельности, и выражаются в беспрерывном обновлении организации.

Прогресс экономики нашей страны и улучшение состояния бизнес-процессов может быть сведено к трём положениям:

 

  • улучшение жизни каждого члена общества, так как богатство государства складывается из индивидуальных богатств, населяющих его людей и предприятий экономико-производственной сферы;
  • прогресс равенства бюджетных и коммерческих организаций. Для коммерческих организаций долгосрочные цели обычно включают в себя идею максимизации полезности для держателей акций, в то время как для организаций государственного сектора экономики главная идея в максимизации полезности учредителей или заинтересованных лиц.

 

Инициативная самостоятельная хозяйственная или коммерческая деятельность, соответствующая нормам цивилизованного предпринимательства. Благородный бизнес всегда ориентирован, в конечном счёте, на общечеловеческие ценности. Предпринимательская деятельность должна быть направлена не только на непрерывное совершенствование научных, и технологических реалий, но, и это главное, на достижение стратегической конгруэнтности сфер производства, обращения, потребления, накопления и духовной культуры общества.

Научное изучение тенденций изменения организаций того, чем они были и чем стали в настоящее время, поможет найти средства обеспечить и ускорить новые успехи бизнеса. Организация должна быть способна к созданию таких активов, которые принесут отдачу в относительно отдалённом будущем. Преимущества организаций, осуществляющих свою деятельность согласно научному долгосрочному предвидению очевидны. Натиск внешних обстоятельств требует от каждой организации управления стратегическими неопределённостями, реагирования на турбулентность внешней среды. Неотложность решения таких задач выявила необходимость создания специальной науки – стратегического менеджмента. Именно он призван выявить направления действий организации в рыночной среде.

Стратегическое управление позволяет взглянуть на проблемы предприятия в долгосрочной перспективе, расширить горизонт мышления менеджеров, не сводя его к простой экстраполяции прошлого опыта, так как мониторинг внешней и внутренней среды имеет два направления – во-первых, это отслеживание происходящих изменений, во-вторых, их сознательное создание для формирования бизнес-среды будущего.

Какова же необходимость стратегического управления для современных организаций? П. Друкер говорил: «… но завтра всегда наступает. Оно всегда разное, и даже самая сильная компания оказывается в затруднении, если до этого она не работала на будущее. Она потеряет всё своё лидерство и исключительность, и всё, что от неё останется, - лишь её большие накладные расходы. Она не сможет ни контролировать, ни даже понять происходящее; не осмелившись взять на себя риск совершить что-то новое, она поневоле берёт на себя больший риск – удивляться тому, что произошло. А этот риск таков, что даже самая большая и богатая компания не может с ним справиться, и подвергаться этому риску не стоит даже самой маленькой компании». Организация, которая не ведёт борьбы за необходимые перемены не может достигать состояния баланса стабильности изменений, выходит из под контроля и погибает.

Приоритетами современной преуспевающей организации являются стратегическое мышление, стратегическое планирование, сам процесс стратегического менеджмента.

Необходимость стратегического подхода к бизнес-процессам очевидна. Она определяется общими моментами видения стратегического управления рынками, предприятиями, финансами; продуманным внедрением изменений.

Жизнь общества неразрывно связана с обеспечивающими её существование процессами – производством, обменом, научными исследованиями, а следовательно с управлением ими. Стратегическое управление должно постоянно учитывать появление новых проблем и открытие новых, не существовавших ранее горизонтов.

Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей. Их действие проявляется только в деятельности человека и, следовательно, зависит, насколько полно учтены требования объективных законов. Стратегическое управление выступает как основное средство использования экономических законов в процессе совместной трудовой деятельности людей. Оно вызвано не только организационными потребностями совместного труда, но и необходимостью учёта экономических законов, проявляющихся в определении цели, в поиске путей её реализации и в оценке результатов её достижения.

 Однако стратегическое управление является специфическим видом трудовой деятельности человека, выделившимся в процессе разделения труда. А потому помимо общих законов и закономерностей социально- экономической системы, стратегическое управление следует также своим собственным специфическим принципам.

 В методологии стратегического рыночного управления решающее значение приобретает одна из важнейших категорий теории управления, синтезирующая в себе объективность экономических законов и закономерностей управления и характерные черты реальной практики общественного производства, это – принципы стратегического управления.

Принципы стратегического управления определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления. В принципах стратегического управления находят своё выражение основные требования, предъявляемые к построению органов управления, к методам осуществления функций управления и создания успешных бизнес-стратегий.

Взаимосвязь принципов управления и стратегического управления показана на рисунке 1.

 


Рисунок 1 - Взаимосвязь принципов управления и стратегического управления

 

Принципы стратегического управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности, они отражают идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться. Реализация этих принципов является критерием эффективности и научности управления на всех его уровнях.

 Управленческие действия не создают сплошь новой действительности. Но талантливые руководители привносят в жизнь организаций необходимое своеобразие и разнообразие.

 Противоречие и отрицание две стороны одного явления. Они порождают, помимо движения, потенциальную нарушимость принципов стратегического управления, получающая выражение в хорошо известном понятии логической ошибки. Конечно, между правильными и неправильными ответами есть свободный выбор, определяющий двоякий характер управления – научности и интуитивности принимаемых решений. И нужный результат зависит от точки зрения оценивающего, от его целевых установок.

Не нарушимы лишь закономерности, а без отрицания старого не было бы науки. Научность стратегического управления выражена в следовании объективным законам, принципам и закономерностям управления. Они могут послужить базой творчеству в управлении, но творчество в отличии от научности невозможно без воображения и вдохновения. В то же время нельзя забывать, что вдохновение, которое игнорирует жизнь – само игнорируется жизнью, и, как бы нам не хотелось, оно диктуется нам в рамках общепризнанных объективных законов. Воображение действительности облегчает жизнь, предвосхищает будущее. По словам Дж. Китса: «Воображение подобно сну Адама, когда он проснулся и увидел, что всё это правда». И именно «правда» жизни следует определённым законам и закономерностям, а в управлении «не следование» правде может привести к волюнтаризму в принятии решений.

Закон противоречия подсистем управления означает наличие в управленческих конструкциях внутренней разрушающей силы, основанной на истинности значений прямо противоположных интересов в системе «руководство- подчинение».

Нельзя никому запретить мыслить противоречиво, истинность суждений даже в первоначальной фазе нельзя проверить практикой. Только с течением времени, в будущем, можно сказать о «правильности» принятого решения. Следствие, вытекающее из закона противоречия – предостережение против использования противоречивых конструкций. Такое возможно, но одномоментно, в той или иной точке деятельности при кратком совпадении интересов управляющей и управляемой подсистем. И невозможно постоянно, так как противоречие – это основа движения, двигатель, заводимый от «искры», возникающей при сопоставлении истинности

Стратегический менеджмент является философией управления, более полным способом управления бизнесом, и он должен быть основан на определенных принципах.

Принципы стратегического менеджмента задают конкретное направление в управлении организацией. Их использование приводит к созданию такой среды, в которой люди могут действовать как личности и, кроме того, для достижения целей группы. Они жизненно важны для успешного введения процесса долгосрочного планирования в организацию.

1.Принцип обязательного следования запланированному подходу к принятию стратегических решений, как со стороны персонала, так и со стороны высшего руководства. Заинтересованность top-менеджера в следовании выбранной стратегии должна быть столь же очевидна для организации, как и то что это именно та философия, которой должна следовать вся организация.

2.Принцип связи стратегических решений с долгосрочными результатами. Все менеджеры, в том числе и не вовлеченные в подготовку формальных планов, должны быть мотивированы к оценке логического долгосрочного результата своих решений.

3.Принцип объективности стратегических решений. Этот принцип достижим с помощью:

 

  • анализа всех доступных данных о внешней и внутренней среде;
  • эффективной информационной системы управления;
  • использования соответствующих процедур и технологий управления;
  • контринтунтивности мышления;
  • научного принятия решений;
  • соответствия предлагаемого образа действий корпоративной культуре и структуре организации.

 

4.Принцип фиксации результатов стратегических решений.

Альтернативные варианты решений являются одной из причин постоянной записи проблем. Сам факт записи фокусирует основные моменты в сознании и приводит к более ясному пониманию проблемы. С помощью записей ожидаемый эффект во-первых, измеряется количественно, а во-вторых, с ее помощью гораздо легче удостовериться в том, что нормативы, заданные ранее, были действительно достигнуты.

5.Принцип командного подхода, основанный на коммуникации разных уровней иерархии организации. Менеджеры должны привлечь к созданию стратегий ответственных за ее выполнение людей и создать благоприятную атмосферу для обслуживания проблем и выработки идей.

6. Принцип открытого подхода. Следует поощрять идеи из различных областей организации, поощрять свободное высказывание персоналом, как предложений, так и критики стратегий.

7.Принцип нормативной консолидации, дополняющий вышеизложенный принцип. Для составления и внедрения стратегий необходимо привлекать фирмы, входящие в структурные различные подразделения крупной организации (холдинга, корпорации). Такие фирмы имеют относительную самостоятельность, либо являются дочерними.

 8.Принцип учета слабых сигналов из внешней среды. Без них невозможно ни моделирование стратегий, ни корректировка планов (рисунок 2).


Рисунок 2 - Влияние слабых сигналов внешней среды на динамическую модель стратегического управления

9.Принцип распространения стратегического похода на все уровни организации. Философия менеджмента должна быть всеобъемлющей, то есть каждый в организации должен быть знаком с выбранной стратегией. Здесь мы опять имеем дело с принципами командного и открытого подходов.

10.Принцип анализа социальных изменений в обществе. Организация, для успешного стратегического управления, обязана отслеживать изменения в жизни людей, а также соблюдать баланс интересов различных социальных институтов и социальных групп.

11.Принцип анализа политических изменений. Возрастающая сложность современного бизнеса требует высокого качества политических прогнозов и специальных исследований в области макроэкономики. Каждое предприятие находится под влиянием экономики той страны, в которой она действует, но не каждая точно повторяет все взлеты и падения экономического цикла.

12. Принцип ситуационного управления по прогнозированию возмущений внешней среды.

 13.Принцип программно-целевого обеспечения стратегического управления.

14.Принцип необходимого разнообразия, управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система.

15.Принцип создания устойчивых конкурентных преимуществ. Основан на использовании невоспроизводимых конкурентами активов и компетенций. Наличие в стратегии устойчивых конкурентных преимуществ один из лучших критериев её пригодности. Если организация не имеет или не может создать конкурентных преимуществ, которые она будет сохранять за собой в течении длительного периода времени, она не имеет основания расчитывать на высокую долгосрочную прибыль.

16.Принцип синергизма, базирующегося на дополнительном преимуществе от сотрудничества бизнес – единиц. Две сотрудничающие стратегические бизнес-единицы оказываются лучше тех же двух независимо оперирующих бизнес – единиц. Принцип синергизма предполагает повышение эффективности деятельности за счёт совместного использования ресурсов – синергия технологий и издержек, рыночной инфраструктуры – совместный сбыт или сфер деятельности – синергия планирования и управления.

17.Принцип стратегической гибкости. Организация должна создавать такие технологии и организационные структуры, которые бы во-первых, не плелись в хвосте изменений, во вторых, не препятствовали бы им, а поддерживали бы их. Это возможно при умении распознать будущие возможности и угрозы.

18.Принцип снижения риска. Тщательный анализ позволяет высветить тьму неопределенного будущего, обеспечить реальное изображение возможного отклонения прибыли от прогнозируемого результата стратегий.

19. Принцип ориентации на внешнюю среду – на покупателей, конкурентов, рынок. Система стратегического управления ставит целью разработку рыночных стратегий, отражающих потребности покупателей и общества.

20.Принцип связей стратегического менеджмента с разными научными дисциплинами. Комплексное развитие наук позволяет выявить для стратегического менеджмента такие научные идеи, которые «подталкивают» и его развитие. Знания являются активом любой организации.

21.Принцип следования предпринимательскому стилю, т.е. создание таких организационных форм и вспомогательных систем, которые позволяют организации активнее использовать, открывающиеся перед ней возможности. Например, известно, что в США в 2000 году только 13% пожилых людей пользовались услугами Интернета, такие группы людей не принимающих современных достижений, называют «технологическими пессимистами». Поэтому в быстроразвивающихся отраслях – компьютерные игры, услуги Интернета – стратегия организации должна быть направлена не только на создание новых продуктов, но и на формирование рынка потребителей, среды, благоприятной для развития предпринимательства.

А.Н. Люкшинов в книге «Стратегический менеджмент» [1] определяет такие принципы стратегического управления:

 

  • экономичность и эффективность. Разработка и реализация стратегии организации строится исходя из имеющихся ресурсов и нацелена на превышение результатов над затратами в определённом плановом периоде;
  • выделение доминанты развития. Определение перспективы, которая открывается перед организацией с точки зрения роста, нормы прибыли, стабильности и технологии; выделение на этой основе стратегических зон хозяйствования и стратегических хозяйственных центров. Стратегическая зона хозяйствования (СЗХ) – отдельный сегмент окружения, на который организация имеет (или хочет) получить выход. Стратегический хозяйственный центр (СХЦ) –внутриорганизационная единица, отвечающая за выработку стратегических позиций организации в одной или нескольких зонах хозяйствования.

 

 

Говоря о принципах стратегического менеджмента, нельзя забывать об организационной культуре, связанной с ценностями организации, убеждениями, традициями, стилем работы и внутренней средой организации. Дело в том, что « основные принципы организационной культуры, чувство духовной общности, присущее работникам компании, оказывают гораздо большее влияние на результаты деятельности, чем технологические или экономические ресурсы, организационная структура, инновации или нормирование времени. Безусловно, всё это также необходимо для успеха. Но основным фактором успешной деятельности компании является приверженность её работников основным принципам организационной культуры.»[2]

Системы принципов стратегического управления изменяются в процессе развития стратегических зон хозяйствования. Тем не менее основные принципы стратегического управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают общие требования к системе долгосрочного управления бизнес-процессами.

Необходимость стратегического рыночного управления вызвана дефицитом самого ценного организационного ресурса – времени. Не ожидание, а создание благоприятных возможностей позволяет решить основные проблемы организации. И такие шаги необходимо заранее предвидеть и планировать.

Рыночное стратегическое планирование позволяет:

 

  • формировать рассмотрение стратегических альтернатив;
  • принять долгосрочный взгляд на вещи;
  • обосновать распределение ресурсов;
  • помочь в стратегическом анализе и принятии решений;
  • создать систему стратегического управления и контроля;
  • обеспечить горизонтальные и вертикальные коммуникации и функционирование координирующих систем;
  • помочь организации справиться с изменениям.

 

Стратегическое рыночное управление представляет собой гибкое, устремленное в будущее реагирование на требования высокотурбулентной внешней среды, носящее утверждающий характер, направленный на мониторинг информационно-ненасыщенных областей с целью обеспечить адекватную реакцию на перемены или создать изменения среды в своих интересах.

Принципы стратегического рыночного управления направлены на концентрацию усилий по созданию долгосрочных активов и навыков, с учетом стратегических направлений, и становятся основой активного управления бизнесом.

 

Список литературы

 

  1. А.Н. Люкшинов Стратегический менеджмент, М.: ЮНИТИ, 2000, стр.21.
  2.  А.А. Томпсон А.Дж.Стрикленд Стратегический менеджмент, М.: «Банки и биржи» Издательское объединение «ЮНИТИ», 1998, стр.518. 

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*