Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Исследование социальной адаптации детей, воспитанников Вельского детского дома

06.02.2015 984 1442
Бердникова Ирина Анатольевна
Бердникова Ирина Анатольевна, преподаватель

Бламберуска Сергей Яношевич
Бламберуска Сергей Яношевич, студент 4 курса специальности «Народное художественное творчество»

Вятский колледж культуры

Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Об этом свидетельствует статистические данные, представленные в ежегодных государственных докладах «О положении детей в российской федерации» [6, с. 121]. На сегодняшний день выявлено 79990 детей, оставшихся без попечения родителей.

Неутешительна статистика о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты. Ежегодно десятки тысяч сирот выходит из сиротских учреждений в самостоятельную жизнь и большинство из них плохо адаптируются к такой жизни. В результате - безработица, нищета, преступность, алкоголизм, наркомания и суицид [4, с. 3].

Детский дом – это государственное учреждение, которое должно заменить ребенку семью до его совершеннолетия. С помощью педагогов дети учатся адаптироваться к социальной жизни, в которую они вступят после того, как им исполнится 18 лет. Социальная адаптация детей-сирот заключается в усвоении ими ценностей и норм общества, в котором они живут [1, с. 44]. Проявления адаптации заключаются во взаимодействии детей, оставленных родителями, с окружающим миром и в их активной деятельности. Когда говорят о социальной адаптации детей-сирот, обычно под этим понимают сложный комплекс педагогических и воспитательных мер.

Выделяют следующие этапы адаптации детей в доме ребенка: подготовительный – с момента включения в социальную группу, он связан с социальной диагностикой, определением статуса, ознакомлением с личными особенностями воспитанника; включение в социальную группу – он предполагает помощь в приспособлении к условиям детского дома; усвоение ролей через участие в разнообразной деятельности с накоплением опыта, новых знаний и умений; устойчивое адаптированное состояние, когда дети могут решить практически любую проблему, которая возникает в естественных для них условиях среды [5, с. 191].

Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве, контроле над условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Г.Н. Штинова, Е.Я. Тищенко, В.П. Мельников, Е.И. Холостова, А.И. Кравченко, занимающиеся исследованием проблем ребенка в учреждениях интернатного типа, установили, что разлука с близкими в ранний период жизни, фатальным образом предопределяет дальнейшую судьбу ребенка. Разлука с матерью или вообще отсутствие близких сказывается на развитии детей.

Детство – период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не формируются спонтанно, они формируются в условиях родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других [2, с. 6].В связи с «государственным» воспитанием, у детей-сирот образуются некоторые особенности личности, которые, в известном смысле, создают судьбу. Социальная дезадаптация, в той или иной форме, как правило, спутник таких детей [3, с. 174].

Существующая система работы с детьми в государственных учреждениях зависит от множества факторов социально-психологического, объективного и субъективного характера и не всегда способствует успешной адаптации личности. Для изучения проблемы социальной адаптации детей, воспитанников детского дома было проведено исследование уровня социальной адаптации детей, воспитанников Вельского детского дома.

Методы исследования эффективности адаптации должны давать возможность получения количественных показателей критериев, регистрации изменений, происходящих в процессе адаптации по каждому из них, статистического анализа полученных с их помощью результатов.

Решить эту задачу можно попытаться с помощью методики диагностики социально-психологической адаптации, предложенному в 1954 году К. Роджерсом и Р. Даймондом. Методика апробирована и стандартизирована на разных выборках учащихся в отечественных школах и ВУЗах. Шкала как измерительный инструмент обнаружила высокую дифференцирующую способность в диагностике не только состояний адаптации и дезадаптации, но и особенностей представлений о себе, их перестройки в возрастные критические периоды развития и в критических ситуациях, побуждающих индивида к переоценке себя и своих возможностей. При изучении социальной адаптации воспитанников Вельского детского дома была использована диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда и изучены учебные программы Вельского детского дома по социальной адаптации. Цель исследования заключалась в выявлении особенностей социальной адаптации детей в Вельском детском доме.

В диагностике принимали участие воспитанники Вельского детского дома от 13 лет. Диагностику проходило 11 человек. В опроснике содержались высказывания о человеке, его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их необходимо было соотнести с собственным образом жизни. Прочитав очередное высказывание опросника, детям предлагалось примерить его к своим привычкам, своему образу жизни и оценить: в какой мере это высказывание можно было отнести к ребенку.

Результаты показали, что 70% из опрашиваемых социально-адаптированные личности, 20% обладают стремлением к доминированию и 20% дезадоптированы. В процессе обработки материала было доказано, что 7 респондентов являются социально адаптированными личностями. Так же 20% из опрашиваемых обладают стремлением к доминированию, 20% являются социально - дезадаптированы.

Анализ результатов данной методики показывает, что у детей-сирот образ себя разносторонний (практически все испытуемые написали около 20 характеристик). Не смотря на преобладание субъективных характеристик себя: качества характера, причем в большинстве позитивные («я открытый», «веселый», «обаятельный», «решительный», «умный», «способный»), встречаются и отрицательные характеристики, например: «бываю агрессивной, когда разозлят», «психую, когда не в настроении», «немного вредный», «уступчивый», «слабохарактерный», «несдержанный», «вспыльчивый». Выявлено значительное количество объективных характеристик, относящихся к родству или к любимому занятию (брат, племянник, будущая мать, сестра, спортсмен, девочка, мальчик, мужчина, подруга, воспитанница, человек, личность, индивидуум и др.). К сожалению, встречаются и негативные характеристики себя («куряга», «вор», «преступник», «собственность государства», «мазохистка», «алкаш», «беглый», «дура», «некрасивая», «овечка», «неуверенный», «несдержанный», «вспыльчивый»). Интересен тот факт, что у мальчиков преобладают негативные характеристики себя, у девочек выявлена более позитивная картина.

Полученные результаты, позволяют сделать вывод о необходимости проведения с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, систематической психокоррекционной работы, направленной на коррекцию низкого уровня самооценки, что позволяет преодолеть кризис идентичности и увеличить адаптационный потенциал воспитанников интерната. Данную работу необходимо начинать на более ранних сроках онтогенетического развития (начиная с младшего подросткового возраста). Исследование показало, что если в детском доме целостно организовать педагогический процесс и провести комплексную психолого-педагогическую коррекционную работу, то это будет способствовать достижению воспитанниками высокого уровня общего и умственного развития, формированию активной позиции, как субъекта социализации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что решение проблемы детей-сирот в условиях детского дома возможно. Для ее решения необходима комплексная психолого-педагогическая коррекционная работа, хорошо организованная и качественно проведенная. Работа по социализации воспитанников должна проводиться непрерывно, последовательно, с учетом психологических особенностей каждого ребенка.

 

Список использованной литературы

  1. Бреева, Е. Б. Социальное сиротство. Опыт социологического исследования / Е.Б. Бреева // Социологические исследования. - 2004. - №4. - С. 44.
  2. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. - М. : Академия, 2004. – 328 с.
  3. Дзугаева, А. Как устроить судьбу детей, оставшихся без попечения родителей / А. Дзугаева // Народное образование. - 2001. - №7. - С. 174.
  4. Карелова, Г. Забота о детях – наш долг перед будущим / Г. Карелова // Социальная работа. - 2002. - №2. – С. 3.
  5. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы / Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко, А.В. Быков. - М., 2003. - 284с.
  6. Шептенко, Г.А. Методика и технология работы социального педагога / Г.А. Шептенко, Г.А. Воронин . - М. : Академия, 2011. – 356 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*