Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование гимнических произведений как средства патриотического воспитания

06.02.2015 410 561
Дрюченко Ольга Николаевна
Дрюченко Ольга Николаевна, преподаватель

Вятский колледж культуры

Нам есть, чем гордиться, и есть, что беречь, -

И хартия прав, родимая речь,

И мир, охраняемый нами,

И доблесть народа, и доблесть того,

Кто нам родней и дороже всего…

А. Ахматова [3]


Патриотическое воспитание является очень важным и значимым компонентом в процессе формирования всесторонне развитой гармоничной личности. Без формирования в человеке нравственных идеалов чувства любви к Родине, стремления к миру, без воспитания в нем сознательности и ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей невозможно полноценное развитие государства.

Патриотизм является глубоким чувством, которое формировалось у людей на протяжении веков и тысячелетий.

Патриотизм представляет собой сложное и многообразное явление. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, патриотизм выступает в качестве важнейшей составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданской зрелости и социальной активности личности, является действенной побудительной силой и реализуется в ее деятельности на благо Отечества. Таким образом, патриотизм можно определить, как любовь и уважение к своему народу, ближним, самому себе, историческому прошлому, языку, культуре [5].

Современное молодое поколение уже не представляет собой того «чистого листа», на который можно свободно написать новые идеи. Молодые люди хотят сами участвовать в создании этих идей, так как они имеют собственное представление об устройстве жизни. Это поколение в ближайшем будущем возьмет на себя ответственность за развитие общества, поэтому очень важно, чтобы ключи от будущего держали в руках люди энергичные, умеющие мыслить масштабно и смотреть далеко вперед, способные решить насущные социальные проблемы [1].

В.В. Путин в одном из интервью с сожалением отметил, что слово «патриотизм» подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное позитивное значение. Это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями; стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Утратив патриотизм, связанную с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения [2].

Одним из главных направлений патриотического воспитания молодежи на сегодняшний день является глубокое изучение государственной символики России. Особое внимание и уважение при этом оказывается гимну России – музыкальному символу величия нашей страны, призванному объединять народ, верить в нерушимость единство и независимость.

Гимн олицетворяет силу, мощь, достоинство, доблесть государства и его народа. Если молодые люди будут знать и чувствовать свои государственные, национальные корни, которые крепки и дают им силу, ведут их к полноценной жизни, то вырастет самодостаточное поколение.

История гимнов уходит в глубокую древность. Гимны возникли намного раньше, чем гербы и знамена. В переводе с греческого (hymnos) - хвалебная песнь в честь богов, героев и победителей.

Знакомство с музыкальной символикой государства, родного края, образовательного учреждения, сопровождающееся историческими комментариями, надолго западает в душу ребят, вызывая интерес к истории и культуре своего народа и края. Это, безусловно, оказывают существенное влияние на эмоциональную сферу учащихся, способствуя формированию интереса к музыкальной культуре, истории своего народа, следовательно, формирует чувства патриотизма [5].

Как показывают наблюдения, значительную часть досуга молодежи заполняет Интернет. Он оказывает влияние на формирование ценностных ориентаций, внутреннего мира, художественных предпочтений, культурных установок, музыкальных вкусов молодежи. Это «общение» в подавляющем большинстве имеет не познавательный, а развлекательный характер. Музыкальные композиции и передачи, вызывающие патриотические чувства, заполняют такую малую долю теле и радиоэфира, что подчас остаются незамеченными и кажутся современным молодым людям чрезмерно серьезными и скучными.

Вообще, музыка – это одно из искусств, имеющих мощнейшие влияние на человека, побуждающая его к тем иным действиям. Она – властительница душ, зачастую повелевающая поведением человека, склоняющая его в ту или иную сторону при выборе действия. Музыка воздействует на тончайшие струны психики. Особенно подвержена ее влиянию молодежь. Слово и звук могут вместе влиять на людей, менять социальную и политическую обстановку в обществе.

В построении процесса патриотического воспитания студентов важно учитывать психологические особенности этого возраста, возрастную предрасположенность к усвоению соответствующих элементов социального опыта и механизмов деятельности.

Юношеский возраст – это период формирования мировоззрения, интеллектуального развития, профессионального самоопределения, активизация физического развития, социального воспитания личности.

Этому возрасту свойственны стремление к самостоятельности поступков, независимости суждении, нетерпимость к мнениям и поступкам, противоречащих их взглядам и убеждениям, бескомпромиссный максимализм в требованиях и оценках.

Человек наиболее ярко проявляет свои положительные качества тогда, когда занимаемое им в жизни место полностью соответствует его склонностям, уровню его возможностей. Объективность, правильность самооценки в эти годы в решающей мере зависят от уровня постановки воспитательной работы в целом, от организации самоуправления, степени самостоятельности и ответственности в выполнении поручений, уровня развития общественного мнения в коллективе и мудрости, такта педагога, умения вовремя и ненавязчиво прийти на помощь обучающимся.

В этом возрасте заметно ускоряется процесс формирования гражданской позиции, углубляется, становится все более осознанным чувство Родины, необходимости ее защиты, растет стремление к самовоспитанию и определенность жизненной цели, правильная самооценка своих сил и возможностей играют в этом далеко не последнюю роль [4].

Воспитательная работа должна быть направлена на формирование лучших качеств личности, в том числе и готовности к служению Отечеству.

Основным стержнем этого процесса должна оставаться система поручений и ответственности, которая должна максимально базироваться на доверии и сотрудничестве.

В нашем учебном заведении сложилась система патриотического воспитания, частью которой является воспитание уважения к гимну как к государственной символике. Преподаватели нашего колледжа Б.М. Игнатьев и О.Н. Дрюченко стали авторами слов и музыки гимнов, посвященных родному городу и своему учебному заведению – Кировскому областному автономному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Вятский колледж культуры».

Большой патриотизм начинается с любви к тому месту, где живешь.


Большая Русь, ее частица Вятка,

Я здесь рожден и этим я горжусь.

И сердце замирает нежно, сладко,

Когда к земле руками прикоснусь.

Над рекою древний Хлынов,

Вятка на семи холмах,

Широко расправил Киров

Крыльев уличных размах.

В небе радуга дугою

Над цветением полей.

Только б мира и покоя

Славной родине моей.


Когда студентов приобщают к знакомству с текстом и музыкой гимна, воспевающему малую родину – они с интересом изучают материал, связанный с историей родного края, его традициями, особенно, когда сами являются участниками творческого процесса. Повышается культурный уровень студентов, возникает потребность в получении новых знаний о родине. Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего отечества.

Сейчас стало престижно иметь свой гимн предприятию, организации или учебному заведению, воспевающий их достижения, традиции и т.д.

Наш колледж – не исключение. Слова гимна знает каждый в колледже, хотя никто специально их не учит. Вновь пришедшим студентам он быстро становится родным.

Изначально  это была скорее песня о колледже, нежели произведение гимнического характера. Но когда по окончании каждого мероприятия (без чьего-либо указания) педагоги и студенты вставали и совместно исполняли ее, когда для вновь пришедших студентов песня сразу становится родной - мы решили, что по своей значимости это и есть гимн.


А когда понять сумеешь - затянулось расставанье

В колледж  ты родной приедешь, как  на первое свиданье.

И протянешь нежно руку - вот он Бог и победитель.

Ах! Спасибо Вам, УЧИТЕЛЬ, за терпенье, за науку!

И музыка,  и магия кулис  уносит в неизвестную высь

Зовет, зовет куда-то за собой… как будто - бы подарена судьбой!


Исполняя этот гимн, студенты испытывают  чувство гордости за колледж, за будущую профессию и  исполнены благодарности педагогам за их сложный и благородный труд.

Пути патриотического воспитания могут быть разными. Главное, чтобы студенты поняли, как ответственно быть гражданином своей страны. Мы, преподаватели, должны помнить, что в деле воспитания настоящего человека нельзя добиться сиюминутного результата. Труд преподавателя всегда окупится, если любить тех, с кем работаешь. Любить тот трудный, разный, порой  неподатливый материал,  с которым мы работаем. Надо отдавать свое сердце детям, любить Родину и верить в счастливое будущее России, которое будут строить наши воспитанники.


Список литературы

  1. Агапова, И.А. Мы – патриоты! [Текст] :  классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: ВАКО, 2008. – 368 с.
  2. Аксиологические аспекты патриотического воспитания в современном российском обществе [Электронный ресурс].  -  Режим доступа: http://vconf.vgi.volsu.ru/?p=809.
  3. Ахматова, А. Стихи и проза  [Текст] / А. Ахматова; сост. В.Д. Прохорова. – М.: Искусство, 1989. – 207 с.
  4. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] : учебник для студ. высш. учеб. завед. / В.С. Мухин. – 11-е изд. перераб. и доп. – М.: Академия, 2007. – 640 с.
  5. Настольная книга по патриотическому воспитанию [Текст] : метод. пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования / авт. – сост. А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашков. – М.: Глобус, 2007. – 330 с. 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*