Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Анализ внедрения ФГОС с точки зрения инновационной модели развития СПО

09.02.2015 708 1004
Рыжиков Сергей Николаевич
Рыжиков Сергей Николаевич, преподаватель

Лебедянский торгово-экономический техникум

Среднее профессиональное образование в РФ это система призванная быть включенной в новую экономику. В статье С. Ю. Глазьева «Как построить новую экономику» дается такое определение: «Под новой экономикой обычно понимается экономика знаний, которая ведет себя совершенно иначе, чем привычная нам экономика материальных благ». И далее: «Знания можно уподобить философскому камню в экономике - они дают возможность бесконечного самовоспроизводящегося экономического роста, подъема благосостояния и качества жизни населения».

Среднее профессиональное образование это постоянно развивающийся процесс. Начиная с 90-х годов Минобрнауки ввело уже 3 стандарта среднего профессионального образования. Все они направлены на осуществление прогрессивных изменений образовательного процесса. Рассмотрим особенности развития среднего профессионального образования как системы и процесса на современном этапе в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта.

Развитие процесса нормативного обеспечения среднего профессионального образования характеризовалось следующими этапами:

-принятие Закона об образовании 1992г.;

- принятие Закона об образовании в Российской Федерации 2013г.;

- принятие приказов Министерством образования и науки, в целях создания нормативной базы образования;

- реализация актов субъектов РФ об образовании;

- принятие локальных актов образовательных организаций.

Развитие инновационного процесса среднего профессионального образования, на современном этапе, включает в себя:

- стадию подготовки предпосылок создания данного процесса, это внешнее движение было осуществлено путем введения ФГОС СПО в 2010 году;

- стадию перехода к внутреннему движению, здесь мы наблюдаем подготовку ОПОП (основной профессиональной образовательной программы) по конкретным специальностям и профессиям в каждой ОО (образовательной организации), согласно требованиям ФГОС и Закона об образовании в РФ; подготовку локальных актов ОО и другой нормативной и учебно-методической документации, соответствующих ФГОС.

- на третьей стадии происходит формирование, преобразование новыми процессами тех условий из которых он возник - обучение по-новому, использование новых форм организации учебного процесса, творческого подхода реализации ФГОС, подготовка выпуска специалистов, ориентированных на разнообразные потребности рынка;

-четвертая стадия – это собственно развитие, устойчивое существование и накопление опыта педагогической, административной, учебно-методической деятельности, на основе разработанных Минобрнауки основных принципов и организационных механизмов, в новых условиях существования системы образования.

- пятая стадия – разрушение процесса – отказ от «старых» образовательных стандартов, в связи с прекращение набора на специальности и завершения выпуска специалистов, обучившихся по ГОС СПО. Прекращение правоприменительной деятельности Закона об образовании 1992г.

Введение ФГОС СПО это эволюционный этап в развитии образования, вызванный количественным накоплением усовершенствований и педагогического опыта, что потребовало серьёзных качественных изменений. Форма развития образования на основе ФГОС СПО отражена в таблице 1.

 

Таблица 1 — Форма развития образования на основе ФГОС СПО

Признак

Форма развития

Характеристика

Результат развития

Эволюционная

Постепенное изменение

Источник развития

Экзогенная

Источник развития находится вне объекта

Механизм развития

интенсивный

Использование качественно новых элементов

 

Экзогенный характер федеральные государственные образовательные стандарты СПО носят в связи с тем, что они были созданы Минобрнауки РФ и представляют собой интервенцию взглядов передового образовательного консалтинга в систему СПО. Развитие в данном случае происходит «сверху - вниз», такой приём называется методом организационного развития.

Преимущества подхода «сверху - вниз»:

1.     обеспечение соответствия специфическим условиям образовательных организаций;

2.     предварительное планирование курса действий;

3.     сокращение времени и затрат на внедрение ФГОС СПО.

Но, в то же время, подход «сверху – вниз» может недостаточно воодушевлять и мотивировать персонал образовательных организаций. Не обеспечивает его активного участия в управлении внедряемых сверху указаний.

Цель методов организационного развития – внедрение в менталитет педагогического сообщества осознания необходимости, возможности и неизбежности перемен и нововведений, уменьшение несоответствия интересов субъектов и объектов управления образовательных организаций. И более того – создание пространства для единства этих интересов.

В экзогенной форме развития скрыты определенные противоречия, так не учитывается мнение преподавателей СПО, профессионалов с большой буквы, имеющих колоссальный опыт работы; происходит ориентирование на «чисто западные» функциональные модели образования; слабо учитываются российские реалии. Преодолеть экзогенную форму развития образования было призвано всенародное обсуждение Закона об образовании в РФ. Общеизвестно, что за альтернативный закон об образовании проголосовало чуть менее половины депутатов Государственной Думы ФС РФ. Да, некоторые неосновные моменты были учтены в окончательной редакции Закона.

На основе рассмотренных стадий развития можно выделить следующие структурные источники прогресса образования:

1.     развитие на основе педагогического опыта;

2.     привлечение молодежи в образование;

3.     инвестиции;

4.     развитие на основе инновационной деятельности.

Рассмотрим первый источник развития. Привлечение молодежи в педагогические коллективы, омоложение кадров возможно только через повышение престижа профессии учителя и материальное стимулирование.

И здесь мы переходим к третьему структурному элементу развития к инвестициям. Можем ли мы считать современную образовательную организацию высокотехнологичным предприятием? Термин предприятия мы выбрали не случайно. Как в производство продукции вкладываются деньги, так и в процесс образования новых востребованных на рынке труда специалистов должны осуществляться инвестиции. Это вклад не только в новые информационные технологии, но в человеческий потенциал.

Развитие на основе инвестиций требует вложения и в инновационную деятельность (рисунок 1).

 

 

 

Инвестиции в образование

 
=

инвестиции в развитие кадрового потенциала

 

 
+

Инвестиции в МТБ ОО

 
+

Инвестиции в инновационную деятельность ОО

 

 


      Рисунок 1 — Состав инвестиций в образование

 

Следующий структурный элемент развития образования это развитие на основе инновационной деятельности. Управление инновационным процессом в образовании, в частности внедрение ФГОС СПО, предполагает способность прогнозировать результаты этого процесса.

Стратегия управления образовательной инновационной деятельностью (стратегия I уровня, Б) является составной частью общей стратегии развития образовательной организации (главная цель программы, А) и включена в Программу развития ОО на несколько ближайших лет.

Для увязки всех этапов реализации программы может быть составлено «дерево целей». Термин «дерево целей» состоит из двух понятий: «дерево», которое четко описано в теории графов, и «цели», которые, как уже отмечалось, имеют конкретное значение в управлении. Поэтому объединение двух понятий не требует специального объяснения и воспринимается обычно интуитивно, как само собой разумеющееся

В понятии «дерево целей» корень «дерева» отождествляется с главной целью программы, выделение первого уровня вершин соответствует подцелям первого уровня, вершины на следующем уровне определяются подцелями второго уровня и т.д. Подцели нижних уровней «дерева целей» следует рассматривать как средства достижения целей более высокого уровня.

После того, как цели и подцели при помощи «дерева целей» согласованы и ранжированы, программа принимает форму директивного документа Программы развития ОО, обязательного для всех исполнителей. Принятая программа развития подлежит исполнению.

Управление образовательной инновационной деятельностью – это субстратегия стратегии А, отвечающая задачам и являющаяся основой динамичного процесса развития образовательного процесса в ОО. В этой субстратегии (II уровня, Д) должны быть определены цели (И), пути (К) (дорожные карты), методы (Л), источники (М) (в том числе кадровые) эффективного внедрения педагогических инноваций (III уровня). Дерево целей стратегии развития ОО будет выглядеть следующим образом.


Рисунок 2 

  

Где, В – государственный заказ, Г – социальный заказ, Е - механизм реализации программы, Н - развитие социального и образовательного партнерства, П– интеграции ряда образовательных программ с реальным производством, в том числе посредством предоставления образовательных услуг ведущими предприятиями соответствующих отраслей; Р – создание системы независимых от институтов образования профессиональных стандартов и экзаменов, обеспечивающих постоянную отбраковку устаревших образовательных программ, включая механизмы независимого присвоения квалификаций выпускникам учреждений СПО, С - развитие ресурсной базы, в том числе постоянное совершенствование материально-технической базы, Т- ФГОС СПО.

 

Рисунок 2 — Дерево целей стратегии развития ОО

 

Анализ внедрения ФГОС позволяет составитьинновационную модель развития СПО (рисунок 3).

Инновационная модель развития СПО в настоящее время не имеет элемента эндогенного (идущего снизу - вверх) характера инноваций. К сожалению такая ситуация сложилась в большинстве образовательных организаций области.

Осуществляемый подход к инновационной модели развития в настоящее время можно назвать превентивным или опережающим: руководство составляет план работы, но не имеет средств влияния. И конечно он должен быть изменён на проактивный подход, носящий черты программно-целевого развития, когда руководство ОО имеет не только план инновационного развития, но и средства влияния на ситуацию в целом.

Такой подход должен быть:

-       рациональным – иметь качественный прогноз развития;

-       эволюционным, что исключает резкие, одноразовые скачки, объективно неоправданные революционные перевороты и предполагает выбор промежуточных этапов, составляющих постепенный, эволюционный процесс развития;

-       директивным, сущность этого подхода заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения и т.п.);

-       стратегическим;

-       синергетическим, обозначающим переход количества элементов в новое качество, умножение их усилий в противоположность простой сумме действий элементов. 


Рисунок 3

Рисунок 3 — Инновационная модель развития СПО

 

Развитие инновационной модели СПО, внедрение эндогенного характера развития, не в противовес, а в дополнение к экзогенному видится в создании атмосферы открытости, информированности всех субъектов образовательного процесса, что должно привести, на наш взгляд, к повышению качества среднего профессионального образования, переходу к новой экономике – экономике знаний.

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*