Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование учебных пособий по дисциплинам управленческого цикла

09.02.2015 986 1626
Рыжиков Сергей Николаевич
Рыжиков Сергей Николаевич, преподаватель

Лебедянский торгово-экономический техникум

Модель среднего специального образования в настоящее вре­мя складывается из пяти компонентов. Это научение обучающе­му поведению, развивающие формы обучения, практическое обу­чение, самостоятельное обучение, традиционное обучение — лек­ции, семинары, практические работы, написание курсовых работ и дипломных проектов.

Освоение студентами управленческих дисциплин складыва­ется не только из изучения научных основ управления, но и из ов­ладения экономическим мышлением. Менеджерам необходимо знать, как зарабатываются средства, как их правильно распреде­лить и провести контроль за расходованием. Именно отсюда, из житейской повседневной логики, рождается то, что называют «предпринимательской жилкой» и, осваивая жизненные приме­ры, человек становится настоящим хозяином на своем предпри­ятии, самостоятельным и ответственным за результаты труда на своем рабочем месте. Заметьте, что приемы менеджмента лучше всего осваивают студенты от 20 лет и старше, имеющие хотя бы минимальный жизненный опыт.

В процессе обучения управлению пригодны в первую очередь те методы, при которых студенты согласовывают свои действия с учебными материалами, включаются в изучаемые ситуации, по­буждаются к активным действиям, переживают состояние успе­ха и соответственно мотивируют свое поведение.

Мы считаем, что в настоящее время ссузы недостаточно обес­печены учебной литературой по управленческим дисциплинам, отвечающей требованиям среднего специального образования. Вы­пускаемая литература предназначена в основном для высших учеб­ных заведений. Решая задачу повышения качества подготовки спе­циалистов, преподаватели нашего техникума ведут большую ра­боту по адаптации существующих учебных материалов к требо­ваниям государственных образовательных стандартов, разработ­ке новых.

Создано учебное пособие «Теория и практика управления» для специальностей СПО.

Основная задача пособия — представить учебный материал по изучению дисциплины «Менеджмент» в доступной для студен­тов форме. Оно включает лекционный материал, вопросы для об­суждения по каждой теме, тесты для проверки усвоения матери­ала, инструкционные карты практических занятий, контрольные вопросы для промежуточной аттестации.

Изучение управленческих дисциплин с использованием учеб­ных пособий строится по определенной методической системе (рисунок 1).




Материал учебного пособия построен таким образом, чтобы задействовать операциональное мышление студентов; основан на определенных целевых установках, изложенных в требованиях к знаниям и умениям выпускников в государственном образователь­ном стандарте СПО. Имея такое пособие на руках, студент мо­жет не конспектировать подробно лекции. Тесты для самопровер­ки и вопросы для обсуждения помогают закрепить изученный ма­териал.

При работе с учебным пособием меняются традиционные функции преподавателя: он становится не предъявителем мате­риала, а организатором учебного процесса. Теперь в его обязан­ности входит разъяснение материала, содержащегося в пособии, демонстрация наглядных примеров, проведение дискуссий по спорным вопросам, и, что самое главное, у преподавателя высво­бождается время для практического освоения изученных тем. Та­ким образом создаются условия для реализации методов разви­вающего обучения.

Пособие предполагает активное формирование и развитие профессиональных умений через использование инструкционных карт практических занятий по темам «Выбор методов управлен­ческого воздействия», «Решение ситуационных задач по распре­делению полномочий», «Определение экономической эффектив­ности управления», «Решение задач по распределению рабочего времени», «Принятие управленческих решений» и т. д. Их цель — приобретение студентами практических навыков руководства коллективом: составление и реформирование управленческих структур, распределение организационных полномочий, приня­тие управленческих решений.

Особое значение для эффективной организации практичес­ких занятий имеют разработанные рабочие тетради по дисципли­не «Управление персоналом» для специальностей «Менедж­мент» и «Государственное и муниципальное управление». Тетра­ди содержат лекционный материал, инструкционные карты практических занятий, практикумы, содержащие задачи для ор­ганизации внеаудиторных самостоятельных работ.

Перед выпол­нением студентами внеаудиторных самостоятельных работ пре­подаватель проводит инструктаж, в ходе которого оговаривают­ся цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентиро­вочный объем работы, основные требования к результатам рабо­ты, критерии оценки, предупреждает студентов о типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Если учесть, что в управлении нет готовых и «правильных» ответов, а есть толь­ко определенные тенденции, то можно представить, какое разно­образие ответов получит преподаватель.

Результатом внеаудитор­ной самостоятельной работы является развитие умения творчес­ки использовать теоретические знания, повышение уровня усво­ения студентами учебного материала.

Учебное пособие «Стратегическое управление бизнес-процес­сами» разработано на основе научной литературы: АЛ.Томпсон, А.Дж. Стрикленд «Стратегический менеджмент»; Д. Хасси «Стра­тегическое планирование. Путеводитель менеджера»; Д. Аакер «Стратегическое рыночное управление. Бизнес-стратегии для ус­пешного менеджмента»; журналов «Менеджмент в России и за ру­бежом»; учебной литературы: О.С. Виханский «Стратегическое уп­равление», Р.А, Фатхутдинова «Стратегический менеджмент». Гла­ва «Проблемы внедрения стратегических изменений» подготов­лена по материалам школы «Masterofbusinessadministration», этот раздел рекомендуется студентам для самостоятельного изучения с целью углубленного изучения дисциплины «Стратегический ме­неджмент».

Практические занятия по стратегическому менеджменту под­готовлены по материалам учебников О.С. Виханского и А.И. Наумова «Менеджмент. Практикум», А.К. Семенова «Стратегичес­кий менеджмент. Практикум».

Учебное пособие «Стратегическое управление бизнес-процес­сами» состоит из 7 разделов. Первый раздел рассказывает о струк­туре, задачах и принципах стратегического менеджмента, второй — об управлении стратегическими изменениями, третий — о стра­тегических целях, миссии и корпоративных ценностях организа­ции, четвертый — об оценке и анализе внешней среды организа­ции, пятый содержит материал об управленческом исследовании внутренней среды организации, в шестом разделе рассказано об анализе стратегических альтернатив, седьмой раздел учебного по­собия раскрывает сущность процессов реализации стратегичес­кого контроля и оценки стратегического плана.

Цель учебного пособия по дисциплине «Стратегический ме­неджмент» — научить студентов пользоваться инструментами ана­лиза долгосрочного управления и планирования, устанавливать взаимосвязь между концепциями уже изученных дисциплин «Ме­неджмент», «Управление персоналом», «Основы экономической теории», «Микроэкономика», «Философия», а главное — разви­тие творческого стратегического мышления.

Большая работа проделана по составлению сборника инструк­ционных карт по дисциплине «Управленческая психология».

Цель сборника — научить студентов методам психологических исследований, применяемых для изучения личности работника, состояния морально-психоло­гического климата в коллективе, измерения уровня аффилиации сотрудников.

В сборнике широко представлены методики само­анализа психологических способностей — памяти, внимания, а также методы релаксации и аутотренинга. Однако необходимо от­метить, что при оценке выполнения практических работ по уп­равленческой психологии перед преподавателем встает ряд труд­ностей, так как результатами работ являются итоги самоанализа и самооценки.

Для студентов заочной формы обучения по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» разработано учебно-методическое пособие по изучению дисцип­лины «Менеджмент», включающие в себя рабочую программу, ин­струкционные карты практических занятий, вопросы для само­контроля, перечень самостоятельных работ по углубленному изу­чению тем, методические рекомендации для изучения учебного материала, контрольные задания.

Особенностью изучения менедж­мента для бухгалтеров является включение тем по психологии уп­равления и самоменеджменту.

Задания контрольных работ составлены таким образом, что­бы студенты имели возможность использовать в ответах весь на­копленный профессиональный опыт, что особо учитывается при оценке их выполнения.

Системное использование разработанных для организации об­разовательного процесса учебных пособий по дисциплинам уп­равленческого цикла на занятиях позволяет студентам не только качественно изучить теоретический материал, но и приобрести креативные профессиональные умения.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*