Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие Коммуникативных Способностей Студентов (из опыта работы)

30.01.2015 1771 2868
Трофимова Ирина Германовна
Трофимова Ирина Германовна, преподаватель

Южно-Уральский многопрофильный колледж

Несколько лет тому назад термин «развитие коммуникативных способностей» относился только к сфере обучения иностранного языка. Современная жизнь поставила перед преподавателями и студентами образовательных учреждений задачу повышения речевой культуры и развития коммуникативных способностей. Всё более возрастает необходимость в специалистах, умеющих выразить себя средствами не только родного языка, но и иностранного в том числе. Как научить современных людей мыслить образно, выражать свои мысли ясно и чётко? Формирование речевых способностей студентов осуществляется на занятиях иностранного языка на основе коммуникативного метода, который давно и успешно применяется преподавателями иностранного языка.

Коммуникативный метод направлен на развитие умений общаться и выражать собственное мнение средствами иного языка. Учебная деятельность на занятии представляет собой специфический процесс, основой которого является учебная ситуация общения.

Технология обучения общению основательно разработана и может воспроизводиться как опытными, так и молодыми преподавателями. Эта технология состоит из специальных упражнений, которые постепенно развивают речевые способности студентов. Обучение строится на так называемом функциональном языке, т.е. основой общения являются функции или речевые задачи языка: выразить одобрение или выразить сомнение по поводу чего-то, согласиться или отвергнуть чью-то мысль, идею и т.д. Студенты обеспечиваются набором опорных фраз, а также схем, которые помогают им самостоятельно построить разговор между собой. Что можно обсудить, или что может стать предметом разговора на учебных занятиях? Это может быть некая проблема или противоречивое мнение, или отрывок из художественной литературы, содержание которых вызывает непосредственное желание высказать своё мнение, т.е. содержание примеров создаёт коммуникативный мотив для взаимодействия присутствующих. В реальной жизни мы часто сталкиваемся с противоречиями - проблемами, и мотив поделиться своим мнением с близкими для нас людьми, является естественным желанием. Вот именно это побуждение обсудить, узнать мнение собеседника является основой обучения общению, а общение в свою очередь является способом обучения иностранному языку.

Работа над развитием коммуникативных способностей начинается традиционно с освоения фраз речевого этикета. На первый взгляд кажется, что может быть проще, чем сказать друг другу: «Приятно с Вами познакомиться!» Но именно речевой этикет выявляет недостатки студентов психологически перешагнуть через неумение быть доброжелательным, общительным с участниками речевой ситуации. Сама фраза рассматривается студентами как архаизм: «Так давно уже не говорят», выговаривают они. Объясняем стилистику речи, поясняем существование трёх стилей речи: официального, неофициального и нейтрального. Фраза «Приятно познакомиться» необходима в условиях официального представления, а вот на улице, в компании друзей можно сказать иначе. А как? Студенты приводят многочисленные примеры. Они пытаются защитить свои привычные отношения, и тут уже преподаватель должен проявить терпимость и внимание. В природе всё имеет право быть. Речевой этикет осваивается всё же с интересом. Сначала по моделям, потом по заданиям: «Представьте себя в новой компании друзей», «Представьте нового друга своим родителям». Создаются ситуации, в которых надо практически показать себя и своего друга, сыграть роль родителей, пригласить, пожать руку, что не всегда легко сделать в реальной жизни. Так на занятии иностранного языка студенты пополняют свои знания иностранного языка новыми фразами, расширяют кругозор знаниями этикета, воспитывают в себе положительные эмоции. По первому примеру уже можно выделить первое требование к коммуникативным способностям: формирование организационных умений, т.е. умений работать в режиме студент – студент, студент – группа, группа – студент, работа в группах.

Преодоление замкнутости, скованности и застенчивости тоже включается в одно из направлений работы по формированию коммуникативных навыков. Специальными упражнениями служат короткие диалоги с разным содержанием, начиная от вопроса, «Нравится ли вам погода сегодня?» и включая профессиональную тему, «Какие впечатления от первого дня на практике?» Ответ должен быть лаконичным, чётким, доброжелательным и по возможности с улыбкой или юмором. Постоянная работа по преодолению психолингвистических трудностей устраняет застенчивость, у студентов появляется речевая уверенность.

Второе требование к коммуникативным умениям – развитие интеллектуальных умений. Специфика предмета позволяет развивать интеллектуальные умения на основе художественного текста. К сожалению, современная молодёжь не любит читать литературу, а классическую тем более. Современная молодёжь более рациональна и восприимчива к технологическим новшествам, которые без труда предоставят информацию быстро без физических и интеллектуальных затрат. Молодёжь давно уже очертила круг своего информационного поля и загрузила себя каналами сообщений и сообществ виртуального пространства. Однако реальные требования Госстандарта возвращают нас к проблеме: как же быть с техникой чтения и скоростью чтения на родном языке, не говоря уже об иностранном языке? Среди писателей англоязычной литературы удалось выделить такие произведения, которые, с одной стороны являются информативными, а с другой имеют динамично развивающийся сюжет, чётко выделяемую идею и героев, которые вызывают остроту чувств и эмоций. Содержание таких произведений позволяет организовать интересную беседу, побудить студентов к высказываниям, обсуждениям и полемике. Работа с художественным текстом развивает логическое мышление, анализ, умение аргументировать.

Так, например, происходит с произведениями О.Генри «Полицейский и духовный хорал», «Последний лист». Тема первого произведения на первый взгляд очень простая - непутёвый уличный бродяга несколько раз нарушает общественный порядок. Работа с текстом строится в два этапа. Первый этап охватывает чтение и контроль понимания с помощью уточняющих вопросов: «Кто? Где? Каким образом?» и проблемных вопросов: «Почему? Какая причина?» Ответы на вопросы подготавливают студентов к собственной речи, т.е. нарабатывается словарный запас для проведения второго этапа работы с текстом.

Второй этап работы – это беседа по прочитанному произведению. Студенты высказывают своё  мнение, рассуждают, дают оценку событиям.

Последовательно построенная беседа подводит студентов к глубокому анализу причин поведения главного героя, нарушавшего порядок: отсутствие работы, жилья и денег. Загнанный в тупик жизненных обстоятельств человек готов сделать что угодно, лишь бы попасть в тюрьму, где получит место для сна и еду. Вывод: тема одиночества и безысходности актуальна и в наше время. С такой ситуацией многие уже знакомы не по страницам О.Генри, поэтому эмоциональное восприятие способствует воспитанию нравственных качеств личности, прежде всего сопереживания и доброты: качества не часто встречаемые среди молодёжи.

Интеллектуальные умения развиваются с помощью заданий: «сравните», «найдите фразы, которые подтверждают…», а также «выделите», «проанализируйте», «сопоставьте факты», «подумайте и скажите» и т.д.

Кроме того, художественная литература развивает и информационные умения. Прочитанный рассказ описывает экономическую обстановку в Америке в начале 20 в., известную как «великая депрессия», а биография автора тоже узнаётся впервые на занятиях. О.Генри находился в тюрьме за долги, и ему пришлось написать свой первый рассказ, чтобы получить какие-то деньги и купить рождественский подарок для маленькой дочки. Так, талантливый писатель О.Генри и учебная беседа о литературных героях служат упражнениями для развития интеллектуальных и информационных умений.

В многопрофильном колледже получают профессию будущие специалисты Российского Пенсионного Фонда. Студенты должны быть готовы к общению с людьми разного возраста. На занятиях студенты учатся реагировать на чужое мнение, учатся формулировать тезисы и аргументировать. Важным качеством для будущего специалиста является умение владеть риторикой. Эта часть коммуникативной компетентности развивается с помощью речевых упражнений с элементами дискуссии.

Речевые упражнения строятся по схемам, например: запрос информации – её уточнение – выражение своего мнения – реакция на данное мнение. Схемы позволяют отрабатывать речевые фразы: согласия-несогласия, удивления, недоумения, сомнения, неуверенности и т.д. На первых порах преподаватель подсказывает, какую фразу следует выбрать для точного ответа, далее студенты сами ориентируются в характере речевых клише и сами программируют своё высказывание. Конечная цель такого обучения – проведение урока с элементами дискуссии в ролевой игре. Одна из таких игр называется «Аквариум».

Участники могут располагаться по кругу. В центре круга два главных действующих лица – дискутирующие. Остальные участники являются поддерживающей стороной одного из двух участников. Зрители наблюдают за участниками, оценивают их, выбирают победителя. Зрители тоже могут принять участие в дискуссии, но только со своего места.

Для дискуссии определяется предмет спора: положения, тезисы. Задаётся регламент выступлений. Каждый участник и его команда выбирают дискуссионную позицию: за или против содержания оспариваемого аргумента. Дискуссия проходит в два раунда. Первый раунд предполагает обмен тезисами. Каждый участник заканчивает выступление заключительной фразой: «поэтому я считаю, что … это верно или неверно». Во втором раунде опровергаются тезисы, выдвинутые второй стороной. Публика оценивает выступление участников и тоже аргументирует, почему один участник сильнее или слабее. Результаты подводят  сообща. Конечно, сам термин «дискуссия» предполагает наличие хорошо сформированных коммуникативных навыков. Средствами иностранного языка такая дискуссия носит условный характер и студенты имеют ограниченные возможности для самореализации. Но такая игра пробуждает интерес к формам устной речи, как обсуждение, полемика, уменьшает неуверенность перед выступлениями в большой аудитории и способствует овладению навыками риторики. С информационной точки зрения предметом спора может быть любой противоречивый вопрос, суждение или цитата.

Работа с речевыми упражнениями имеет большой образовательный потенциал: студенты учатся работать с информацией разного содержания, студенты расширяют свой кругозор, повышают речевую культуру, развивают лингвистические способности. Всё это происходит без психологического давления со стороны преподавателя, а с помощью естественно возникающих условий для коммуникативной мотивации, которая способствует воспитанию и развитию студентов как творческих личностей.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*