Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Внедрение инновационных технологий в практическое обучение студентов специальности 21.02.14 «Маркшейдерское дело»

29.01.2015 520 804
Монахова Яна Юрьевна
Монахова Яна Юрьевна, преподаватель специальных дисциплин

Благовещенский политехнический колледж
Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен на живых людей - специалистов с компетенциями высокого профессионального уровня, востребованными работодателями с учетом стратегии развития горной промышленности, а также в соответствии с требованиями науки, техники и технологии. В подготовке таких специалистов важную роль играет внедрение инновационных технологий в практическое обучение обучающихся.

Инновационные технологии - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:

  • усвоением максимального объема знаний;
  • максимальной творческой активностью;
  • широким спектром практических навыков и умений.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире.

Целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность.

Студент должен научиться развивать очень важные в современном обществе навыки:

  • умение самому разрабатывать план своих действий и следовать ему;
  • умение находить нужные ресурсы (в том числе - информационные) для решения своей задачи;
  • умение получать и передавать информацию, презентовать результат своего труда - качественно, рационально, эффектно;
  • умение использовать компьютер в любой ситуации, независимо от поставленной задачи;
  • умение ориентироваться в незнакомой профессиональной области

Основные задачи преподавателя при организации практического обучения студентов с использованием инновационных технологий:

  • повысить уровень мотивации к учебному труду
  • сформировать высокий уровень развития обучающихся на основе включения их в постоянную усложняющуюся деятельность
  • сформировать доброжелательную атмосферу, создать позитивное отношение к учению посредством индивидуального отношения к каждому студенту
  • воспитать чувство собственного достоинства
  • воспитать умение решать проблемы

Выше перечисленные задачи решаются путём внедрения следующих инновационных технологий в практическое обучение студентов специальности 21.02.14 «Маркшейдерское дело» Благовещенского политехнического колледжа:

 

  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ): внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Именно ИКТ: электронные учебники, тренажеры, презентации, позволяют студентам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Такие уроки становятся интересным увлечением, а материал темы долго находится в памяти учащегося.

Примеры внедрения ИКТ в нашем колледже:


Рис. 1 – Полевые измерения с помощью электронных приборов



Рис. 2 – Обработка результатов измерения в специализированных маркшейдерских программах



Рис. 3 – Создание электронной библиотеки



Рис. 4 – Участие в дистанционных конкурсах


 

Рис. 5 – Создание мультимедийной библиотеки (лекции)

 

  • Личностно – ориентированные технологии: преподаватель создает условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей студентов. В ее основе лежит дифференциация и индивидуализация деятельности, основанная, прежде всего, на развитии интереса познания, выявление в себе и развитие креативных способностей на природо - сообразном уровне. Овладение технологией такой деятельности усиливает способность критического суждения, осмысления жизни, принятия важных решений.

Примеры:


Рис. 6 – Открытая защита исследовательских проектов

 


Рисунок 7 – Выполнение самостоятельных работ на горном предприятии

 

  • Технологии практико – ориентированного обучения: в технических ССУЗах необходимость взаимосвязи общетехнической и профессиональной подготовки заложена в специфике этих учебных заведений, что закономерно ведет к тому, чтобы обучение горнодобывающим дисциплинам имело профессиональную направленность.

Профессиональная направленность обучения рассматривается, во-первых, как средство: с помощью дисциплин горнодобывающего цикла сделать процесс обучения профессионально-ориентированным, во-вторых, рассматривается как форма специфической межпредметной связи и характеризуется как специализированная взаимосвязь общеобразовательных и профессиональных знаний.

Примеры:


Рис. 8 – Прохождение учебной практики в полевых условиях

 


Рис. 9 – Прохождение производственной практики на действующих горных предприятиях

 


Рис. 10 – Проведений лекций в условиях горного производства

 

  • Проблемно – развивающие технологии: специфическими функциями проблемно-развивающей технологии обучения являются: формирование критического мышления студентов; формирование умений и навыков активного речевого общения; организация деятельности преподавателя по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе обучения.

Формы занятий:

  • занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;
  • занятия с имитацией публичных форм общения: конференции, дискуссия
  • занятия, основанные на имитации деятельности горного предприятия
  • перенесение в рамки занятия традиционных форм внеклассной работы (нетрадиционные формы): КВН,  "Что? Где? Когда?", «Слабое звено», «Лучший геодезист» и др.

Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией. Применяя данные технологии в инновационном обучении,преподаватель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук со спецдисциплинами такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия

 

Список используемой литературы:

  1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78.
  2. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 83.
  3. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.
  4. Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2000. – 289с.
  5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*