Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ современном обществе возрастает влияние образовательной среды как на сам образовательный процесс и его результаты, так и на отношения в образовательной сфере субъектов образования. Решение данной проблемы предполагает разработку новой модели информационно-образовательной среды, учитывающей специфику и уровень оснащенности учреждения профессионального образования. При создании и функционировании информационно-образовательной среды изменяется и модель управления образовательным процессом в учреждениях профессионального образования, и система взаимоотношений педагога и обучающегося, и значение внешних воздействий на образовательный процесс.
В современном информационном обществе возрастает влияние образовательной среды как на сам образовательный процесс и его результаты, так и на отношения в образовательной сфере самих субъектов образования. Системное решение данной проблемы предполагает первоначально разработку модели информационно-образовательной среды (далее — ИОС), учитывающей особенности конкретного образовательного учреждения, а затем внедрение этой модели и ее последующее функционирование. Феномен информационно-образовательной среды активно исследуется в современной отечественной педагогике и социологии (А. А. Андреев, Г. Ю. Беляев, И. Г. Захарова, С. В. Зенкина, Ю. Г. Коротенков, Э. Г. Скибицкий, В. И. Солдаткин и др.).
Исследователи предлагают различные подходы к пониманию сущности организации такой образовательной среды, но они согласны друг с другом в том, что информационно-коммуникационные технологии существенно расширяют содержание, состав и возможности компонентов традиционного образовательного процесса [1–4]. Сам термин «информационно-образовательная среда» обозначает новую сущность интеграции образовательной и информационной сред, трактуется в педагогике как «системно организованная совокупность информационного, технического и учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного пространства» [2]. Исследователь И. Г. Захарова считает, что переход к реальной информатизации образования «возможен только на основе единой образовательной информационной среды, формируемой всеми участниками образовательного процесса» [3, с. 11]. И. Г. Захарова рассматривает информационно-образовательную среду учреждения высшего профессионального образования как «сложную систему, аккумулирующую, наряду с программно-методическими, организационными и техническими ресурсами, интеллектуальный, культурный потенциал, содержательный и деятельностный компоненты, самих обучаемых и педагогов» [3, с. 59].
Информационно-образовательная среда, созданная на базе высокотехнологичных средств информатизации, представляется сегодня как ключевая составляющая образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования. При этом важно понимать, что при создании новой информационно-образовательной среды изменится и модель управления образовательным процессом, и система взаимоотношений педагога и обучающегося, и значение внешних воздействий на образовательный процесс.
Проектируя модель информационно-образовательной среды необходимо опираться на следующие теоретические положения:
Создание модели информационно-образовательной среды в учреждении среднего профессионального образования предполагает, на мой взгляд, четкое определение целей ее функционирования и принципов разработки.
Цели функционирования ИОС в колледже:
При создании модели информационно- образовательной среды колледжа были выделены подсистемы образовательной системы. Основные подсистемы образовательной системы колледжа можно представить таким образом:
Данные подсистемы образовательной системы колледжа организуются субъектами образовательного процесса (административно- управленческий персонал, методисты, педагоги, обучающиеся, технические специалисты, библиотекари, родители обучающихся) и перестраиваются в соответствии с целями функционирования ИОС. Жизнеспособность той или иной подсистемы может обеспечиваться через набор программно-технических компонентов для наполнения контента информационно-образовательной среды. Значение термина «контент» в этом смысле определяется как «информационно и содержательно значимое наполнение информационного ресурса» [4].
Программно-технические компоненты ИОС колледжа могут быть представлены таким образом:
Внедрение данной модели информационно-образовательной среды предполагает решение в ближайшее время следующих ключевых задач:
Таким образом, создание современной информационно-образовательной среды и ее реальное функционирование в учреждении среднего профессионального образования позволит на высоком уровне осуществлять профессиональное обучение специалистов на основе федеральных государственных образовательных стандартов, повысить имиджевую привлекательность специальностей, обеспечить соответствие качества предоставляемых образовательных услуг актуальным и перспективным потребностям личности и общества.
Библиографический список
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.