Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Модель организации непрерывного профессионального образовании «Школа – колледж – предприятие»

28.01.2015 558 991
Вдовина Анжелика Вячеславовна
Вдовина Анжелика Вячеславовна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин

Липецкий металлургический колледж

Современные процессы модернизации в экономике, стремительные темпы развитии технологи предъявляют постоянно растущие требовании к качеству трудовых ресурсов.


Реальные сектора экономики испытывают потребность в высококвалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена. Решением дано проблемы может быть создание целостно гибко системы непрерывного профессионального образования, которая  бы эффективно решала задачи социально-экономического развития региона. В основе идеи непрерывного профессионального образовании заложена тенденции создании образовательного кластера «Школа – колледж – предприятие», которые обозначены развитием экономики региона.


В Липецкой области с 2005 года, года создания особой экономической зоны создано более 20 тыс. рабочих мест, из них более 40% в инновационной составляющей. Сегодня, на современном этапе экономического развития Липецкой области распределение образовательных учреждении и профессиональная квалифицированная структура подготовки кадров не в полном объеме удовлетворяет потребностям инновационной экономики региона.


Для альтернативного решения проблемы можно предложить проект создании колледж - классового образовательного пространства на основе соединении среднего образовании и профессионального образовании. Такой класс построен на сетевом взаимодействии общеобразовательных учреждении и профессиональных учреждений, деятельность направлена на реализацию задач подготовки квалифицированных рабочих кадров для экономики региона. Модель профессионального параллельного обучения в реальности может стать основой формирования нового механизма воспроизводства кадров по необходимым региону специальностям с «привязкой» к конкретному кластеру или территории. Процесс создания образовательной программы непрерывного образования региона и в последствии будет стимулировать развитие конкурентоспособности трудовых ресурсов региона. Создание экспериментальной площадки зависит от развития экономики региона, от потребностей региона в профессиональных квалифицированных кадрах, решении Управлении образовании и науки области. В результате на выходе получает с создание глобального, согласованного проекта, направленного на решение кадрового обеспечении региона в определенные сроки. Реализации данного проекта позволит обеспечить удовлетворение личностных потребностей обучающихся, позволит сформулировать профессиональную квалификационную структуру подготовки кадров в регионе. Система профессионального обучения «Школа – колледж – предприятие» обеспечит самоопределение учащихся на старше ступени образовании с ориентацией на потребности социально-экономического развитии региона.


Целью организации обучения в «колледж – классах» является максимальное раскрытие индивидуальных способностей, формирование профессионально и социально компетентной, мобильной личности, умеющей делать профессиональный и социальный выбор, нести за него ответственность, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию.

Основа модели профильного параллельного обучения «колледж – класса» состоит в организации единого образовательного пространства на основе интеграции содержания среднего общего и среднего профессионального образования путем сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования.


«Колледж – классы» в общеобразовательных учреждениях, обучающиеся которых, в рамках профильного обучения, имеют возможность наряду со средним общим образованием получить по программе специального подготовительного курса профессиональное образование на договорной основе. В данной модели организации профильного обучения реализуется не только содержание выбранного профиля, но и обучающимся предоставляется возможность осваивать содержание профильных предметов учреждений среднего профессионального образования.


Законодательной основой реализации данной модели профессионального обучения является Федеральный закон Российской федерации №273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации», Типового положении об общеобразовательном учреждении; Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образовании; Порядка реализации сокращенных, ускоренных основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования.


К нормативному правовому обеспечению реализации данной программы на старшей ступени общего образования относятся программа и стратеги эксперимента, Положение о «колледж - классе» и пакет документов в форме приказов управления образовании и науки области, планы работы экспериментальных площадок. На уровне образовательного учреждении к локальным актам, регламентирующим функционирование колледж - классов относятся: приказы об открытии колледж – классов в рамках работы областной экспериментальной площадки «Профильное параллельное обучение на договорной основе в рамках сетевого взаимодействия», положение о колледж - классе, приказы, утверждающие учебные планы, годовой календарный график, государственную (итоговую) аттестацию, договора о сотрудничестве.


К алгоритму детальности образовательного учреждения, где будет размещена реализации программы «класс – колледж» относиться следующее:

  • изучение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность «колледж – классов»;
  • изучение потребностей рынка труда региона и соседних регионов;
  • изучение потребностей учащихся 8-9-х классов;
  • изучение возможностей учреждения профессионального образования;
  • заключение договоров с учреждениями профессионального образования;
  • внесение изменении в образовательную программу общеобразовательного учреждения и локальные акты в части организации деятельности «колледж – классов»;
  • разработка совместного  учебного плана «колледж – класса» и его утверждение;
  • разработка и утверждение календарного учебного графика;
  • назначение ответственного лица за организацию деятельности «колледж – класса»;
  • разработка и утверждение рабочих программ совместно с профессиональным учреждением;
  • анализ учебно-методических комплексов;
  • разработка Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся в «колледж – классах».


Организация «колледж – классов» осуществляется на основе договоров о сотрудничестве в сфере образования, которые заключается между:

  • учреждением среднего профессионального образования и школой (двусторонний договор);
  • учреждением среднего профессионального образования, школой и предприятием (трехсторонний договор).


В договор могут быть включены обязательства учреждения среднего профессионального образования и школы, не противоречащие их уставам и законодательству Российской Федерации.


Особая роль, в данной программе, отведена предприятию, которое должно принять обучающихся на практику и в последствии трудоустроить.


Соответственно на предприятие возлагаются следующие функции:

  • заключение трехстороннего договора;
  • формирование пакета документов;
  • участие в управлении проектом (управляющие Совет или собрание представителе сетевого взаимодействия);
  • участие в разработке образовательных программ с учетом специфики региона;
  • участие в проведении аттестации по профильным предметам и практике;
  • предоставление материально-технической базы дл проведении практических занятий, сведений о вакансиях;
  • участие в разработке информационных ресурсов;
  • предоставление рабочих мест в каникулярный период.


К необходимым условиям организации «колледж - классов»  относится следующее:

  • наличие в сети различных учреждении среднего профессионального образовании и организации, представляющих обучающимся возможность выбора;
  • возможность организации производственно практики по выбрано специальности на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые территориально расположены вблизи образовательного учреждении;
  • возможность осуществления и перемещения обучающихся и преподавателей образовательных учреждений, входящих в сеть.


Профильное обучение учащихся школы по модели «колледж – класс» осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечении образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и предприятий  и строится на следующих вариантах:

  1. Объединение нескольких образовательных учреждении вокруг учреждении среднего профессионального образовании;
  2. Кооперации образовательного учреждении с учреждениями среднего профессионального образовании и привлечение дополнительных профессиональных ресурсов.


Сетевое взаимодействие на более высоком уровне обеспечивает реализацию требовании к современно профильной школе и колледжам, направленную на качественное изменение содержании образования и методов организации образовательного процесса в соответствии с современными производственными технологиями и потребностями работодателе.


Реализации данного проекта даст возможность осуществить формирование системы образовательной деятельности на основе консолидации образовательных и производственных структур, обеспечить профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профильной школы, обучение по востребованным программам среднего профессионального образовании и трудоустройство на предприятиях региона.


Реализация поставленных задач даст возможность выстроить в регионе систему обеспечения личных потребностей обучающихся и их родителей и формирование профессионально-квалификационной системы подготовки кадров с учетом потребностей экономики региона.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*