Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Модульная объектно-ориентированная динамическая информационно-образовательная среда в учреждении среднего профессионального образования как механизм подготовки конкурентно-способного специалиста

09.02.2015 1157 1814
Ривкина Марина Леонидовна
Ривкина Марина Леонидовна, преподаватель

Южно-Уральский многопрофильный колледж

В современном обществе возрастает влияние образовательной среды как на сам образовательный процесс и его результаты, так и на отношения в образовательной сфере субъектов образования. Решение данной проблемы предполагает разработку новой модели информационно-образовательной среды, учитывающей специфику и уровень оснащенности учреждения профессионального образования. При создании и функционировании информационно-образовательной среды изменяется и модель управления образовательным процессом в учреждениях профессионального образования, и система взаимоотношений педагога и обучающегося, и значение внешних воздействий на образовательный процесс.

 В современном информационном обществе возрастает влияние образовательной среды как на сам образовательный процесс и его результаты, так и на отношения в образовательной сфере самих субъектов образования. Системное решение данной проблемы предполагает первоначально разработку модели информационно-образовательной среды (далее — ИОС), учитывающей особенности конкретного образовательного учреждения, а затем внедрение этой модели и ее последующее функционирование. Феномен информационно-образовательной среды активно исследуется в современной отечественной педагогике и социологии (А. А. Андреев, Г. Ю. Беляев, И. Г. Захарова, С. В. Зенкина, Ю. Г. Коротенков, Э. Г. Скибицкий, В. И. Солдаткин и др.).

Исследователи предлагают различные подходы к пониманию сущности организации такой образовательной среды, но они согласны друг с другом в том, что информационно-коммуникационные технологии существенно расширяют содержание, состав и возможности компонентов традиционного образовательного процесса [1–4]. Сам термин «информационно-образовательная среда» обозначает новую сущность интеграции образовательной и информационной сред, трактуется в педагогике как «системно организованная совокупность информационного, технического и учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного пространства» [2]. Исследователь И. Г. Захарова считает, что переход к реальной информатизации образования «возможен только на основе единой образовательной информационной среды, формируемой всеми участниками образовательного процесса» [3, с. 11]. И. Г. Захарова рассматривает информационно-образовательную среду учреждения высшего профессионального образования как «сложную систему, аккумулирующую, наряду с программно-методическими, организационными и техническими ресурсами, интеллектуальный, культурный потенциал, содержательный и деятельностный компоненты, самих обучаемых и педагогов» [3, с. 59].

Информационно-образовательная среда, созданная на базе высокотехнологичных средств информатизации, представляется сегодня как ключевая составляющая образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования. При этом важно понимать, что при создании новой информационно-образовательной среды изменится и модель управления образовательным процессом, и система взаимоотношений педагога и обучающегося, и значение внешних воздействий на образовательный процесс.

 Проектируя модель информационно-образовательной среды необходимо опираться на следующие теоретические положения:

 

  1. ИОС создается и функционирует на основе нормативно-правовых документов, которые оказывают существенное влияние на сферу образования и в определенном объеме включаются в образовательный процесс.
  2. ИОС строится как интегрированная многокомпонентная система, компоненты которой соответствуют, с одной стороны, учебной, внеучебной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся, а с другой — измерению, контролю и оценке результатов обучения.
  3. ИОС — это педагогическая система плюс ее обеспечение, включающее компьютерно-информационную, материально-техническую, финансово-экономическую, нормативно-правовую, маркетинговую подсистемы, а также подсистему менеджмента. Функционирование всех подсистем должно быть направлено на достижение образовательных целей.
  4. ИОС должна опираться на развитую IT-инфраструктуру, которая представляет собой комплекс программных, вычислительных и телекоммуникационных средств, связей между ними и технического персонала, обеспечивающего предоставление информационных ресурсов субъектам образовательного процесса.
  5. Эффективность ИОС определяется степенью ее воздействия на результаты образовательного процесса, характер межличностных отношений, профессиональное и социокультурное развитие обучающегося.
  6. Информационно-образовательная среда, отражая всю деятельность учреждения профессионального образования, содержит не только открытую для свободного доступа информацию: имеется определенная информация, которая, как и персональная информация, по действующим законам РФ не подлежит свободному распространению. Вместе с обеспечением свободного доступа к открытой информации должны создаваться и средства охраны необходимой конфиденциальности.

 

Создание модели информационно-образовательной среды в учреждении среднего профессионального образования предполагает, на мой взгляд, четкое определение целей ее функционирования и принципов разработки.

Цели функционирования ИОС в колледже:

 

  • качественная реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов СПО по реализуемым специальностям;
  • полное и оперативное удовлетворение информационных потребностей всех субъектов образовательного процесса, связанных как с реализацией образовательных программ, так и с профессионально-личностным развитием;
  • оптимизация и согласование информационных потоков в колледже, экономия временных, материальных и кадровых затрат.
Принципы разработки ИОС:
  • технологическая полнота (ИОС должна объединять и предоставлять пользователям все сервисы, необходимые для решения поставленных учебно-дидактических задач);
  • содержательная полнота (контент ИОС должен включать учебные и организационные материалы для осуществления учебной деятельности студентов);
  • дидактическая обусловленность коммуникации (ИОС должна обеспечивать все виды удаленного взаимодействия субъектов образовательного процесса, в том числе в режимах offline и online);
  • обеспечение управления образовательным процессом (в ИОС должны содержаться модули, обеспечивающие сбор информации об успешности хода обучения, а также ее обработку и хранение);
  • принцип направленности на личностное развитие (ИОС должна стимулировать познавательную активность обучающегося).

 

При создании модели информационно- образовательной среды колледжа были выделены подсистемы образовательной системы. Основные подсистемы образовательной системы колледжа можно представить таким образом:

 

  • подсистема «Учение и профессиональное становление личности»;
  • подсистема «Профессиональное обучение»;
  • подсистема «Управление образовательным процессом»;
  • методическая подсистема;
  • подсистема информационного обеспечения;
  • подсистема технического обеспечения;
  • подсистема «Взаимодействие с внешними системами».

 

Данные подсистемы образовательной системы колледжа организуются субъектами образовательного процесса (административно- управленческий персонал, методисты, педагоги, обучающиеся, технические специалисты, библиотекари, родители обучающихся) и перестраиваются в соответствии с целями функционирования ИОС. Жизнеспособность той или иной подсистемы может обеспечиваться через набор программно-технических компонентов для наполнения контента информационно-образовательной среды. Значение термина «контент» в этом смысле определяется как «информационно и содержательно значимое наполнение информационного ресурса» [4].

Программно-технические компоненты ИОС колледжа могут быть представлены таким образом:

 

  • модули внедряемой системы АСУ ProСollege («Образовательный портал», «Административное сопровождение образовательной деятельности», «Журнал оценок, обучающихся» [4]);
  • web-портфолио обучающихся колледжа, web-портфолио педагогов колледжа;
  • медиаресурсы библиотечного фонда колледжа;
  • система файлообменников для заочного обучения студентов;
  • web-сайт колледжа;
  • электронная почта (переписка субъектов образовательного процесса).

 

Внедрение данной модели информационно-образовательной среды предполагает решение в ближайшее время следующих ключевых задач:

 

  1. совершенствование и развитие IT-инфраструктуры колледжа;
  2. внедрение и постоянное функционирование автоматизированной системы управления ProCollege;
  3. обучение руководящих и педагогических работников колледжа технологии работы в условиях единой ИОС;
  4. разработка педагогами колледжа предметных учебных курсов, и их адаптация к условиям ИОС;
  5. получение обучающимися доступа к электронным образовательным ресурсам колледжа.

 

Таким образом, создание современной информационно-образовательной среды и ее реальное функционирование в учреждении среднего профессионального образования позволит на высоком уровне осуществлять профессиональное обучение специалистов на основе федеральных государственных образовательных стандартов, повысить имиджевую привлекательность специальностей, обеспечить соответствие качества предоставляемых образовательных услуг актуальным и перспективным потребностям личности и общества.


Библиографический список  

 

  1. Андреев, А. А. Прикладная философия открытого образования: Педагогический аспект [Текст] / А. А. Андреев, В. И. Солдаткин. — М.: РИЦ «Альфа», 2012. — 104 с.
  2. Беляев, Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных образовательных учреждениях [Текст] / Г. Ю. Беляев. — М.: ИЦКПС, 2010.
  3. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И. Г. Захарова. — М.: ИЦ «Академия», 2013. — 192 с.
  4. Зенкина, С. В. Информационно-коммуникационная среда, ориентированная на новые образовательные результаты [Текст]: монография / С. В. Зенкина. — М.: Просвещение, 2007. — 80 с.

 

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*