Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие творческих и интеллектуальных способностей

14.11.2011 453 3226
Захарова Галина Михайловна
Захарова Галина Михайловна, преподаватель математики

Мариинский политехнический техникум
Для современного общества усвоение студентом суммы разнообразных знаний представляется недостаточным. Те студенты, которые не смогут генерировать новые идеи, творчески мыслить не могут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века. Квалифицированные, предриимчивые и инициативные люди не появляются вдруг: их надо растить с детства – в семье, школе, техникуме, вузе и даже уже в профессиональной деятельности. На мой взгляд, сегодня каждый педагог, в том числе и педагог среднего профессионального образования должен решать немало важную задачу: воспитание и развитие творческих способностей студентов в любом направлении, т.к. современная среда требует от членов общества высокого уровня креативности. Простейшие педагогические средства такого воспитания, находящиеся в руках каждого преподавателя, - поддержка различных полезных и разумных инициатив, одобрение их творческих подходов к выполнению учебных заданий, поощрение глубоких и разносторонних знаний по дисциплине,- далеко не весь перечень.


Студентов, которые если захотят, могут быстрее всех решить трудную  задачу, которые могут блеснуть эрудицией, которых можно послать на олимпиаду с надеждой на победу, - именно этих студентов  считают одарёнными и талантливыми многие преподаватели. А если ещё к таким способностям добавить трудолюбие, добросовестность, тогда эти студенты – немеркнущая слава педагогов, их надежда и гордость. Нет сомнения в том, что они талантливы, но их «учебная» одарённость предполагает усвоить чужую логику, чужие идеи, чужой опыт. Чаще всего при этом у них отсутствует собственный подход, собственная «самость», потому что это только затруднит восприятие изучаемого материала.  И потому, творчески одарённых среди них сравнительно не много.


Исследования американского психолога П. Торранса показали, что таковых больше находится среди   ребят совсем «другого образца», среди тех, которые не проявляют особых способностей к учёбе.


Сначала приведу несколько классических примеров, усомниться в которых невозможно.


Альберт Эйнштейн - был весьма посредственным учеником в гимназии и, будучи благонравного и тихого поведения, был всё же исключён за академическую неуспеваемость, правда, не по математике и физике, а по древним языкам. Да и потом дважды поступал в высшую политехническую школу в Цюрихе, а коллег и собеседников поражал своей медлительностью, в нём не было сверкания ума, что мы так привыкли числить за особыми способностями.


Чарльза Дарвина  в детстве и юношестве все учителя считали тупым и предрекали ему самое незавидное будущее.


Маленький Пушкин совсем не казался сколько – нибудь замечательным мальчиком и раздражал мать своей неуклюжестью. И потом, уже в лицейские годы, у Александра изредка попадались высокие баллы только по французскому языку, а по математике, чаще всего появлялись отрицательные оценки.


Список выдающихся людей, вовсе не поражавших своих учителей необыкновенными способностями, не так уж и мал –   Лобачевский, Чехов, Булгаков…


Среди выдающихся выпускников нашего учебного заведения  можно так же назвать  некоторые имена:

Подгорный Михаил Александрович – бывший пресс-секретарь главы нашего города и района, Заслуженный работник культуры Кузбасса, выпускник 1961 года. С удовольствием осваивал гуманитарные науки и с трудом -  математику и техническую  механику.

Цветкова Галина Александровна – Зам. декана социологического факультета Российского Государственного университета в Москве, доктор социологических наук, профессор. Обучаясь на отделении ТЛЗ, блистала в области гуманитарных наук и ни без труда осваивала такие дисциплины, как технология лесозаготовок и лесотранспортные машины.

Киреев Владимир Васильевич – доктор технических наук, профессор Ангарской Государственной технической академии, член – корреспондент Международной Академии Холода, Член Союза писателей России, Депутат Законодательного Собрания Иркутской области, Генеральный директор ОАО «Тулунский мясокомбинат». Стабильно занимался по всем  предметам, а по дисциплине «допуски и посадки, обработка металлов резаньем» с трудом получил «тройку». 


О чём же, всё-таки, идёт речь? А речь идёт о самом главном: развитии творческих  возможностей не только у талантливых, быстро схватывающих изучаемый материал студентов, но  и у неординарных тугодумов,  получающих неудовлетворительные оценки по отдельным дисциплинам. К сожалению, мы педагоги чаще всего обращаем внимание именно на  «отличников» и «хорошистов». Чтобы доказать своё не столь лестное утверждение, я провела простое исследование с  двенадцатью преподавателями нашего техникума. Перечислила личностные и деловые качества, которые встречаются у наших студентов, и предложила отметить знаком «+» те, что им нравятся в студентах, а знаком «-» то, что в них не нравится.


  1. Дисциплинированный.
  2. Неровно успевающий.
  3. Организованный.
  4. Выбивающийся из общего темпа.
  5. Эрудированный.
  6. Странный в поведении, непонятный.
  7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
  8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
  10. Занятый своими делами (индивидуалист).
  11. Быстро, «на лету» схватывающий.
  12. Не умеющий общаться, конфликтный.
  13. Общающийся легко, приятный в общении.
  14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
  15. Ясно, понятно выражающий свои мысли.
  16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

Анализируя полученные результаты, я обнаружила, что всего трое преподавателей поставили «+» не только на нечётных номерах, но и на чётных. Остальные поставили «+» на нечётных номерах вопросов.


Данное исследование, подтвердило мои предположения: среди нас педагогов чаще всего бытует мнение: одарённые, творческие студенты – это те, кто схватывает на лету, быстро соображает, кто может лучше всех учиться. А как быть со студентами совсем «другого образца», с теми, кого преподаватели, как правило, вовсе не считают творчески одарёнными? Задача вполне выполнима: необходимо выявлять, развивать, превращать в творческие способности, имеющиеся у них задатки.


Для выявления творческих способностей студентов на своих уроках и во внеурочное время, я использую очень простую методику. Предлагаю следующее задание: придумать какой – нибудь необычный рисунок на основе кружочка. Обычный кружок. Результат этой работы самый разнообразный: лицо человека, помидор, солнце, луна, вишня… Я очень сожалею, когда получаю именно такие ответы, потому что это банальные, стандартные ответы, которые дают большинство студентов. Намного реже встречались, например, подсолнух, сыр, след неизвестного животного, а однажды мне изобразили стаи вирусов под микроскопом.


Это уже не банально, не стандартно. Иначе говоря, это творческие ответы, и даны они были самыми, что ни наесть заурядными ребятами, у которых иногда появлялись даже двойки. Другой эксперимент позволяет мне выявить не только творчески одарённых студентов, а ещё и интеллектуально одарённых. Состоит он из двух заданий, различных по своему характеру.


Первое задание – это серия задач различной сложности, из которых студенты выбирают любые две. После того как задачи будут решены, испытуемые могут переходить к следующему заданию, либо продолжить решение задач.


Второе задание творческого характера: например, придумать новую модель велосипеда, или придумать необычной формы чайник, или одежду, которую будут носить в XXII веке и т.д. Как и в предыдущем задании, испытуемые выполняют два задания, затем переходят к следующему, либо продолжают здесь же. Данную методику я использую и в работе по организации проектной и исследовательской деятельности на занятиях математикой.


Такие простые эксперименты помогают мне условно разделить студентов на творчески одарённых - это те, которые продолжали фантазировать;  и интеллектуально одарённых – это те, которые решали различной сложности задачи и расшифровывали текст. За этой разной одарённостью стоит разная личность. У творческого студента она чаще всего менее удобная, менее приятная и более хлопотная для преподавателя.


Но если общество сегодня действительно ценит творчество и творческую личность, то мы педагоги в первую очередь должны быть внимательны к творческому студенту, с большим пониманием относится и к его силе, и к его слабости.


Для развития  творческих и интеллектуальных способностей отвожу специально время на уроке, но в основном использую время, отведённое на выполнение внеаудиторной самостоятельной деятельности.


Творческим ребятам предлагаю, например, такие задания: написать сочинение, придумать сказку, рекламу, составить кроссворд, ребус, дидактическую настольную игру, с помощью рисунка изобразить изученную тему, создать модель экзаменатора, написать заметку в газету или сделать газету.


Интеллектуалы получают задания немного другого характера: подготовить выступление для теоретической конференции, написать реферат, сообщение, составить историческую справку, составить тест, создать компьютерную презентацию, создать вариант компьютерной дидактической игры, выполнить исследовательскую работу, например, «Математический анализ – основа современного естествознания»…


На протяжении многих лет веду занятия в клубе интересующихся математикой (КИМ), которые с удовольствием посещают и творческие студенты, и интеллектуалы.


Результаты  деятельности в данном направлении: участие в выставках творческих работ студентов внутри техникума; активное участие студентов с творческим подходом в «Неделе Науки»; участие во Всероссийском  конкурсе «Свой мир мы строим сами»; выход в финал IV и Vмеждународных конкурсов «Математика и проектирование»; участие студентов в олимпиадах (7 апреля 2011 года мы заняли первое место в областной олимпиаде по математике в г. Новокузнецке). Активное участие  в НПК различного уровня с хорошими показателями, в которых приняли участие многие студенты.


В заключении хочу обратить внимание на то, что последние годы мы возмущаемся бесхозяйственностью по отношению к природе: воде, земле, лесу, природным ископаемым и пытаемся решать экологическую проблему.


Потеря духовных ресурсов также невосполнима, как и потеря природных богатств. Ведь каждый человек – это целая Вселенная. А потому наряду с экологией природы, на мой взгляд, должна появиться экология одарённости,  экология творчества, экология духовных, интеллектуальных способностей человека.

 

Литература:

  1. Научно-популярная серия «Педагогика и психология», № 12, 1990г. Издательство «Знание», Москва.
  2. Интернет – ресурсы.
  3. Материалы музея ГОУ СПО «МЛТТ».



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*