Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Изучение патриотической культуры студентов Вятского колледжа культуры

06.02.2015 359 577
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, методист, преподаватель математики и информатики

Опалева Дарья Андреевна
Опалева Дарья Андреевна, студентка 4 курса специальности «Народное художественное творчество»

Вятский колледж культуры
С чего начинается Родина? В первую очередь с любви к своей малой родине – к родному городу, поселку, станице. Без любви к ней невозможна любовь и уважение в стране в целом. А между тем, не уважая страну, человек не будет уважать и окружающее его общество, близких людей [5].

Патриотизм – это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагают общество и человек. Патриотизм – это, прежде всего, состояние души, духа [1, с. 15].

Патриотическая культура – это идеология и психология, политика и деятельность, в которой необходим учет всего исторического опыта формирования патриотизма, его связь с нравственным здоровьем общества, зависимость интенсивности патриотических чувств от степени гражданских свобод. Патриотическая культура – высший уровень преданности и любви к обществу, народу, Родине [3].

Тема патриотической культуры касается каждого гражданина и во многом связана с политической ситуацией в нашей стране. От патриотической культуры зависит: отношение человека к себе, к обществу и к своей стране; вклад конкретной личности в науку, искусство, безопасность и множество других областей социальной жизни человека; состояние и сохранение архитектурного богатства и экологии [4].

Для того чтобы выявить уровень патриотической культуры у студентов Вятского колледжа культуры был разработан опрос на знание исторических фактов нашего государства и родного города (города Киров).

На вопрос о том, кто сейчас является президентом страны, все респонденты ответили верно, а вот назвать первого президента РФ удалось лишь 71% обучающихся. Вспомнить первую строчку гимна РФ смогли 87% студентов. Вопрос о дате образования города Вятка (сейчас Кирова) вызвал затруднения у многих обучающихся, верно смогли ответить всего 47%. Самый низкий процент верных ответов у респондентов на вопрос – сколько раз менял город Киров свое название. Верно ответили всего 27%. Какой праздник отмечают россияне 9 мая, знают все студенты (100%), дату начала Великой Отечественной войны чуть меньше - 85%. С кем воевали наши предки в 1812 году проинформированы 85% респондентов. Выбрать верный из предложенных вариантов о количестве проживающих на территории РФ удалось 60% опрошенных.

При анализе результатов опроса процентное соотношение делилось на три уровня освещенности: высокий уровень (9-10 верных ответов), средний уровень (6-8 верных ответов), низкий уровень (5 и менее ответов).

Верных ответов

Количество

Уровень

Процентное соотношение

10

7

Высокий

25%

9

18

Высокий

8

27

Средний

60%

7

24

Средний

6

9

Средний

5 и ниже

15

Низкий

15%

Таким образом, большинство студентов колледжа знают основные памятные даты своей страны, важные ее характеристики. Но, находясь на среднем уровне, не владеют информацией о своём родном крае, а если поколение не знает своего прошлого, то не имеет будущего.

С целью выявления у студентов их отношения к своей стране было проведено анкетирование. Анкета состояла из двух частей, вопросов, направленных на отношение к родине, и части, в которой студентам предстояло описать перспективы государства.

В ходе анализа результатов анкетирования  было выявлено, что мнения студентов сильно отличается друг от друга. На вопрос, что для меня значит родина, было много разных ответов. Большинство под родиной подразумевают место, где они родились (32%), родной дом (12%). Также встретились такие интересные ответы: травинка в родном уголке, там, где сердцу хорошо, моя крепость. Стоит отметить, что 11% респондентов проигнорировало этот вопрос, то есть они не представляют даже, что такое для них родина!

Следующий вопрос: «я участвовал в патриотических мероприятиях… потому что…» почти половина респондентов  проигнорировали этот вопрос (41%), 12% респондентов и вовсе это не привлекает, но также встретились и студенты, которые считают себя патриотами и участвовали в различных мероприятиях, поясняя это такими фразами: солдатами не рождаются, в строю отцов сменяют сыновья, молодёжь способна создавать своё государство.

Кому нужна патриотическая культура?  Большинство респондентов считают, что она необходима молодым людям (26%), а 23% считают, что она нужна для становления личности.

Следующий вопрос «Я живу в России и не уезжаю за границу, потому что…» повлёк за собой большое количество различных ответов. Самый популярный ответ – нет денег (22%), и лишь 11% респондентов ответили, что им нравится своя страна. Так же были и интересные ответы, такие как: где родился там и пригодился; Россия сильная держава, славится своими просторами; здесь люди с определённым менталитетом, таких больше нигде нет.

На вопрос: кто на ваш взгляд, повлиял на формирование ваших патриотических чувств? Большинство респондентов посчитали, что это родители (16%), ну а дальше мнения разделились, для кого-то это была школа (15%), для кого-то друзья (6%), некоторые сами интересовались этим вопросом (1%).

Вопрос «Быть достойным гражданином своей страны – значит быть…» 24% респондента проигнорировали, чуть меньше считают, что нужно быть патриотом (19%). Часть респондентов посчитали, что для этого нужно быть бедным, довольным, честным, воспитанным, благодарным, мёртвым.

Следующий вопрос был направлен на толерантность студентов: «Я отношусь к многонациональности нашей страны… потому что…». 15% проигнорировали этот вопрос, столько же считают, что это нормально и им всё равно, 14% респондентов относятся положительно к многонациональности и считают что Россия для всех, были и различные ответы такие как: все национальности – это наша история, все люди братья, национализм зло.

Следующая часть вопросов заключалась в том, что нужно подумать и написать свои мысли о будущем России. Первый вопрос был такой: «Подвиги героев заставляют нас задуматься…». Большинство респондентов задумалось о могуществе России (8%), и столько же задумалось о мужестве (8%). 12% респондентов не задумались ни о чём, 11% задумались о жизни. Кто-то задумался ещё о ком-то кроме себя, кто-то о возможностях человека.

На вопрос: «Каждый из нас готов…», были разные ответы. Почти половина респондентов проигнорировали этот вопрос (40%), 26% готовы умереть за Родину, некоторые готовы отстаивать свою точку зрения. Есть и интересные ответы, такие как: «лайкнуть» запись в контакте про ветеранов, но в реальности помочь никак; обсуждать правительство на кухне у телевизора; идти по головам к труду и обороне.

Следующий вопрос был аналогичный: «Каждый из нас верит…», и также мнения разделились: 33% верят в светлое будущее, 27% проигнорировали вопрос, кто то верит в В.В. Путина, кто то верит в Бога, а кто-то в хорошие песни.

К вопросу: «Родину можно защищать не только с автоматом в руках, но и …» наши студенты подошли творчески. Некоторые респонденты решили защищать страну словами (13%), 8% с умом, но были и оригинальные ответы, такие как со сковородкой, с палкой, со штык-ножом.

На следующий, сложный вопрос «Если бы у нас в России была бы такая же ситуация, как на Украине, то я…» респонденты дали много различных ответов, 5% переехали бы в Россию, 7% уверены, что в нашей стране такого бы не было. 24% респондентов проигнорировали этот вопрос, но есть и интересные ответы: стала бы снайпером, выбрала бы президентом Дарт Вейдера.

Последний вопрос стал самым положительным. «Каким вы видите будущее России?» Большинство считают, что оно будет светлым (14%), некоторые (3%) человека считают, что скоро весь мир станет Россией. Но кто-то считает, что будет война, а кто то, что будущее далеко не уйдёт.

Таким образом, можно сказать, что среди студентов колледжа культуры есть немало патриотов, есть много заинтересованных этой проблемой, но хочется отметить такой факт, что почти в каждом вопросе немалый процент респондентов воздержались в своих высказываниях.

По итогам опроса было выявлено, что самый низкий процент правильных ответов по знанию исторических фактов не всей страны, а именно малой родины – Кировской области. Чтобы повысить уровень их знаний можно провести различные классные часы, такие как: встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, просмотр фильма об истории города Кирова, игра на знания промышленности и производства в городе Кирове, беседы на такие темы, как «Что для нас значит война?», «Наши деды воевали для нас», «Я патриот», «Я люблю свою страну», «Мы – это будущее нашей страны», «Что нужно сделать для процветания нашей страны?», «Моё отношение к правительству», «Патриотизм есть любовь», «Как отразились  войны на культуре?», «Что значит быть патриотом современной России?», «Патриотизм в душе каждого», «Чем грозит отсутствие любви к Родине», конкурс стихов вятских поэтов, посещение музеев Вятских художников и другое.

В связи с тем, что в Вятском колледже культуры в основном обучаются творческие подростки, целесообразнее провести мероприятие, включающее игру-состязание «Путешествие по Вятскому краю». Данная игра поможет студентам активизировать и актуализировать свои знания о родном крае, узнать что-то новое и интересное.

 

Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие по Вятке»

Ребята делятся на команды.  Еще до начала игры ребята рассаживаются по своим командам, так, чтобы было видно игровое поле.

Ведущий 1: Здравствуйте, добрая ласковость слова, стерлась на нет в ежедневном привете.

Ведущий 2: Здравствуйте, это же будьте здоровы! Это же дольше живите на свете!

Ведущий 2: Приветствуем всех участников нашей интеллектуальной игры «Что Родиной моей зовется?»

Ведущий 1: Сколько сказочных мест у России, городов у России не счесть…

Ведущий 2: Может где-то бывает красивей, но не будет роднее, чем здесь.

Ведущий 1: Для нас с вами нет ничего роднее Вятского края.

Ведущий 2: Сегодня  вы сможете проверить свои знания о своей малой родине – Кировской области, узнать что-нибудь новое и интересное!

Ведущий 1:Проверка наших знаний будет в виде путешествия по карте Кировской области.

Ведущий 2: У каждой команды есть своя фишка цветом ваших жетонов.

Ведущий 1: Путешествовать по Кировской области вы будете, кидая кубик, и передвигаясь вперед на то число ходов, которое выпало на нем.

Ведущий 2: Мы, ведущие, будем, задавать вопросы, и если ответ будет правильным, то фишка команды передвигается вперед.

Ведущий 1: Если команда не отвечает на вопрос, то она остается на этом же самом месте.

Ведущий 2: Но не все так просто в нашей  игре. Если команда попадает на красный кружок, то она возвращается на 3 хода назад, если на фиолетовый – возвращается на 1 ход. Если на голубой кружок, то пропускает ход. А желтый кружок дает возможность передвинуться команде на 2 хода вперед при правильном ответе на вопрос.

Ведущий 1: Первой будет ходить та команда, у которой при первом броске на кубике выпадет наибольшее значение.

  1. На какой реке расположен город Киров? (река Вятка)
  2. Какие названия были у нашего города? (Киров, Вятка, Хлынов)
  3. Из скольких районов состоит город Киров? (4 района: Октябрьский, Ленинский, Нововятский,  Первомайский)
  4. Чем славится Кировская область? (дымковская игрушка)
  5. Какую форму имеет карта Кировской области? (форму петуха)
  6. Административный центр Кировской области  (город Киров)
  7. Знаменитый художник, родившийся в Кировской области (Васнецов).
  8. Какой заповедник есть в Кировской области? (Нургуш)
  9. Знаменитый писатель Кировской области. (Лиханов)
  10. Назовите фамилию, имя и отчество губернатора Кировской области? (Никита Юрьевич Белых)
  11. В каком городе Кировской области расположена церковь без единого гвоздя? (г. Слободской)
  12. Фамилией какого писателя названа набережная города Кирова? (Грин)
  13. Главная площадь города Кирова (Театральная)
  14. Машиностроительный завод, эвакуированный в годы войны в город Киров? (Лепсе)
  15. Кто основал город Киров? (ушкуйники)
  16. К какому региону относится Кировская область? (Приволжский)
  17. Сколько лет городу Кирову? (639 лет)
  18. Единственный завод, выпускающий механизм катапультирования. ( ВМП «Авитек»)
  19. Стиральная машина, выпускаемая в городе Кирове. (Вятка-автомат)
  20. Сколько театров в городе Кирове? (3)
  21. Глава города Кирова. (В.В. Быков)
  22. Какой поезд отходит в 20.00 от Кировского вокзала ежедневно? ( фирменный поезд «Вятка»)
  23. Как называется аэропорт города Кирова. (Победилово)
  24. Самая длинная улица города Кирова. (Октябрьский проспект)
  25. В честь какого политического деятеля был назван город Киров? (Костриков С.М.)
  26. На востоке какой части России расположена Кировская область? (Европейской части)
  27. В каком часовом поясе расположена Кировская область? (Московский, + 3.00)
  28. Есть примета, по которой говорится, что город Киров расположен на… (7 холмах)
  29. Сколько человек проживает в городе Кирове? (500 тыс.)
  30. Сколько мостов через реку Вятку проходит в городе Кирове. (2 моста – Старый, Новый)
  31. Космонавт, родившийся на Вятской земле (Савиных Виктор Петрович)
  32. Какой ход ежегодно проводится в Кировской области? (Великорецкий крестный ход)
  33. Центральная библиотека Кировской области ( библиотека им. Герцена – Герценка)
  34. Самобытный вятский народный праздник. (Вятская свистунья, свистопляска)
  35. Один из народных художественных промыслов, возникших в слободе Кукарка Вятской губернии. (Вятское кружево)
  36. Исторический город, «меховая» и «торфяная» столица России. (Киров)
  37. Производитель шин в Кировской области (Кировский шинный завод)
  38. Театр для самых маленьких в городе Кирове (Кукольный театр)
  39. Сколько государственных образовательных учреждений в городе Кирове? (4)
  40. Сколько молодежных организаций в Кировской области? (назвать более одной)

Резервные вопросы:

  1. В каком году Д.А. Медведев приезжал в город Киров? (2009 год)
  2. Фабрика игрушек в Кировской области (Весна)
  3. Какой номер региона Кировской области? (43)
  4. Завод обработки цветных металлов (ОЦМ)
  5. Один из притоков реки вятка? (Пижма)
  6. Сколько  городов расположено в Кировской области? (17 городов)
  7. Какой писатель был в Вятской ссылке с 1848 – 1855 гг. (Салтыков-Щедрин)
  8. Недалеко от поселка Костино расположена… (свалка мусорных и бытовых отходов)
  9. Что означает слово Вятка? (выдра, бобер)
  10. День города Кирова.(12 июня)

Ведущий 1: Наша игра подошла к концу. И нам уже известен победитель, им становится команда ______________. Поздравляем их  дружными аплодисментами!!!

Ведущий 2:За что люблю я город свой?

Зачем об этом спрашивать?

Он просто близкий и родной,

Других в душе не нашивать.

Ведущий 1:Он дорог скромною красой–

Заводами и парками,

Асфальтом, вымытым росой,

Делами строек жаркими.

Ведущий 2:Люблю его за суету,

За зимы и за осени,

За август в солнечном цвету,

За мартовские просини.

Ведущий 1:Все любо-дорого мне в нем:

Дожди и ветры встречные,

И люди в городе моем-

Простые и сердечные.

Ведущий 2:До свидания!

Ведущий 1:До новых встреч!

 

Список литературы

  1. Выровщиков А.Н.  Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников [Текст] / авт.-сост. А. Н. Выровщиков, М. Б. Кусмарцев, А. П. Пашкович. – М. Глобус, 2007. – 330с. – ( Воспитательная работа).
  2. Сулейманов Р.Б. Развитие патриотического воспитания в образовательном учреждении [Текст] / Р.Б. Сулейманов. – Новосибирск: Наука, 2012. – 159 с.
  3. Патриотическая культура и её измерения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/6/ruzha.pdf.
  4. Актуальность воспитания чувства патриотизма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://900igr.net/kartinki/pedagogika/CHuvstvo-patriotizma/002-Tema-patriotizma-kasaetsja-kazhdogo-grazhdanina-i-vo-mnogom-svjazanna-s.html.
  5. Важность патриотического воспитания  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://moidetki.com/vospitanie-detej/vazhnost-patrioticheskogo-vospitaniya-detej.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*