Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методические рекомендации по проведению анализа внешней среды образовательной организации

09.02.2015 1779 2820
Рыжиков Сергей Николаевич
Рыжиков Сергей Николаевич, преподаватель

Лебедянский торгово-экономический техникум

В образовательной организации при составлении плана развития необходимо применять инструмент SWOT-анализа. Для этого необходимо, прежде всего, провести анализ внешней среды образовательной организации, что будет способствовать определению стратегии ее развития.

Целью анализа внешней среды является выявление возможностей и угроз, которые образовательная организация должна учитывать при определении своих целей и их достижении.

Возможности - это положительные тенденции и явления внешней среды, формирующие условия для успешного развития образовательной организации. Это, например, совершенствование оплаты труда в соответствии с его качеством, дальнейшая оптимизация сети образовательных учреждений, привлечение внебюджетных средств в образовательную сферу (к примеру, упорядочение родительской платы за услуги в дошкольных образовательных учреждениях);

Угрозы - это отрицательные тенденции и явления, препятствующие успешному развитию ОО. Это, например, снижение количества учащихся во всех типах образовательных учреждений, снижение привлекательности педагогических специальностей на рынке труда [2], невостребованность подготовленных специалистов на рынке труда из-за несовершенства государственного заказа на подготовку кадров в сфере профессионального образования [2].

Для определения возможностей и угроз конкретной организации необходимо определить значимые для ее развития факторы внешней среды. Для повышения объективности анализа необходимо рассмотреть четыре узловых направления, анализ которых получил название PEST-анализ (Р - политика и право, Е -экономика, S - общество, Т – педагогические технологии).

Примерами политико-правовых факторов являются: уровень государственной поддержки образования; поддержка молодых педагогов со стороны государства, изменение законодательства РФ в области образования, государственное влияние в отрасли, включая долю бюджетных образовательных организаций.

В качестве экономических факторов могут быть выделены: общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад); уровень инфляции; платежеспособный спрос населения, динамика занятости и безработицы; уровень доходов населения и т.п.

В рамках социокультурного направления (S-общество) могут быть рассмотрены такие факторы, как: уровень образования обществе; половозрастная структура населения; изменения в уровне и стиле жизни, демографические изменения, нехватка квалифицированных кадров, отношение к образованию.

Примерами технологических факторов являются: переход на новые образовательные стандарты, повышение требований к качеству образования, развитие информационных технологий.

При определении факторов внешнего окружения конкретной образовательной организации следует учитывать ее специфику, определяемую, например, отраслевой направленностью, размерами и т.п., и выбирать для последующего изучения те факторы, влияние которых на деятельность образовательная организации может быть определено. Например, для образовательной организации СПО, выпускающей специалистов в области металлургии, важно наличие в регионе металлургических предприятий.

Выявленные с учетом вышесказанного факторы внешней среды исследуемой организации следует отразить в таблице 1.

 

Таблица 1 —  PEST-анализ

Р: Политико-правовые факторы

1.

2.

Е: Экономические факторы

1.

2.

S: Социокультурные факторы

1.

2.

Т: Технологические факторы

1.

2.


Например,  для государственного образовательного учреждения СПО, реализующего  государственный заказ по специальностям  в сфере экономики и управления эта таблица может выглядеть следующим образом (таблица 2). 

Таблица 2 —  Пример PEST-анализа ОО СПО

Р: Политико-правовые факторы

1.Высокий уровень государственной поддержки образования.

3.Поддержка молодых педагогов со стороны государства.

3.Создание оптимальных условий для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов.

4.Стимулирование местных стратегических инициатив, направленных на со­циально-экономическое развитие территорий.

Е: Экономические факторы

1. Спад в экономике РФ.

2.Средний уровень инфляции.

3.Падение платежеспособного спроса населения.

4.Низкий уровень безработицы в Липецкой области (0,6%).

5.Падение уровня доходов населения.

 

S: Социокультурные факторы

1. Высокий уровень образования населения.

2. Повышение престижности высшего образования.

3. Повышение престижности технических специалистов.

4. Сокращение количества выпускников школ, в связи с демографической «ямой» конца 90-х годов.

5. Нехватка квалифицированных кадров.

6.Рост числа негосударственных образовательных организаций.

Т: Технологические факторы

1.Переход на новые образовательные стандарты.

2.Повышение требований к качеству образования.

3.Развитие информационных технологий.

 

Далее необходимо рассмотреть сценарий развития факторов, учитывая вероятность наступления событий: 

Высокий уровень государственной поддержки образования - вероятность высокая.

Содействие трудоустройству безработных - вероятность высокая.

Стимулирование местных стратегических инициатив, направленных на со­циально-экономическое развитие территорий – вероятность средняя.

Возможность доступа к новым образовательным технологиям – вероятность средняя.

Возможность привлечения в образование молодых педагогов – вероятность средняя.

Повышение престижности высшего образования - вероятность высокая.

Высокий уровень образования населения будет способствовать желанию выпускников школ получить высшее образование- вероятность высокая.

Спад в экономике РФ, средний уровень инфляции и падение платежеспособного спроса населения приведут к возрастанию потока студентов на бюджетные места.

Повышение требований к качеству образования - вероятность высокая.

Переход на новые образовательные стандарты - вероятность высокая.

Развитие информационных технологий - вероятность высокая.

Отток студентов в негосударственные образовательные организации - вероятность низкая.

Анализ внешнего окружения рекомендуется заканчивать составлением списка возможностей и угроз с учетом степени их значимости для образовательной организации. Для этого используют метод позиционирования путем составления матрицы возможностей и матрицы угроз, что предполагает выполнение следующих действий:

Во-первых, необходимо выявить (по возможности, аргументировано) тенденции развития внешней среды ОО по каждому из указанных в матрице PEST-анализа факторов и определить, что они будут формировать для него - угрозу или возможность.

Во-вторых, необходимо уточнить формулировки по каждому из факторов внешней среды, отразив выявленную тенденцию ее изменения, например: «Недостаточная эффективность научно-исследовательской деятельности в ВУЗах», конкретизируя «Снижение эффективности  научных разработок в высшей школе, «Высокая стоимость образования в частных образовательных учреждениях», конкретизируя «Рост стоимости образования в частных образовательных учреждениях».

Пример, построим таблицу 3, в которой определим, какие факторы будут являться возможностями для осуществления стратегии, а какие угрозами для государственного образовательного учреждения СПО.

Таблица 3 — Возможности и угрозы

Возможности

Угрозы

В 1 Высокий уровень государственной поддержки образования

В 2 Поддержка молодых педагогов со стороны государства

В 3 Создание оптимальных условий для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов

В 4 Стимулирование местных стратегических инициатив, направленных на со­циально-экономическое развитие территорий

В 5 Нехватка квалифицированных кадров

В 6 Средний уровень инфляции

В 7  Падение платежеспособного спроса населения,

В 8 Низкий уровень безработицы в Липецкой области (0,6%)

В 9 Переход на новые образовательные стандарты

В 10 Развитие информационных технологий.

У 1 Высокий уровень образования населения

У 2 Повышение престижности высшего  образования

У 3 Повышение престижности технических специалистов

У 4 Сокращение количества выпускников школ, в связи с демографической «ямой»  конца 90-х годов

У 5 Рост числа негосударственных образовательных организаций

У 6 Падение уровня доходов населения

У 7 Повышение требований к качеству образования

У 8 Спад в экономике РФ

 

 

Таким образом, может быть сформирован список возможностей и угроз образовательной организации.

 В-третьих, каждая возможность ОО должна быть оценена по двум параметрам - степень ее влияния на организацию (сильное, умеренное, малое) и вероятность ее использования (высокая, средняя, низкая) - и занесена в соответствующее поле матрицы возможностей (позиционирована) (таблица 4).

Таблица 4 — Матрица возможностей 

Вероятность использования возможности организацией

Степень влияния возможности на организацию

Сильное влияние

Умеренное влияние

Малое влияние

Высокая вероятность

ПОЛЕ «+»

ПОЛЕ «+»

ПОЛЕ «-»

Средняя вероятность

ПОЛЕ «+»

ПОЛЕ «-»

ПОЛЕ «х»

Низкая Вероятность

ПОЛЕ «-»

ПОЛЕ «х»

ПОЛЕ «х»

 

Итогом позиционирования  возможностей должен стать  вывод об  их значении для ОО, для чего следует учитывать следующее: 

-       возможности, попадающие на поля «+», имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать;

-       возможности, попавшие на поля «-», следует использовать, если у организации имеется достаточно ресурсов;

-       возможности, попадающие на поля «х», практически не заслуживают внимания организации.

Пример матрицы возможностей для государственного образовательного учреждения СПО в таблице 5.

Таблица 5 — Матрица возможносте

Вероятность использования возможности организацией

Степень влияния возможности на организацию

Сильное влияние

Умеренное влияние

Малое влияние

Высокая вероятность

В 9

В 3

В 6

Средняя вероятность

В 5

В 10

В 7

Низкая вероятность

В 1

В 4

В 2

Таким образом, при построении стратегии образовательной организации необходимо использовать следующие возможности:

-       Создание оптимальных условий для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов.

-       Нехватка квалифицированных кадров.

-       Переход на новые образовательные стандарты.

-       Развитие информационных технологий.

Похожая матрица составляется для позиционирования угроз (таблица 3). Для этого они также оцениваются по двум параметрам: возможные последствия для образовательной организации, к которым может привести реализация угрозы (разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, «легкие ушибы»), вероятность реализации угрозы (высокая, средняя, низкая).

Таблица 3 - Матрица угроз 

Вероятность реализации угрозы

Последствия реализации угрозы для организации

Разрушение

Критическое состояние

Тяжелое состояние

«Легкие ушибы»

Высокая вероятность

ПОЛЕ «+»

ПОЛЕ «+»

ПОЛЕ «-»

ПОЛЕ «х»

Средняя вероятность

ПОЛЕ «+»

ПОЛЕ «-»

ПОЛЕ «х»

ПОЛЕ «-»

Низкая вероятность

ПОЛЕ «-»

ПОЛЕ «х»

ПОЛЕ «-»

ПОЛЕ «-»

Итогом  позиционирования  угроз  также  должен  стать  вывод  об   их значении для образовательной организации, для чего следует учитывать следующее:

-       угрозы, которые попадают на поля «+», представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения;

-       угрозы, попавшие на поля «-», также должны находиться в поле зрения администрации учебного учреждения и быть устранены в первостепенном порядке;

-       угрозы, находящихся на полях «х», требуют внимательного и ответственного подхода к их устранению;

-       угрозы, попавшие на поля «-», также не должны выпадать из поля зрения администрации образовательной организации. В этом случае должно осуществляться внимательное отслеживание их развития, хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения.

Посмотрим на примере, как работают приведенные формы анализа.

Таблица 3 - Матрица угроз государственного образовательного учреждения СПО, реализующего  государственный заказ по специальностям  в сфере экономики и управления 

Вероятность

реализации

угрозы

Последствия реализации угрозы для организации

Разрушение

Критическое состояние

Тяжелое состояние

«Легкие ушибы»

Высокая вероятность

У 3

У 2

У 7

У 5

Средняя вероятность

-

У 4

У 6

-

Низкая вероятность

У 1

-

У 8

-


В приведенном примере образовательной организации необходимо избежать следующих первоочередных угроз:

-       повышение престижности технических специалистов;

-       повышение престижности высшего  образования;

-       сокращение количества выпускников школ, в связи с демографической «ямой» конца 90-х годов;

-       повышение требований к качеству образования

-       падение уровня доходов населения.

Для рассматриваемого государственного образовательного учреждения СПО, реализующего  государственный заказ по специальностям  в сфере экономики и управления будут актуальны следующие сценарии:

−       Введение технических специальностей СПО.

−       Расширение количества бюджетных мест.

−       Маркетинг рынка образовательных услуг с целью выявления специальностей, востребованных на рынке труда.

−       Применение информационных технологий (дистанционного обучения) для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов.

−       Углубление работы по повышению качества образования.

Приведенные элементы возможностей и угроз являются основанием для составления SWOT-анализа образовательной организации.

 

Список использованной литературы

 

  1. Закон Липецкой области Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период  до 2020 года.  Принят постановлением  Липецкого областного совета депутатов от 19 декабря 2066 г№60 пс.
  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент, Издательство: Экономистъ, 2004 г.  – 528 с.
  3. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. – Москва - Новосибирск: ИНФРА-М, Сибирское соглашение, 1999. – 288 с.

 

 

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*