Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Самостоятельная работа как одно из направлений совершенствования подготовки студентов в образовательном процессе

28.01.2015 4199 9637
Кремса Анастасия Анатольевна
Кремса Анастасия Анатольевна, преподаватель

Мурманский медицинский колледж

«…Должно постоянно помнить, что следует передавать ученику

не только те или иные познания, но развивать в нем желание

самостоятельно, без учителя, приобретать новые… Обладая такой

умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу,

человек будет учиться  всю жизнь…»

К.Д. Ушинский

 

В последнее десятилетие в результате происходящих процессов реформирования системы среднего профессионального образования возросла значимость самостоятельной работы как одного из видов учебной деятельности студентов. Основные причины заключаются в следующем:

  1. Подготовка конкурентоспособного, высокоорганизованного специалиста стала основополагающей задачей.
  2. Современные социокультурные условия выдвигают на первый план актуальность получения непрерывного образования, постоянного совершенствования собственных знаний и умений, закреплений их в практико-ориентированной деятельности.
  3. Информационно-ориентированное общество требуется изменение организации образовательного процесса - сокращение аудиторной нагрузки, переход от пассивного «слушания» теоретических основ к увеличению доли самостоятельной работы.
  4. Центр тяжести в обучении трансформируется на самостоятельную деятельность студентов [2].

В современном обществе разносторонние знания, приобретенные в рамках учебной программы через несколько лет могут потерять свою актуальность. Единственным возможным способом преодоления кризиса компетентности является самообразование - форма самостоятельной работы по саморазвитию и самосовершенствованию, направленная на приобретение новых актуальных знаний и умений.

Таким образом, ведущая задача педагога среднего профессионального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи невозможно только путем передачи знаний готового продукта реципиенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а фундаментом, который человек заложил самостоятельно, и который по истечении времени станет прочным его достоянием.

Самостоятельность - обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Она предполагает совершение осознанных рефлексивных и продуктивных действий в процессе учебного процесса.

Самостоятельная работа - вид деятельности, выполняемый индивидуально с материалами, которые студент подбирает самостоятельно в зависимости от личного целеполагания, мотивационной составлящей и заинтересованности, а также работа под контролем преподавателя, оцениваемая как преподавателем/студентом или группой студентов. Её можно рассматриваит как абсолютно автономную, не оцениваемую преподавателем, определяемую самим студентом и осваиваемую им в нужном ему объеме и временном промежутке.

В образовательном процессе задействовано большое количество участников: студент, преподаватель, авторы учебников и составители учебных пособий, экзаменаторы и эксперты, оценивающие степень владения компетенциями, составители учебных программ и планов, но главным участником учебного процесса является студент, так как все подчинено его целеполаганию. Цель обучаемого - освоить тот или иной объем знаний.. Его задача состоит в  усвоении предлагаемой преподавателем информацию и закреплении ее с тем, чтобы у него сформировалось требуемое умение. Для этого студенту нужно реализовать принцип автономии, в основе которого лежит положение «учись учиться». Через этот принцип студент, непосредственный пользователь компетенций, может облегчить процесс изучения, самостоятельно выбирая цели, материалы и методы, наиболее соответствующие его образовательному уровню, потребностям, мотивации и личностным характеристикам. Таким образом, в учебном процессе обучаемый становится не только непосредственным участником, но и равноправным партнером преподавателя.

Усиление роли самостоятельной работы студентов означает оптимизацию методов и средств обучения, внедрение в учебный процесс новых технологий, совершенствование методики проведения научно-исследовательской работы студентов, системы текущего и итогового контроля, введение балльно-рейтинговой (накопительной) оценки. Главное в линии организации самостоятельной работы студентов заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.

Возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов. Первый -  активные формы самостоятельной работы, в ходе которых происходит взаимодействие педагога со студентом (рис.1).


Рис. 1. Активные формы СР

 

Второй - интерактивные формы самостоятельной работы, в ходе которых происходит взаимодействие не только студента с преподавателем, но и с другими студентами одновременно (рис.2).


Рис. 2. Интерактивные формы СР

 

Активными формами самостоятельной работы являются: индивидуальное занятие, конспектирование лекций, получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины, выполнение контрольных, курсовых и дипломных работ, подготовка научных докладов, рефератов. Примерами интерактивных форм самостоятельной работы студентов могут выступать: анализ деловых ситуаций (мини кейсов), проектная деятельность, творческие задания, выступление на конференции, подготовка презентаций, комплексные задания.

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля, среди которых выделяют:

  • методы устного контроля: беседа, объяснение, чтение текста, сообщение и др.;
  • методы письменного контроля: сочинение, эссе, реферат, написание тезисов, статей и т. д.;
  • методы практического контроля: воспроизведение опытов, упражнения, эксперименты, дидактические тесты, наблюдения;
  • методы комплексного контроля: составление портфолио, составление рейтинга [1].

В последние годы наряду с традиционными формами контроля - зачетами (дифференцированными), экзаменами (комплексными, квалификационными), достаточно широко используются новые методы, одним из которых является  бально-рейтинговая  система контроля. Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а так же активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности. Введение рейтинга может вызвать увеличение нагрузки преподавателей за счет дополнительной работы по структурированию содержания дисциплин, разработке заданий разного уровня сложности, но такая работа позволяет преподавателю раскрыть свои педагогические возможности и воплотить свои идеи совершенствования учебного процесса.

Полезным является тестовый контроль знаний и умений студентов, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы и позволяет в большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализации рейтинговых систем, дает возможность индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для активных и интерактивных форм самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента.

Для достижения результативности выполнения самостоятельной работы, студенты должны четко понимать ее полезность для успешного построения карьеры и практического использования полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.

Анализируя активные и интерактивные формы обучения в сопровождении педагога, применяемые при выполнении блока самостоятельной работы, можно сделать следующие выводы:

  1. Самостоятельная работа выходит на первый план и приобретает новую роль: она постепенно превращается в ведущую форму организации учебного процесса.
  2. В результате самообразовательной деятельности студенты включаются в процесс приобретения, структурирования и закрепления знаний.
  3. По мере продвижения студентов от курса к курсу значение и объемы самостоятельной работы постоянно возрастают, а формы ее организации становиться более разнообразными.
  4. Творческая составляющая в самостоятельной работе студентов должна стать неотъемлемой ее частью.
  5. В процессе организации самостоятельной работы педагог как источник и ретранслятор готовых знаний исчерпывает свои функции и становится научным консультантом и соавтором творческой деятельности.
  6. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс становится необходимым для эффективной организации самостоятельной работы студентов и учета их индивидуальных достижений.
  7. Возникает острая необходимость в организации повышения педагогической квалификации преподавательского состава в вопросах организации самостоятельной работы студентов.
  8. Для эффективной организации самостоятельной работы необходимо предусмотреть обеспечение студентов учебной и учебно-методической литературой по каждому из предметов курса, содержащей практические задания для работы, предъявляемые требования, критерии оценки, тесты и задания для самопроверки, научно-методические рекомендации по организации и оформлению работ, рекомендуемую литературу.

 

Список источников информации

  1. Гордеева В.В. Активные и интерактивные формы организации и педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов. Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. № 28 2012 г.
  2. Локша О.М. К проблеме самостоятельной работы студента в учебном процессе. Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 2. Филологические науки. С. 25-29.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*