Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Некоторые аспекты формирования познавательного интереса обучающихся

05.02.2015 348 536
Вуйлова Марина Анатольевна
Вуйлова Марина Анатольевна, методист, преподаватель математики

Южно-Уральский многопрофильный колледж
Современный мир предъявляет все больше и больше требований к молодой, до конца еще не устоявшейся личности. Современное образование требует от педагога воспитать такую творческую, активную, самостоятельную личность, которая способна решать теоретические и практические задачи, иметь четкую жизненную позицию, быть конкурентоспособным специалистом.

Чтобы не потеряться, а занять достойное место в обществе, молодой человек должен иметь и огромный прочный запас знаний, и быть духовно, нравственно богатым, так как только такой человек может из огромного потока информации отделить истину от лжи, выстоять перед соблазнами «красивой жизни», отстоять свою точку зрения, увидеть свое место в обществе.

В формировании и становлении личности огромную роль играет семья со своими нравственными устоями, общество со своей культурой, учебное заведение, где обучающийся  проводит большую часть своего активного времени.

Проблема восстановления ценностей сегодня встает с особой остротой.

Нельзя обучать, не воспитывая, а воспитывать, не обучая. Обучая математическим формулам надо помнить, что они содержат в себе основания гармонии и красоты, и эта красота той же природы, что и красота цветка.

Следовательно, существует необходимость в новом подходе к обучению математике.
Математика является важной учебной дисциплиной для многих профилей обучения и специальностей среднего профессионального образования. Она необходима будущим специалистам информационных систем, инженерам, работникам транспорта, строителям и архитекторам, экономистам, юристам  и т.д. Математика имеет большие возможности для развития: логического мышления; практических действий по моделированию геометрических и реальных объектов.

Успешность изучения  курса математики, творческая активность обучающихся  на учебном занятии зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Учебное занятие должен быть интересным и увлекательным. Поэтому необходимо организовать процесс обучения таким образом, чтобы у каждого обучающегося сформировать интерес к дисциплине. Так как именно интерес к дисциплине является одним из важнейших факторов успеха в обучении. Чем ниже интерес, тем хуже результаты обучения.

Важность проблемы развития творческих способностей обучающихся  обусловлена, двумя основными причинами.

1) Снижение интереса к учебе при переходе на следующий курс обучения  и объема учебного материала. В начале первого курса обучающиеся в  большинстве своем ждут от учебы чего-то нового, необыкновенного, интересного. К сожалению, уже к концу первого года обучения в колледже,  часть обучающихся  теряет интерес к учебе; но все-таки основная масса первокурсников еще открыта для педагога, у них еще сильна мотивация к обучению. Но уже к середине второго года обучения, как показывают различные психологические опросы, интерес к учебе сохраняют от 20 до 40 процентов обучающихся. Здесь налицо противоречие между все возрастающей сложностью и насыщенностью программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью обучающихся освоить весь объем предлагаемых ему сведений. Не в силах справиться с такими нагрузками, обучающиеся  просто перестают заниматься, свыкаются с ролью неспособных, бесперспективных, отстающих. Мы, педагоги, часто видим причины этого в нерадивости своих студентов. Нежелание части студентов  учиться — своего рода психологическая защита от перегрузки, потеря уверенности в своих силах.

2) Вторая причина в том, что даже те обучающиеся, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной учебной ситуации, демонстрируя свое полное неумение решать продуктивные задачи.
Еще одна проблема нашего образования заключается в противоречии между потребностью общества в творчески мыслящих людях и остающимися в основном репродуктивными методами  обучения в системе СПО. Поэтому свою цель как преподавателя  математики мы видим не только и не столько в том, чтобы передать обучающимся определенный объем знаний, но — главное — в развитии творческих возможностей, продуктивного мышления обучающегося.

Поэтому стоит выделить в этом направлении несколько задач:

  • поддерживать и развивать интерес к изучаемой дисциплине;
  • формировать приемы продуктивной деятельности, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.;
  • развивать логическое мышление, пространственное воображение обучающихся;
  • учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет);
  • показывать практическую направленность знаний, получаемых обучающимися  на учебных занятиях по  математике;
  • учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место математики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками.

Их решение позволит сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для самого обучающегося  и для преподавателя. Учение должно быть увлекательным, содержательным, без принуждения.

Этим задачам подчинены и различные формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая. Но, конечно, самую большую роль в развитии творческих способностей обучающихся на учебных занятиях  по математике мы отводим решению задач: разных, простых, сложных, разно уровневых, практически направленных, актуальных, многовариантных по способам решения.

Очень важно, чтобы каждый  обучающихся на учебном занятии  работал активно, увлеченно. И эту увлеченность надо использовать как отправную точку для возникновения и развития любознательности, устойчивого познавательного интереса. Данной цели служат нестандартные (активные) формы учебных занятий. При подборе заданий для нестандартного учебного занятия нужно учесть, чтобы они отвечали следующим требованиям:

  • задания должны развивать логику, сообразительность, смекалку;
  • иметь практическую направленность, быть поучительными,
  • расширять кругозор обучающихся;
  • быть занимательными по форме, содержанию, сюжету или по способу решения;
  • задачи должны быть по возможности просты, доступны для основной массы обучающихся.

Выбор типа учебного занятия  зависит от изучаемой темы, особенностей конкретной группы, возраста обучающихся. 
Для обучающихся нестандартный урок — переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве; это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества. Обучающиеся, как правило, бывают поставлены в ситуацию успеха, что способствует пробуждению их активности и в работе на учебном занятии, и в подготовке творческих домашних заданий. Нестандартное учебное занятие  не только обучает, но и активно воспитывает ребенка.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.     

Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность обучающегося совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес  - это один из важнейших для нас мотивов учения. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса  учебная работа даже у слабых обучающихся протекает более продуктивно. При этом они испытывают огромное удовлетворение от проделанной интересной работы, повышается их познавательный интерес к математике как науке.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности  обучающихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности будущего специалиста  и оказать сильное влияние на его развитие.

Таким образом, можно убедиться, что развитие познавательного интереса  помогает обучающимся воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии. Поисковая деятельность, как средство обучения способствует приобретению новых знаний, представлений, является высшей формой междисциплинарных связей.

Кроме того, познавательный интерес как основа положительного отношения к учению способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости обучающихся  за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе учебного занятия. Так же повышается роль самостоятельной работы обучающихся.

 

Список использованной литературы

  1. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. –М.: Просвещение, 1990. -97с.
  2. Павлова Н.  Любимые уроки математики. –М.: Эксмо, 2003. -64с.
  3. Виноградова Л. В. Методика преподавания математики в средней школе: учеб. пособие – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.-112 с.
  4. Геометрия 10-11: учеб. для общеобразоват. учреждений/[ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.] – 15-е изд., доп. – М. Просвещение, 2006.-130 с.
  5. Карпушина Н. М. Считать скучно, а играть интересно// Математика в школе. 2006. №9.
  6. Кордина Н. Е. Учение с увлечением// Математика в школе. 2004. №2.
  7. Маркова В. А. Что такое исследовательская деятельность школьников// Математика/ Приложение к газете «Первое сентября». 2007.№12
  8. Погорелов А. В. Геометрия: Учеб. для 7-11 кл. сред. шк.– 4-е изд. –М.: Просвещение, 1993.
  9. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие для студентов пед. институтов– М.: Просвещение, 2007.-115 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*